Исполнительная власть в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 07:54, контрольная работа

Описание работы

Административное право является одной из важнейших отраслей системы российского права. Оно предназначено для регулирования общественных отношений в самой многогранной области осуществления исполнительной власти и государственного управления, административной ответственности и др. административное право характеризуется наибольшей мобильностью и широкой сферой охвата в отношениях по управлению хозяйственным, социально-культурным и политико-правовым строительством. Задачи, стоящие перед административным правом в правовом регулировании общественных отношений, обширны и значимы. Нормы административного права упорядочивают и закрепляют наиболее многообразные общественные отношения в сфере управления, способствуют зарождению новых отношений, соответствующих духу времени и идущим реформам.

Содержание работы

Введение
3
1. Исполнительная власть в системе государственного управления
4
2. Административно-правовые формы управления
10
Заключение
15
Список использованной литературы
16

Файлы: 1 файл

Административное право.docx

— 35.10 Кб (Скачать файл)

Солидная теоретическая  разработка рассматриваемой проблемы содержится в монографии польского  административиста профессора Старосьцяка, в которой он представил следующую систему форм административной деятельности: 1) установление общественных норм; 2) издание административных актов; 3) заключение договоров; 4) осуществление общественно-организационной деятельности; 5) совершение материально-технических действий1.

Несколько специфический  взгляд на характер и содержание форм управления высказали В. М. Манохин, З. А. Багишаев. Они говорят не о формах управления  или административно-правовых формах деятельности органов исполнительной власти, а о форме и методах реализации компетенции субъекта административного права, полагая, что форма – эта часть, точнее, одна из частей, на которые можно расчленить деятельность субъекта административного права. Например, принятие органом государственного управления решения данные авторы подразделяют на правовые и не правовые формы деятельности.

 


Старосьцяк Е. Правовые формы административной деятельности.- М., 1959. С.47.

Думается, что сведение форм только к реализации компетенции субъектами административного права искусственно сужает проблему в целом и обедняет реальное содержание деятельности исполнительных органов и других субъектов административного права.

Что касается распространенного  деления форм деятельности на правовые и неправовые, то, по моему мнению, такая классификация хотя возможна, но представляется несколько условной и недостаточной.

Все формы государственного управления – правовые и неправовые – в определенном смысле являются правовыми, имеющими соответствующую юридическую базу, основаны на правовых актах и предписаниях, без которых они не могут возникать, функционировать и применяться на практике. Правовое начало так или иначе заложено в любой из названых форм независимо от того, причисляются ли они по существующим классификациям к правовым или неправовым, что, конечно, не означает отсутствия различий между ними. Такие различия существуют, они достаточно заметны и существенны. Главное же состоит в том, что при непосредственном применении они не создают юридических последствий, прямо не связаны с совершением юридически значимых действий, хотя оказывают серьезное влияние на указанные последствия и действия, хотя оказывают серьезное влияние на указанные последствия и действия, являются нередко их условием, предпосылкой. Например, чтобы коллегиальный исполнительный орган принял квалифицированное и обоснованное решение, необходимо тщательно и всесторонне подготовить заседание, совещание, семинар участников такого органа с целью обеспечения принятия эффективного решения.

Исходя из сказанного представляется целесообразным более широкое определение административно-правовых форм деятельности органов исполнительной власти и иных субъектов административного права, общественных объединений, государственных служащих и др. Это как совокупность действий и правовых актов (постановлений, распоряжений, приказов, инструкций, положений, правил и т.п.), которые служат осуществлению, реализации целей, задач, функций и полномочий, принадлежащих в соответствии с законодательством субъектам административного права.

По содержанию правовые формы  управленческой деятельности подразделяются на правотворческие, правоприменительные и договорные.

Правотворчество – это  деятельность специально уполномоченных субъектов (органов, должностных лиц) по выработке правовых норм.

Существует 5 стадий правотворческой  деятельности:

  1. Решение органа о необходимости разработки проекта нормативного акта.
  2. Подготовка текста проекта, предварительное обсуждение, доработка.
  3. Обсуждение проекта в правотворческом органе.
  4. Принятие или утверждение проекта.
  5. Опубликование принятого нормативного акта.

Правоприменение – это решение индивидуальных конкретных дел в сфере исполнительной деятельности органов государственной власти с вынесением правоприменительных актов.

Правоприменительная деятельность органов государственного управления так же, как и правотворческая, состоит из стадий:

  1. Установление фактических обстоятельств дела.
  2. Квалификация дела, т.е. соотнесение дела с юридической нормой.
  3. Толкование выбранной нормы.
  4. Разрешение дела по существу и принятие индивидуального акта.
  5. Обжалование или опротестование принятого по делу решения, эта стадия является факультативной, т.е. она может быть использована в зависимости от желания субъекта.
  6. Исполнение принятого решения

По целям использования  формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним относятся: решение организационно-штатных вопросов, руководство сотрудниками, управление структурными подразделениями внутри органа.

К внешним – обеспечение выполнения функций, возложенных на орган.

По способу выражения  они подразделяются на словесные (письменные или устные) и конклюдентные (жесты, сигналы, знаки).

К иным органам государственной (исполнительной) власти относятся:

  • Представление обязательных отчетов, например отчеты юридических лиц в налоговую инспекцию;
  • Осуществление государственной регистрации, например регистрация охотничьего ружья;
  • Выдача документов, подтверждающих наличие специального права, например выдача лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности определенного характера.
  • Совершение иных юридически значимых действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Место административного  права в системе российского  права определяется характером и  важностью регулируемых им общественных отношений. Его специфика и отличие от других отраслей права состоят в том, что оно регулирует прежде всего управленческие отношения, складывающиеся в сфере управления и исполнительной деятельности государства в лице его органов. В то же время административное право является юридической наукой, представляющей собой систему научных взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и предмете его регулирования.

Административное право  имеет огромное практическое значение для жизнедеятельности государства и общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Акопов Л.В. Административное право: Учебник / Л.В. Акопов, М.Б. Смоленский. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Академцентр, 2009.- 352с.
  2. Габричидзе Б.Н. Административное право: Учебник / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, А.Н. Ким-Кимэн. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.-480с.
  3. Дмитриев Ю.А. Административное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов / Ю.А. Дмитриев, И.А. Полянский, Е.В. Трофимов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.- 461с.

 

 


Информация о работе Исполнительная власть в системе государственного управления