Исполнение решений по делам об административных нарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 14:16, контрольная работа

Описание работы

Цель : - определить роль административно-процессуального права в отрасли российского права.
На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть систему стадий и этапов производства по делам об административных нарушениях;
- проанализировать основания для возбуждения дела об административном нарушении

Файлы: 1 файл

Административное право.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  избранной темы определена тем, что административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментов управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешне организационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.

     Административное  право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в  связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права, включая административное, и занимает ведущее место.

     Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления.

     Цель : - определить роль административно-процессуального  права в отрасли российского  права.

     На основе поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -  рассмотреть систему стадий и  этапов производства по делам  об административных нарушениях;

     - проанализировать основания для  возбуждения дела об административном  нарушении

     1. Производство по делам об административных нарушениях 

     Согласно  ст. 24.1 задачами производства по делам  об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное  и своевременное выяснение обстоятельств  каждого дела, разрешение его в  соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

     В ст. 24.3 говорится о том, что дела об административных правонарушениях  подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если это требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в виде определения.

     В соответствии со ст. 24.4 лица, участвующие  в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному  рассмотрению судьей, органом, должностным  лицом, в производстве которых находится  данное дело.1

     В свою очередь законодатель определяет обстоятельства, исключающие возможность  рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом.

     Судья, член коллегиального органа, должностное  лицо, на рассмотрение которых передано дело об административном правонарушении, не могут рассматривать данное дело в случае, если это дело:

     - является родственником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического или юридического лица, защитника или представителя;

     -  лично, прямо или косвенно заинтересовано  в разрешении дела.

При наличии  указанных обстоятельств, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод.

Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.

     Также при наличии данных обстоятельств, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.2

     По  существу в рассмотренных статьях установлены принципы производства дел об административных правонарушениях. Кроме того, в Кодексе предусмотрены обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях (ст.24.5).

     Статья 24.6 КоАП РФ предусматривает прокурорский надзор.

     При производстве по делам об административных правонарушениях надзор осуществляют Генеральный прокурор РФ и назначаемые прокуроры в пределах своей компетенции, за исключением дел, находятся в производстве суда.  
 

  1. Стадии  производства по делам  об административных правонарушениях
 

     Деятельность  участников административного процесса развивается во времени, как последовательный ряд связанных между собой  процессуальных действий по реализации прав и взаимных обязанностей. Процесс  проходит несколько сменяющих друг друга фаз развития, или стадий.3

     Стадия  производства по делам об административных нарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников производства, процессуальное оформление результатов.4

     Стадии  отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются разные действия. Решение  задач каждой стадии оформляется  специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности. После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой; последующая, как правило, начинается лишь после того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.5

     В административной – правовой литературе различают четыре стадии по административным правонарушениям:

     - первая - возбуждение административного дела и направление его по подведомственности (административное расследование);

     - вторая  - рассмотрение административного дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие соответствующего решения;

     - третья - обжалование и опротестование  решения (пересмотр постановления);

     - четвертая - исполнение постановления, вынесенного по административному делу.

     Эти стадии нашли свое нормативное закрепление  в р.IV-V КоАП РФ.

     Каждая  стадия производства по делам об административных правонарушениях имеет свои этапы, т.е. часть производства, которая  характеризуется разрешением определенной задачи в рамках одной стадии.6

     Законом четко решаются вопросы о том, кто из субъектов власти на каждой стадии выполняет основные процессуальные действия: составляет протокол, выносит постановление, принимает решение по жалобе, исполняет постановление.7

     Схематически  система стадий и этапов производства может быть представлена так:

    1. Административное расследование:
  1. возбуждение дела;
  1. установление фактических обязательств;
  2. процессуальное оформление результатов расследования;
  3. направление материалов для рассмотрения по подведомственности.
    1. Рассмотрение дела:
  1. подготовка дела к рассмотрению;
  2. анализ собранных материалов, обстоятельств дела;
  3. принятие постановления;
  4. доведение постановления до сведения.
    1. Пересмотр постановления:
  1. обжалование, опротестование постановления;
  2. проверка законности постановления;
  3. вынесение решения;
  4. Доведение решения до сведения.
    1. Исполнение постановления:
  1. обращение постановления к исполнению;
  2. фактическое исполнение;
  3. окончание исполнение (дела)

     Каждая  стадия может начаться при наличии  материального и процессуального  оснований. Материальное основание  – наличие нарушения правовой нормы. Процессуальное основание (повод) – это надлежащим образом полученная компетентным лидирующим субъектом информация. Она может быть оформлена как протокол, постановление, решение, протест и как заявление, жалоба.

      1. Административное расследование

     Началу  административного расследования предшествует получение информации о деянии, имеющим признаки нарушения, то есть наличие повода (процессуального основания), ибо не обнаруженное (латентное) нарушение не вызывает административно-процессуальных отношений. Правовое значение повода к возбуждению и расследованию дела состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.

     В определении о возбуждении дела об административном правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего  определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.8

     На  этой стадии устанавливаются все  обстоятельства дела (дата и место  совершения правонарушения, сведения о личности правонарушителя, существо административного правонарушения и другие), которые фиксируются в протоколе об административном правонарушении.

     Возбуждение дела об административном проступке, как правило, оформляется составлением протокола или постановления о правонарушении.

     Единственным  правовым основанием для возбуждения производства по делам об административных правонарушениях является наличие в действиях виновного состава нарушения, предусмотренного нормой материального административного права.

     Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении служат:

1)  непосредственное  обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы  об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие  из правоохранительных органов,  а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3)  сообщения  и заявления физических и юридических  лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

4) сообщения  и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве — собрания (комитета) кредиторов.

     Дело  об административном правонарушении может  быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

     Дело  об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

     - составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;

     - составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.9

Информация о работе Исполнение решений по делам об административных нарушения