Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о предмете административно-правового регулирования относится к числу дискуссионных. Основные разногласия сводятся к тому, на какие именно общественные отношения (производственные, идеологические, волевые и т. д.) и на что непосредственно в самих общественных отношениях может оказывать регулирующее воздействие норма права.
Некоторые авторы утверждают, что право непосредственно регулирует даже производственные отношения, разновидностью которых, по их мнению, являются имущественные отношения, лишенные какого – либо волевого содержания.3

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
Понятие и структура предмета административно-
правового регулирования ………………………………………….5
Понятие и виды методов административно-правового
регулирования …………………………………………………….15
3. Предмет и метод правового регулирования как
основания деления права на отрасли и институты ……………. 31
Заключение ………………………………………………………………36

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.08 Кб (Скачать файл)

Итак, мы рассмотрели вопрос о механизме административно-правового  регулирования. Предметом административно-правового  регулирования являются конкретные виды общественных отношений.

Предмет административно-правового  регулирования – это общественные отношения, являющиеся объектом воздействия права. Поэтому данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

– быть устойчивыми и  характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;

– обладать способностью воспринимать правовые требования;

– допускать возможность  правового контроля за ними;

– в их правовом регулировании  должна быть заинтересована определенная социальная общность (государство).

Структуру предмета административно-правового  регулирования составляют следующие элементы:

а) субъекты общественных отношений;

б) содержание общественных отношений (поведение людей);

в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение  людей);

г) социальные факты (различные  события и жизненные обстоятельства).

Метод административно-правового  регулирования – совокупность средств и приемов, с помощью которых государство регулирует общественные отношения.

Факторы, определяющие содержание метода:

а) общее взаимоположение  субъектов (равноправное – подвластное);

б) порядок возникновения  прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

в) степень определенности предоставленных прав;

г) пути обеспечения прав и обязанностей субъектов (уголовное  наказание, материальная ответственность  и т.д.)27.

Предмет и метод административно-правового  регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли. Каждая отрасль характеризуется предметом регулирования и наиболее характерными для неё методами. Так, общепризнано, что гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (ч. 1 ст. 2 ГК РФ). В то же время гражданское право использует и императивный метод, например, при ограничении в публичных интересах принципа свободы договора положений ГК РФ.

Это обусловлено тем, что  свобода договора вообще и свобода  заключения конкретного договора не может быть абсолютной, ибо человек, живя в обществе, не может быть абсолютно  свободен. Он должен соблюдать правила  этого общества, по которым свобода  одного не должна нарушать свободы  другого. Человек отчуждает свою свободу, как писал Руссо, за благо  жить в обществе. Беспредел в договорном праве неизбежно привел бы к злоупотреблениям правами, к анархии в экономике, а в конечном итоге – к подрыву  государственности.

Поэтому закон устанавливает  пределы свободного волеизъявления участников гражданского оборота, желающих вступить друг с другом в договорные отношения. Следует полагать, что  основанием для вмешательства государства  в регулирование договорных отношений  могут быть положения ч.2 п.2 ст.1 ГК РФ, а именно: необходимость защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства.

В то же время, устанавливая рамки дозволительного поведения  участников договорных правоотношений, государство должно ограничить свое произвольное вмешательство в частные  дела, чтобы избежать возврата к  существовавшим ранее командно –  административным методам управления экономикой.28

Вопрос о предмете и  методах административно-правового  регулирования в настоящее время  особенно актуален, поскольку, во-первых, отход от административно – командной  система предполагает пересмотр  методов воздействия на субъектов  правоотношений; во – вторых, построение правового, демократического общества с социальной рыночной экономикой предполагает достаточно сложный механизм сбалансирования  публичных и частных интересов; а в – третьих, происходит процесс  формирования новых отраслей российского  права (налогового, муниципального и  т. д.). Представляется, что необходимо, с учетом специфики предпринимательских  отношений, выделить предпринимательское  право из подотрасли гражданского права  в особую отрасль.

Б. В. Шейндлиным


Информация о работе Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях