Главная цель исполнительной
власти, обусловленная ее социальным назначением
и особым положением в системе разделения
властей, заключается в качественном выполнении
задач и функций государственного управления.
Таким образом, функции исполнительной
власти определяются целями и функциями
государственного управления. Однако
исполнительная власть, будучи самостоятельной
и независимой от других ветвей государственной
власти, выполняет и собственные функции,
задающие основные направления деятельности
ее органов, которые реализуют особые
государственно-властные полномочия.
В данном случае исполнительная власть
рассматривается как политико-государственное
явление, как средство обеспечения публичных
интересов.
Сущность функций исполнительной
власти выявляется и посредством анализа
результатов, которые достигаются в процессе
осуществления исполнительной власти.
Данный подход позволяет выделить следующие
основные функции современной исполнительной
власти:
- исполнительная (правоприменительная),
т. е. функция исполнения Конституции РФ,
федеральных законов и законов субъектов
РФ; «правозащитная», т. е. соблюдение и
защита прав и свобод человека и гражданина.
Органы исполнительной власти обязаны
признавать установленные Конституцией
РФ права и свободы человека и гражданина,
соблюдать, реализовывать на практике,
а в случае необходимости — защищать их;
социально-экономическая, т. е. создание
условий для развития хозяйственного
строительства, социально-культурного
и административно политического управления.
Эту функцию можно назвать обеспечительной,
так как она направлена на обеспечение
благосостояния населения и удовлетворение
публичных интересов;
- функция обеспечения законности
и соблюдения конституционного порядка
в стране; регулирующая, в рамках которой
осуществляются многие функции государственного
управления: руководство, контроль, координация,
планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
нормотворческая, в соответствии с которой
органы исполнительной власти осуществляют
в установленных законом пределах деятельность
по принятию нормативных актов, многие
из которых подлежат государственной
регистрации в Министерстве юстиции Российской
Федерации; охранительная (юрисдикционная),
означающая, что органы исполнительной
власти законодательно наделены полномочиями
по применению к юридическим и физическим
лицам мер государственного (административного)
принуждения в случае, если указанными
лицами нарушаются нормы законодательства.
Данная функция исполнительной власти
реализуется посредством установленных
законом административно-процессуальных
производств, в рамках которых контрольно-надзорные
органы применяют меры предупреждения,
пресечения, наказания и восстановления.4
III.Место Исполнительной
власти в системе разделения властей.
В силу конституционных установлений,
государственная власть в РФ разделяется
на три структуры со своими функциями,
а именно: законодательную, судебную и
исполнительную. Три ветви власти самостоятельны,
не подчинены друг другу, но должны находиться
во взаимодействии. Ни одна из ветвей власти
не может сделать многого без другой, и
в случае несогласия между ними, вся государственная
власть «буксует», а то и парализуется.
Несмотря на противоборство между ветвями
государственной власти в конце 1990-х годов.
В начале нового века отмечена консолидация
в действиях властей. Положения ст.
10 Конституции РФ относятся не только
к разделению функций государственной
власти, но и к их организации. Чёткое разделение
функций между органами законодательной,
исполнительной и судебной власти и помогает
достичь взаимного сдерживания, установления
контроля государственной властью и равновесия
между этими функциями. Каждая из функций
должна исполняться соответствующими
органами государственной власти самостоятельно.
В соответствии
с Конституцией на федеральном
уровне законодательную власть
в РФ осуществляет Федеральное
Собрание, исполнительную власть
– Правительство РФ, судебную
власть – Конституционный, Верховный
и Высший Арбитражный и иные
федеральные суды, которые могут
образовываться в соответствии
с федеральным законом. В Конституции
РФ (ст. 102, 103, 114, 118) особенно отчётливо
прослеживается разграничение полномочий
между органами судебной власти,
с одной стороны, и органами
законодательной и исполнительной
власти, - с другой.
Система
федеральных органов всех ветвей
государственной власти, установленная
в Конституции, является закрытой,
то есть её пересмотр без
изменения главы I Конституции РФ, где
эти органы перечислены (ч.1 ст. 11), невозможен.
Для изменения же этого перечня федеральных
органов государственной власти в соответствии
с требованиями ст. 135 Конституции необходима
особая усложнённая процедура пересмотра.
Такой порядок рассчитан на создание стабильной
системы организации государственной
власти.
Для реализации
принципа разделения властей
не только на федеральном уровне,
но и на уровне субъектов
Федерации Конституция РФ (ч.2, 3 ст.11)
предусматривает соединение принципов
разделения властей и разграничение
предметов ведения и полномочий
между РФ и составляющими её
субъектами. К совместному ведению
РФ и её субъектов Конституция
РФ (ч.1. ст. .72) относит установление
общих принципов организации
системы органов государственной
власти в субъектах Федерации.
Организационный
механизм реализации принципа
разделения властей для субъектов
РФ в Конституции не устанавливается.
В ч.2 ст.11 Конституции лишь указывается,
что в субъектах Федерации
государственную власть осуществляют
образуемые ими органы государственной
власти. Из текста ст. 77 Конституции
РФ следует, что система органов
государственной власти субъектов
Федерации устанавливается ими
самостоятельно в соответствии
с основами конституционного
строя РФ и общими принципами
организации представительных и
исполнительных органов государственной
власти, установленными федеральным
законом «Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации» от 6 октября 1999 года.5
Органы местного самоуправления
не входят в систему органов
государственной власти. Поэтому
положения ст. 10 Конституции РФ
к организации местного самоуправления
не относятся. Местное самоуправление
представляет собой особую власть,
не относящуюся ни к одной
из трёх ветвей государственной
власти. Этот вывод не противоречит
тем фактам, что в системе органов
местного самоуправления организуются
представительные и исполнительные
органы, которые могут наделяться
отдельными государственными полномочиями.
Далее я хотела бы
конкретнее рассмотреть проблему
взаимоотношений исполнительной
власти с другими ветвями.
Итак, взаимоотношения
Правительства с Федеральным
Собранием. В этом плане наиболее
актуальными представляются следующие
вопросы: об участии в законопроектной
деятельности; о возможности недоверия
Правительству (как полному составу,
так и отдельным членам).
Усиление роли Правительства
в законодательной деятельности
является условием эффективного
осуществления законодательных
полномочий Федерального Собрания.
Заслуживает внимания позиция
ряда учёных, согласно которой
в основу законопроектной и
законодательной деятельности положены
принципы «рационализированного
парламентаризма», предполагающие
активное влияние исполнительной
власти на законодательную как
в части разработки проектов
законов, так и при их прохождении. Эти
принципы получили подтверждение на практике.
Фактические общественные отношения зачастую
«опережают» федеральное законодательство.
Правительство же, обладая значительными
возможностями, отслеживают процессы
изменения общественных отношений, своевременно
готовит изменение в действующее федеральное
законодательство, вносят в парламент
проекты соответствующих законов и всемерно
способствуют их принятию.
Необходимо подчеркнуть
значимость законопроектов, разрабатываемых
и вносимых Правительством РФ в парламент,
что соответствует реальной роли высшего
органа исполнительной власти, призванного
проводить в жизнь государственную политику,
основанную на реализации принятых законов.
Правительство, всё активнее осуществляя
свою главную функцию – исполнение законов
согласно классическому принципу разделения
властей, добилось существенного прогресса
в законотворческой деятельности и по
праву является сегодня основным игроком
на этом поле.
Правительство России
постепенно выходит в лидеры
по законодательным инициативам.
Это свидетельствует не только
об усилении его роли, но и
о приближении российского законотворческого
процесса к общемировой практике.
Зарубежный опыт показывает, что
результативность прохождения через
парламент правительственных законопроектов
в большинстве стран является
очень высокой. Сегодня Российская
Федерация не является исключением
из этого правила.
Следует отметить, что
проекты федеральных законов, вносимых
Правительством РФ, в основном
носят базовый, определяющих для
конкретных сфер деятельности
характер, тогда как законопроекты,
внесённые другими субъектами
права законодательной инициативы,
в основном касаются изменений
и дополнений в действующие
федеральные законы.
В интересах
более полного обеспечения взаимодействия
в законотворческом процессе
с Федеральным Собранием Правительство
создаёт свои механизмы влияния
на его ход и результаты. Важное
место в системе таких механизмов
занимают представители Правительства
в палатах Федерального Собрания.
Правительство России,
как указано в ФКЗ «О Правительстве»,
организует исполнение законов,
принимаемых парламентом. Известно,
что эффективное исполнение законов
связано с принятием подзаконных
актов, обеспечивающих их действие
и реализующих установленную
законодательством компетенцию
Правительства. Это особенно важно,
поскольку до настоящего времени
вопрос о реализации законодательства
зачастую остаётся на втором
плане.
Всё вышесказанное
можно подтвердит практикой. До
сих пор вызывает интерес закон
«О монетизации льгот», который
в корне переворачивает многолетний
уклад жизни России, а ведь
известно, что законопроект был
выдвинут Правительством РФ.
Кроме того взаимодействие
Правительства и парламента прослеживаются
и организационной сфере. Согласно
ст. 111 Конституции Российской Федерации
Председатель Правительства назначается
Президентом с согласия Государственной
Думы.6 Здесь прослеживается система
сдержек и противовесов, не позволяющих
допустить концентрацию власти у одной
её ветви. Стоит отметить, что Государственная
Дума согласно Конституции РФ в праве
объявить вотум недоверии Правительству
РФ.
С другой стороны
п. а, ч. 1, ст. 114 Конституции РФ говорит
об обратном влиянии Правительства
на Государственную Думу. Именно
Правительство разрабатывает бюджет,
а парламент его подтверждает. 7
Таким образом, в
своей деятельности Правительство
РФ взаимодействует с парламентом
РФ в следующих основных аспектах:
используя своё конституционное
право законодательной инициативы, подаёт
законопроекты, касающиеся основных сфер
общественных отношений, на рассмотрение
парламенту;
способствует скорейшему прохождению
через законодательный процесс «своих»
законопроектов;
издаёт подзаконные акты, а
тем самым реализует законы;
разрабатывает и представляет
Государственной Думе бюджет;
представляет Государственной
Думе отчёт об исполнении бюджета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исполнительная власть представляет
собой относительно самостоятельную ветвь
(вид, разновидность) единой государственной
власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую
с законодательной и судебной ее властями.
Разделение властей нельзя абсолютизировать,
доводя дело до признания полной независимости
каждой ветви. Все они взаимосвязаны.
Исполнительная власть
самостоятельна, но только в функционально-компетенционном
смысле. Ее функции связаны с
практической реализацией законов
в общегосударственном масштабе
(исполнительством), для чего используется
определенная часть государственно-властных
полномочий. Другая часть таких
полномочий приходится на долю
законодательной и судебной властей.
Следовательно, исполнительную власть
можно характеризовать в качестве
подсистемы в рамках системы
единой государственной власти
или же ее механизма.
Однако необходимо учитывать,
что действующим законодательством Российской
Федерации фиксируются функции и компетенция
не самой исполнительной власти, как государственно-правового
института, а лишь субъектов, реализующих
ее на том или ином уровне государственной
организации (например, статус федеральных
и региональных органов исполнительной
власти).
Исполнительная власть
- необходимый атрибут государственно-властного
механизма, построенного на разделении
властей. До принятия Конституции
Российской Федерации 1993 года исполнительная
власть осуществлялась только на федеральном
и республиканском уровнях. Разделение
властей в буквальном смысле имело известные
формальные ограничения. Сейчас таковые
отсутствуют, так как все субъекты федерации
вправе осуществлять собственное правовое
регулирование, включая принятие законов
(ст. 76).Там же, где отсутствуют три ветви
государственной власти, исполнительная
власть в ее государственно-правовом (конституционном)
значении не функционирует. Например,
ее нет на уровне отдельных государственных
предприятий и учреждений, негосударственных
формирований.