Исполнительная власть в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

Административное право является одной из важнейших отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многогранной области осуществления исполнительной власти и государственного управления, административной ответственности и др. административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отношениях по управлению хозяйственным, социально-культурным и политико-правовым строительством. Задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений, обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее многообразные общественные отношения в сфере управления, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и идущим реформам.

Содержание работы

Введение
3
1. Исполнительная власть в системе государственного управления
4
2. Административно-правовые формы управления
10
Заключение
15
Список использованной литературы
16

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 35.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

3

  1. 1. Исполнительная власть в системе государственного управления

4

  1. 2. Административно-правовые формы управления

10

Заключение

15

Список использованной литературы

16


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Административное право  является одной из важнейших отраслей системы российского права. Оно  предназначено для регулирования  общественных отношений в самой  многогранной области осуществления  исполнительной власти и государственного управления, административной ответственности и др. административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отношениях по управлению хозяйственным, социально-культурным и политико-правовым строительством. Задачи, стоящие перед административным правом  в правовом регулировании общественных отношений, обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее многообразные общественные отношения в сфере управления, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и идущим реформам.

Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус физических и юридических лиц в сфере  управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов исполнительной власти в системе местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих органов муниципальных образований.

Это позволяет говорить о  важном месте административного  права в системе российского  права и его определяющем влиянии  на ход общественного развития.

 

 

 

 

 

  1. Исполнительная власть в системе государственного управления

 

Статус органа исполнительной власти – это наиболее характерный  для административного права  и специфический административно-правовой статус юридических лиц как субъектов  отрасли.

Специфика данного административно-правового  статуса заключается в его  исключительности. Органы исполнительной власти – это специально создаваемые  для целей реализации задач и  функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными  полномочиями в определенной сфере.

Термин «орган» сам  по себе обозначает организационное  начало в системе государственного управления и любого другого. Органы человеческого организма – это тоже элементы функциональной организации клеток в теле человека. Органы государства – это структуры, объединяющие людей (как клетки) для выполнения функций государства. А.Ю.Тихомиров отмечает, что «государственные органы выступают главным носителем функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития»1.

«Орган государства» или  «государственный орган» - это термин, являющийся родовым по отношению ко всем организационным структурам, выполняющим функции государства. Следовательно, органы исполнительной власти являются важным, но единственным элементом системы органов государства. В нее входят также органы законодательной власти, органы судебной власти, все те органы, которые по каким-либо причинам не отнесены Конституцией РФ к органам той или иной ветви государственной власти, а также организации, выполняющие отдельные

 

 

 


1Курс административного права и процесса/Ю.А.Тихомиров.-М.,1998.С.202.

государственные функции (например, Центральный банк РФ). Сходным содержанием  обладает и термин «государственный аппарат», понимаемый, в широком  смысле, как совокупность всех организованных структур, выполняющих государственные  функции.

Термин «исполнительный  орган» не равнозначен термину «орган исполнительной власти», поскольку  исполнительные органы имеют практически  все социальные системы (и коммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.д., и система  местного самоуправления в лице управы, местной администрацией). Исполнительный орган – орган, выполняющий непосредственно  организующие, обеспечивающие функции  в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести в какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. В его административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера. Присутствующий в действующем законодательстве термин «исполнительный орган государственной власти» равнозначен термину «орган исполнительной власти», поскольку государственная власть в Российской Федерации реализуется в качестве исполнительных только органами исполнительной власти.

Современная система органов  государства при всей своей видимой  стройности отличается определенной размытостью. Вместо положенных трех систем государственных  органов (органов исполнительной, законодательной  и судебной власти) мы имеем указанные  системы в сочетании с самостоятельными и независимыми от систем органами и организациями, выполняющими отдельные  государственные функции. Такие видимые недостатки организации системы в каком-то смысле являются ее достоинствами, поскольку существование каждого «отрезанного ломтя» системы органов обусловлено необходимостью либо выведения органа из-под управляющего начала системы в целях обеспечения действия  
«системы сдержек и противовесов» и законности, либо осуществления государственного управления специфическими процессами с помощью определенных специфических методов, реализация которых в рамках традиционной для системы структуры органа власти не возможна, другими соображениями повышения эффективности государственного управления.

В соответствии с Конституцией РФ и нормами некоторых других актов административного законодательства органы исполнительной власти или исполнительные органы государственной власти имеют  чёткий и яркий набор прав и  обязанностей.

Принципы поясняющие место органов исполнительной власти в системе органов государства:

  1. Органы исполнительной власти - это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, органы исполнительной власти – это органы, специально созданные для целей исполнительной власти. Существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями.
  2. Следует иметь ввиду, что местное самоуправление самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти РФ. Следовательно, органы местного самоуправления, которые по своему характерутакже могут являться исполнительными, не являются органы исполнительной власти в том смысле, который придаёт этому термину Конституция РФ.
  3. Принцип разделения властей, установленный в Конституции РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата, обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, её относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в РФ.
  4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеративным устройством государства как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов РФ. Таким образом, принцип федерализма – один из центральных принципов организации системы органов исполнительной власти в нашей стране.
  5. По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения. Таким образом, органы исполнительной власти функционируют на основе принципа единства их системы.

Органы исполнительной власти – сложное социальное явление, характеризующееся  рядом специфических характеристик. В административном праве выделяют следующие элементы статуса органа исполнительной власти:

  1. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения. Полномочия, в свою очередь,- это права и обязанности органа в отношении принятия правовых актов, а также осуществления других государственно-властных действий.

Ученые обнаруживают четыре обязательных элемента компетенции  органа исполнительной власти:

  • цели и задачи деятельности;
  • обеспечивающее решение поставленных управленческих задач функции органа;
  • совокупность право обязанностей, т.е. полномочий органа, обеспечивающих, в свою очередь, реализацию функций органа;
  • организационные формы и методы деятельности органа1.

2. Орган исполнительной  власти выступает от имени  государства (Российской Федерации)  или его субъекта (субъекта Российской  Федерации), т.е. ни одно действие (бездействие), производимое органом  исполнительной власти, его должностным  лицом не может осуществляться  «вне протокола», что обуславливает  невозможность использования «административного  ресурса» в личных целях руководства,  должностных лиц органа исполнительной  власти.

3. Право органа исполнительной  власти по применению мер воздействия на управляемых субъектов, включая принудительные меры, одновременно являются его обязанностями по отношению к государству, наделившему его соответствующими правами.

4. Орган исполнительной  власти является, прежде всего правоприменительным органом, поскольку и его правотворческие полномочия – следствие предписаний действующего массива законодательства, в узком смысле этого слова, а вся его деятельность подчинена принципу законности.

5. Орган исполнительной  власти основан на принципах  профессионализма. Ответственные должности  в органах исполнительной власти  занимают, как правило, лица, обладающие  специальным административно-правовым  статусом государственного служащего. 

6. Орган исполнительной власти является структурно организованной единицей государственного аппарата, системы органов исполнительной, власти. Орган исполнительной власти разделяется на департаменты управления, отделы в зависимости от функциональной направленности деятельности той или иной структурной единицы. Многие органы исполнительной власти имеют в своей структуре специальные органы (коллегии и т.п.).

 

 

 

 


1 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций.- Саратов, 2001.С.144.

7. Деятельность органа  исполнительной власти финансируется  и иным образом материально  обеспечивается Российской Федерацией  или субъектом Российской Федерации.  Очевидно, что власть в ее начальном  смысле означает силу, позволяющую  диктовать волю властного субъекта. Сила же должна иметь свою материальную основу. Для того чтобы бороться с преступностью, обеспечивать охрану правопорядка, контролировать исполнение закона в экономической, социальной, политической сферах, орган исполнительной власти должен обладать материальными ресурсами. Источником таких ресурсов является государство, а точнее, государственный бюджет, формируемый в основном за счет налоговых поступлений.

8. Орган исполнительной  власти в процессе реализации  его компетенции принимает особые  правовые акты – акты управления, отличающиеся от всех иных  правовых актов своими юридическими  свойствами, порядком принятия и  вступления в силу, порядком действия  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Административно-правовые формы управления.

 

Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства и от его  имени, иначе говоря, официальная  деятельность. Она имеет юридическое  значение и в силу этого требует  определенного официального оформления.

Формы государственного управления – это внешнее выражение деятельности исполнительного органа власти или  должностного лица, осуществленное в  рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

В административно-правовой литературе уделяется значительное внимание по выявлению и характеристике административно-правовых форм, или  административно-правовых форм исполнительной деятельности (государственного управления).

Под формами государственного управления понимаются виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения. Данное определение в общем правильно, но оно не содержит более конкретной, дифференцированной  характеристики формы деятельности исполнительных органов. Распространенным является мнение, что под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия. Как видим, данное определение также не дает развернутой и дифференцированной характеристики этого понятия. Нередко высказывается мнение, что формы государственно-управленческой деятельности надо понимать в широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов действий, включая и те, которые не носят прямого юридического воздействия. Такой подход якобы позволяет более широко и объемно подойти к проблеме понятия и определения административно-правовых форм деятельности исполнительных органов.

Формой управления называется и внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках своей  компетенции.

Форма государственного управления есть объективированное выражение  сущности деятельности органов и  должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством  форм практически реализуются задачи и функции управления, то в зависимости  от того, какие формы использованы, в значительной мере зависит успех  управленческой деятельности. Выбор управления предопределяет целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Информация о работе Исполнительная власть в системе государственного управления