Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:54, контрольная работа
Административное право является одной из важнейших отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многогранной области осуществления исполнительной власти и государственного управления, административной ответственности и др. административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отношениях по управлению хозяйственным, социально-культурным и политико-правовым строительством. Задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений, обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее многообразные общественные отношения в сфере управления, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и идущим реформам.
Введение
3
1. Исполнительная власть в системе государственного управления
4
2. Административно-правовые формы управления
10
Заключение
15
Список использованной литературы
16
Содержание
Введение |
3 |
|
4 |
|
10 |
Заключение |
15 |
Список использованной литературы |
16 |
Введение
Административное право
является одной из важнейших отраслей
системы российского права. Оно
предназначено для
Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус физических и юридических лиц в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов исполнительной власти в системе местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих органов муниципальных образований.
Это позволяет говорить о важном месте административного права в системе российского права и его определяющем влиянии на ход общественного развития.
Статус органа исполнительной
власти – это наиболее характерный
для административного права
и специфический
Специфика данного административно-
Термин «орган» сам по себе обозначает организационное начало в системе государственного управления и любого другого. Органы человеческого организма – это тоже элементы функциональной организации клеток в теле человека. Органы государства – это структуры, объединяющие людей (как клетки) для выполнения функций государства. А.Ю.Тихомиров отмечает, что «государственные органы выступают главным носителем функций государства, обеспечивая как его устойчивость, так и приспособление к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития»1.
«Орган государства» или «государственный орган» - это термин, являющийся родовым по отношению ко всем организационным структурам, выполняющим функции государства. Следовательно, органы исполнительной власти являются важным, но единственным элементом системы органов государства. В нее входят также органы законодательной власти, органы судебной власти, все те органы, которые по каким-либо причинам не отнесены Конституцией РФ к органам той или иной ветви государственной власти, а также организации, выполняющие отдельные
1Курс административного
права и процесса/Ю.А.Тихомиров.-М.,
государственные функции (например, Центральный банк РФ). Сходным содержанием обладает и термин «государственный аппарат», понимаемый, в широком смысле, как совокупность всех организованных структур, выполняющих государственные функции.
Термин «исполнительный орган» не равнозначен термину «орган исполнительной власти», поскольку исполнительные органы имеют практически все социальные системы (и коммерческая организация в лице генерального директора, президента и т.д., и система местного самоуправления в лице управы, местной администрацией). Исполнительный орган – орган, выполняющий непосредственно организующие, обеспечивающие функции в рамках управления системой. Органы исполнительной власти являются исполнительными органами государства, но не они одни. К исполнительным органам можно отнести в какой-то части и институт Президента РФ, не входящий в систему органов исполнительной власти. В его административно-правовом статусе сфокусированы разнообразные функции государства, в том числе и не носящие собственно исполнительного управленческого характера. Присутствующий в действующем законодательстве термин «исполнительный орган государственной власти» равнозначен термину «орган исполнительной власти», поскольку государственная власть в Российской Федерации реализуется в качестве исполнительных только органами исполнительной власти.
Современная система органов
государства при всей своей видимой
стройности отличается определенной размытостью.
Вместо положенных трех систем государственных
органов (органов исполнительной, законодательной
и судебной власти) мы имеем указанные
системы в сочетании с
«системы сдержек и противовесов» и законности,
либо осуществления государственного
управления специфическими процессами
с помощью определенных специфических
методов, реализация которых в рамках
традиционной для системы структуры органа
власти не возможна, другими соображениями
повышения эффективности государственного
управления.
В соответствии с Конституцией
РФ и нормами некоторых других
актов административного
Принципы поясняющие место органов исполнительной власти в системе органов государства:
Органы исполнительной власти
– сложное социальное явление, характеризующееся
рядом специфических
Ученые обнаруживают четыре обязательных элемента компетенции органа исполнительной власти:
2. Орган исполнительной
власти выступает от имени
государства (Российской
3. Право органа исполнительной власти по применению мер воздействия на управляемых субъектов, включая принудительные меры, одновременно являются его обязанностями по отношению к государству, наделившему его соответствующими правами.
4. Орган исполнительной власти является, прежде всего правоприменительным органом, поскольку и его правотворческие полномочия – следствие предписаний действующего массива законодательства, в узком смысле этого слова, а вся его деятельность подчинена принципу законности.
5. Орган исполнительной
власти основан на принципах
профессионализма. Ответственные должности
в органах исполнительной
6. Орган исполнительной власти является структурно организованной единицей государственного аппарата, системы органов исполнительной, власти. Орган исполнительной власти разделяется на департаменты управления, отделы в зависимости от функциональной направленности деятельности той или иной структурной единицы. Многие органы исполнительной власти имеют в своей структуре специальные органы (коллегии и т.п.).
1 Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций.- Саратов, 2001.С.144.
7. Деятельность органа
исполнительной власти
8. Орган исполнительной
власти в процессе реализации
его компетенции принимает
Государственное управление – это деятельность, осуществляемая органами государства и от его имени, иначе говоря, официальная деятельность. Она имеет юридическое значение и в силу этого требует определенного официального оформления.
Формы государственного управления
– это внешнее выражение
В административно-правовой литературе уделяется значительное внимание по выявлению и характеристике административно-правовых форм, или административно-правовых форм исполнительной деятельности (государственного управления).
Под формами государственного управления понимаются виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения. Данное определение в общем правильно, но оно не содержит более конкретной, дифференцированной характеристики формы деятельности исполнительных органов. Распространенным является мнение, что под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия. Как видим, данное определение также не дает развернутой и дифференцированной характеристики этого понятия. Нередко высказывается мнение, что формы государственно-управленческой деятельности надо понимать в широком смысле, т.е. как всю совокупность совершаемых в процессе функционирования исполнительных органов действий, включая и те, которые не носят прямого юридического воздействия. Такой подход якобы позволяет более широко и объемно подойти к проблеме понятия и определения административно-правовых форм деятельности исполнительных органов.
Формой управления называется и внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках своей компетенции.
Форма государственного управления есть объективированное выражение сущности деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют управление. Так как посредством форм практически реализуются задачи и функции управления, то в зависимости от того, какие формы использованы, в значительной мере зависит успех управленческой деятельности. Выбор управления предопределяет целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.
Информация о работе Исполнительная власть в системе государственного управления