Исполнительная власть: понятие, признаки, функции и место в системе разделения властей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 19:41, реферат

Описание работы

Цель реферата – рассмотреть вопросы, связанные с исполнительной властью.
Задачи реферата:
-рассмотреть понятие исполнительной власти;
-рассмотреть признаки и функции исполнительной власти;
-рассмотреть и проанализировать место в системе разделения властей;

Файлы: 1 файл

ап.docx

— 35.62 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Структура власти представляет собой совокупность институтов, осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные. Хотелось,бы, более подробно остановиться на понятии исполнительная власть.

По своей сути исполнительная власть - власть правоприменительная, в задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран, являвшиеся одновременно и источниками законодательного нормотворчества. В республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственный капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде). В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.

 По природе исполнительная  власть неразрывно связана с  процессом повседневного управления  страной, что предопределяет определенный  и динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей нормативной  базы в виде многочисленных  подзаконных актов, издаваемых в  пределах ее компетенции. Эффективность  функционирования исполнительной  власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно  проводить в жизнь принятые  решения.

Цель реферата – рассмотреть вопросы, связанные с исполнительной властью.

Задачи реферата:

-рассмотреть понятие  исполнительной власти;

-рассмотреть признаки и функции исполнительной власти;

-рассмотреть и проанализировать  место в системе разделения  властей;

При написании реферата были использованы следующие источники информации: учебники и учебные пособия; всемирная сеть Интернет.

I.Понятие исполнительной власти

Исполнительная власть как одна из ветвей государственной власти обладает рядом особенностей, которые собственно и определяют ее сущность и основные черты. Следует отметить, что в административном праве исполнительная власть в советский период рассматривалась либо как правоприменительная (правоисполнительная) власть, либо как система органов государственного управления.

В настоящее время, начиная с момента вступления в силу Конституции РФ 1993 г., в основе определения сущности исполнительной власти лежит принцип (теория) разделения властей. В большинстве западных стран на основе концепции разделения властей и, как правило, закрепленных в конституциях и текущих законах нормах права: парламент принимает законы, правительство (президент, кабинет) исполняет, проводит их в жизнь. В целом реализация государственной власти, государственного управления происходит путем общепринятого функционального подхода, такого, как принятие решения, его исполнение и осуществление соответствующего контроля над исполнением.

В практическом воплощении данная теория представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из высших органов власти, степень которой зависит от установленных нормами права полномочий того или иного субъекта государственной власти, а также от его реального функционирования в случае недостаточной регламентации его полномочий в нормах права. Исполнительная власть обладает значительным числом как конституционных, так и закрепленных в иных нормативных правовых актах полномочий во всех сферах осуществления государственной власти. Возрастание роли исполнительной власти — это закономерный процесс, происходящий не только в нашей стране, но и других государствах.

Законодательная (представительная) власть формулирует общие нормы (правила) организации государственной жизни, а исполнительная обеспечивает их реализацию. Понятие «исполнительная власть» предполагает соответствующее ему функциональное назначение — исполнение законов. Таким образом, сущностью исполнительной власти является исполнение законов.

Главным средством исполнения должно служить основанное на законе распорядительство, т.е. осуществление практических мер по реализации (в первую очередь) законодательных норм. Нормотворчество, иными словами разработка и издание подзаконных нормативных актов органами исполнительной власти должны служить средством правоприменения (исполнения).

Исходя из вышеизложенного, исполнительную власть можно определить как государственную власть, которая реализует общие нормы, установленные законодательной (представительной) властью в целях регулирования различных сторон общественной жизни.1

Ученые-административисты исполнительную власть, как правило, рассматривают в двух значениях (узком и широком). Так, профессор К.С. Вельский формулирует определение исполнительной власти в широком смысле слова как систему органов государственного управления, построенных иерархически, наделенных властными полномочиями и реализующих их с целью создать условия для нормального функционирования общества. В узком смысле — «это право и возможность должностного лица принимать решение, которое реализует подчиненный работник (весь персонал) под контролем и ответственностью этого должностного лица».

Позднее, в другой публикации, К.С. Вельский определяет понятие «исполнительная власть» как «систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение». Такого же мнения придерживаются авторы коллективной монографии, определяя исполнительную власть как подсистему, ветвь государственной власти, осуществляющую исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно административного права.

Ю.Н. Старилов конкретизирует определение понятия исполнительной власти: «исполнительная власть — это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти и состоящая в осуществлении специально созданными органами государственной власти особых функций и установленной законом компетенции».2

Для более полного раскрытия понятия исполнительной власти необходимо рассмотреть более подробно ее признаки и направления деятельности исполнительной власти, т.е. имеющиеся у нее функции.

 

 

 

 

 

 

II.Признаки и функции исполнительной власти

Государственная власть опирается на государственный аппарат, юридические нормы, материальные ресурсы, механизмы убеждения и принуждения. И само государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах социальной группы, класса или всего народа как инструмент властвования.

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах:

в юридическом, понимая под ней право и возможность официальных руководителей управлять кем-либо, подчинять своей воле других людей, издавать властные акты;

в политологическом, когда данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему органов исполнительной власти), компетенцию ее органов и служащих, ее деятельность.

Признаки исполнительной власти:

1. Первый признак исполнительной  власти — ее вторичность, подчиненное  положение, зависимость от высшей  власти.

2. Второй признак исполнительной  власти — ее организующий характер. Она необходима для налаживания  сложной сети общественных связей  в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной  деятельности. В ней сосредоточена  вся реальная практическая работа  по осуществлению актов высшего  руководства. Она переводит политические  проблемы в организационные. Исполнительная  власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок  и в обычных, и в экстремальных  условиях.

Закон служит только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляют органы исполнительной власти, имеющие дело с действительными явлениями жизни и выполняющие задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

3. Исполнительная власть  отличается систематической, непрерывной  деятельностью, направленной на  сохранение социальной системы, ее укрепление и развитие.

4. Исполнительная власть  имеет универсальный характер  во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют  человеческие коллективы. Она непосредственно  организует оборону страны, охрану  государственной и общественной  безопасности, работу государственных  предприятий и учреждений, осуществляет  общее руководство негосударственными  организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью  правовых норм воздействует на  граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

5. Наличие в непосредственном  ведении исполнительной власти  огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

6. Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно  их не использует. Она распоряжается  действиями людей, природными и  иными ресурсами, чтобы организовать  производство, образование, здравоохранение  и др. Исполнительная власть реализует  исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой  издается огромное количество  распоряжений — административных  актов.

7. В непосредственном  ведении исполнительной власти  находятся вооруженные силы, в  частности армия, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные  принудительные учреждения. Субъекты  исполнительной власти используют  имеющиеся у них фактические  и правовые возможности для  осуществления внесудебного, административного  принуждения. Принудительность, опора  на силу, возможность самостоятельно  осуществлять физические, организационные  и иные меры принуждения в  административном порядке — важная  черта исполнительной власти.

8. Названные выше признаки  содержания исполнительной власти  — универсальность, предметность, принудительность, организующий характер — детерминируют  ее организационную форму —  единую, большую по объему, иерархически  построенную государственную систему. Единство многоуровневого механизма  исполнительной власти — важнейшая  основа единства государства.

Известно, что и законодательная, и судебная власть не обладают организационным единством, иерархией, подчинением нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

9. Исполнительная власть  выступает как вторичная по  отношению к представительным (законодательным) органам, которые определяют ее  структуру, полномочия ее органов, даже если носители исполнительной  власти избираются непосредственно  народом (президент, губернатор и  т. д.). Издаваемые ими властные  акты подзаконны, они развивают, уточняют, детализируют, применяют  в конкретной обстановке закон. Действия органов и должностных  лиц системы исполнительной власти  не могут противоречить закону, являются его исполнением.

10. В условиях правового  государства значительно изменяются  объем и формы контроля за  деятельностью исполнительной власти. Ее подконтрольность приобретает  качественно иной характер. Исполнительная  власть не подчинена другим  властям, она самостоятельна, но  ее вправе контролировать все  существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие  ни к одной из трех ветвей  власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека  и др.). В Российской Федерации  огромные контрольные полномочия  принадлежат также Президенту  РФ, занимающему особое положение  в российской системе разделения  властей.3

Функции исполнительной власти

Информация о работе Исполнительная власть: понятие, признаки, функции и место в системе разделения властей