Исполнительная власть в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание работы

Администрация организует производство, оказание услуг, труд людей, воздействует на их поведение, в том числе и с помощью власти, издания соответствующих правовых актов. Не исключается издание нормативных правовых актов в виде инструкций, т.е. администрацией осуществляется регулирование общественных отношений. Администрация утверждает правила внутреннего распорядка, положения о ее структурных подразделениях и т.п., можно сказать властвует. В государстве нет иной власти, кроме государственной, а администрация государственного предприятия, учреждения может осуществлять только исполнительную власть. Следовательно, не предприятия, учреждения, а их администрация является органом исполнительной власти.

Содержание работы

Введение
Понятие органов исполнительной власти
Виды органов исполнительной власти
Система органов исполнительной власти и принципы ее построения
Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти
Организационная структура и штаты органов государственного управления
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая работа административное право.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, система  государственного управления (исполнительной власти) представляет собой основанную на разделении управленческого труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев исполнительной власти, каждая из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции.

Система органов исполнительной власти не является неизменной. Она совершенствуется в целях наибольшего приближения к задачам данного этапа экономических и политических преобразований.

Методология решения  вопроса о системе органов  государственного управления (исполнительной власти) и его звеньях представляется следующей:

1) каждый орган исполнительной власти в основе своей

деятельности обладает признаками единства со всеми

другими органами, и в  этом отношении все органы исполнительной власти едины: они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

2) при построении системы органов управления (исполнительной власти) преследуются следующие основные задачи:

а) охватить  все  без  исключения  функции  органов

управления, четко определить организационную ячейку

для каждого из них  и при этом так, чтобы в аппарате

исполнительной власти был по возможности один орган

или одна система соподчиненных  органов,  полностью

ответственных за тот  или иной участок управления;

б) обеспечить необходимую координацию и согласованность деятельности органов исполнительной власти сверху

донизу, для чего создаются  специальные звенья координационного характера;

в) определить задачи, функции, полномочия каждого

органа управления (исполнительной власти) в отдельности

и систем отраслевых и  функциональных органов.

Система органов государственного управления (исполнительной власти) представляет собой совокупность тех или иных частей, элементов, которые связаны  между собой, взаимодействуют. Отсюда часто употребляемое понятие  целостной системы.

Взаимодействие элементов целостной системы предопределяется принципиальным единством задач, целей, стоящих перед данной системой.      Сам внутренний процесс функционирования данной системы есть не что иное, как определенным образом организованное взаимодействие ее элементов, определяемое единством, целостностью системы. В соответствии с административно-территориальным делением Республики Беларусь формируются такие звенья системы органов государственного управления (исполнительной власти), которые осуществляют функции государственного управления в масштабе соответствующей административно-территориальной единицы.

Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь по своей  структуре и содержанию выполняемых  функций определяется, прежде всего, характером государства. Статья 1 Конституции Республики Беларусь дает наиболее общую характеристику нашего государства. Так, Республика Беларусь объявляется унитарным демократическим социальным правовым государством. Унитарным называют единое, неделимое государство, которое объединяет единую общность людей. Эта форма государственного устройства, при которой территория государства в отличие от федерации не имеет в составе федеративных единиц, штатов, земель, а подразделяется на административно-территориальные единицы (области, районы и т.п.).

Наряду с унитарными государствами (их в мире большинство) имеются федерации как союзы  равноправных государств с общими органами управления. Такими являются США, ФРГ, Российская Федерация и др. Существуют и конфедерации - союзы государств со слабой организацией центральных органов управления. В прошлом конфедерацией была Австро-Венгрия, в настоящее время - Европейский Союз, СНГ.

Демократическим признается такое государство, в котором  граждане имеют реальную возможность  участвовать в управлении государственными и общественными делами.

На роль социального  может претендовать государство, которое  осуществляет управление в интересах  всего общества, всех слоев населения, социальных групп, народностей.

 

4.Принципы  организации и деятельности

органов государственного управления

(исполнительной  власти)

 

В Конституции Республики Беларусь и иных нормативно-правовых актах закреплены наиболее общие  принципы, характеризующие ветви  государственной, исполнительной и  судебной власти, каждая из которых  самостоятельна. Всем этим органам присущи общие начала, вытекающие из Конституции Республики Беларусь. Это, прежде всего обще-полагающие начала демократизма, частично выборности, разграничения предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, различия в статусе органов законодательной и исполнительной власти, гласности и некоторые другие. Перечисленные принципы в значительной мере характеризуют специфику принципов организации органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

В систему принципов построения и деятельности органов государственного управления (исполнительной власти) входят принципы: 1) правового регулирования (правовой основы) органа государственного управления (исполнительной власти); 2) системности данных органов; 3) централизации и децентрализации функций и решения данной проблемы в самой системе; 4) профессионализма и компетентности; 5) законности; 6) гласности; 7) контроля в процессе организации и функционирования органов государственного управления.

Правовой основой построения системы органов государственного управления (исполнительной власти) являются Конституция Республики Беларусь, законы Республики Беларусь от 7 июля 1998 г. «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»; от 10 января 2000 г. «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь»; от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях»; Указ Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».

В соответствии с указанными нормативными актами в системе органов  государственного управления (исполнительной власти) можно выделить следующие  звенья:

1) Совет Министров Республики Беларусь;

2) республиканские органы государственного управления:

 

• министерства;

государственные комитеты;

• комитеты при Совете Министров;

• объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь;

  1. местные органы государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Организационная  структура и штаты

органов государственного управления

(исполнительной  власти)

 

Большое значение для  эффективной деятельности органов  государственного управления исполнительно-распорядительной деятельности имеет структура управления. С ее помощью обеспечиваются наиболее рациональные связи внутри системы органа управления (например, между различными звеньями системы отраслевого управления), а также выполнение каждым отдельным органом стоящих перед ним задач. Все это свидетельствует о том, что правильная, научно обоснованная организационная структура является важным средством для достижения поставленной цели.

Так, термин «государственный аппарат» употребляется для обозначения  всей системы органов государства, т.е. органов, через которые осуществляется государственная власть, функции государства.

Понятие «аппарат управления»  включает всю систему органов  управления.

Орган (от греч. organon) - учреждение, выполняющее определенные функции  в той или иной сфере общественной жизни.

Аппарат органа - это система  его внутреннего построения.

В действующем законодательстве понятию «рабочий аппарат» обычно тождественно понятие «организационная структура» (министерства, ведомства). Структура  органа государственного управления состоит из следующих элементов: а) руководство (например, министр, его заместители, коллегия министерства); б) отраслевые подразделения (например, главки министерств); в) функциональные подразделения (например, управления и отделы министерств); г) вспомогательные подразделения (секретариат, экспедиция и др.).

Для структурных подразделений  характерно следующее:

• выбор той или организационной структуры связан с

четким определением функций каждого структурного

подразделения и его  ответственности за конкретный

участок работы;

• внутренняя структура представляет собой состав его

внутренних подразделений, их соотношение и формы

взаимодействия;

• совокупность структурных подразделений образует

рабочий аппарат данного  органа;

• каждое такое подразделение органа в соответствующей степени участвует в практической реализации

его компетенции.

Таким образом, под структурой органа управления понимается состав его внутренних подразделений, их соотношение, распределение между ними функций  и полномочий, возложенных на орган, и формы взаимодействия.

Известны различные  виды организационной структуры  аппарата органов государственного управления.

Линейная структура  характеризуется тем, что всеми  функциями управления ведает один руководитель (простейшая система), т.е. имеет место прямая связь руководителя с подчиненными ему объектами управления. Эта структура применяется, как правило, на низовых уровнях управления.

Сущность функциональной структуры состоит в том, что  все руководство имеет самостоятельные  функции (например, планирование, кадры, снабжение, финансы, техническое руководство, контроль и т.п.). Каждую такую функцию выполняет специальное структурное подразделение — функциональный орган (отдел, сектор и т.д.), наделенный правом самостоятельного руководства подчиненными организациями. 

При производственно-отраслевой структуре каждому структурному подразделению органа (например, главному управлению (управлению) министерства) подчиняется непосредственно группа подведомственных данному органу организаций.

В целях учета особенностей территориального размещения объектов управления образуются производственно территориальные структурные подразделения. Они управляют не всеми объектами данного профиля (отрасли), а только расположенными на определенной территории.     

Каждый орган государственного управления имеет свои штаты, под которыми понимаются официально определяемые штатным расписанием перечень структурных подразделений данного органа управления, наименование и количество должностей административно-управленченского персонала с указанием должностных окладов. 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав тему курсовой работы, я изучила, что  исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство- Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган  государственного управления. Совет Министров Республики Беларусь- Правительство Республики Беларусь является центральным коллегиальным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республики Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов исполнительной власти. Органы государственного управления являются частью системы органов Республики Беларусь и то же время образуют свою систему, возглавляемую Советом Министров Республики Беларусь. Система исполнительной власти представляет собой основанную на разделении управленческого труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев исполнительной власти, каждая из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенную функции. Рассмотрела принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. В Конституции Республики Беларусь и иных нормативно-правовых актах закреплены наиболее общие принципы, характеризующие ветви государственной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых самостоятельна. Всем этим органам присущи общие начала, вытекающие из Конституции Республики Беларусь. Это, прежде всего, обще полагающие начала демократизма, частично выборности, разграничение предметов ведения между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, различие в статусе органов законодательной и исполнительной власти, гласности и в значительной мере характеризуют специфику принципов организации органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Большое значение для эффективной деятельности органов  государственного управления исполнительно-распорядительной деятельности имеет структура управления. С ее помощью обеспечиваются наиболее рациональные связи внутри системы органа управления, а также выполнение каждым отдельным органом стоящих перед ним задач. Все это свидетельствует о том, что правильная, научно обоснованная организационная структура является важным средством для достижения поставленной цели. Каждый орган государственного управления имеет свои штаты, под которыми понимаются официально определяемые штатным расписанием перечень структурных подразделений данного органа управления, наименование и количество должностей административно-управленческого персонала с указанием должностных окладов.

Информация о работе Исполнительная власть в Республике Беларусь