Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

задачами настоящей курсовой работы являются:
определение понятия, признаков и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти;
определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;
определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ. 5
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ. 13
3. Президент РФ и исполнительная власть. 27
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Временно  исполняющий обязанности высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не имеет права распускать законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, вносить предложения об изменении конституции (устава) субъекта РФ. Предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносится Президентом РФ и рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

Конституцией (уставом) субъекта РФ для временно исполняющего обязанности высшего  должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть установлены ограничения на осуществление отдельных полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В случае досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) предложение о кандидатуре высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) вносится Президентом РФ не позднее 14 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Что же касается конкретных вариантов организации государственного управления в различных субъектах РФ, то она не строится по шаблону. Для каждого субъекта система и структура исполнительной власти своя, но строится она на основе Конституции и Федерального Закона, но их местным законом.

Рассмотрим  систему органов исполнительной власти Брянской области, она регулируется законом Брянской области № 23-3 «О системе исполнительной власти Брянской области» от 12 апреля 2006г.13

В соответствии с этим законом в нёё входит администрация Брянской области и ещё 32 органа исполнительной власти.

Администрация Брянской области является высшим исполнительным органом государственной власти Брянской области и возглавляется  Губернатором Брянской области.

Администрация Брянской области состоит из Губернатора Брянской области, вице-губернатора Брянской области, заместителей Губернатора Брянской области, руководителей органов исполнительной государственной власти Брянской области, руководителей представительств администрации Брянской области при федеральных органах государственной власти, органах исполнительной власти других субъектов Российской Федерации, руководителя аппарата администрации Брянской области.

Для обеспечения  деятельности администрации Брянской области образуется аппарат администрации Брянской области. Положение об аппарате администрации Брянской области утверждается Губернатором Брянской области.

В зависимости  от организации деятельности, отрасли  государственного управления, а также  функций образуются следующие виды органов исполнительной власти области:

  • управления;
  • комитеты;
  • департаменты;
  • инспекции;
  • представительства.14

Органы исполнительной власти области формируются Губернатором Брянской области на основе системы  исполнительных органов государственной  власти Брянской области, устанавливаемой законом Брянской области. Компетенция органов исполнительной власти области устанавливается в положениях об этих органах, которые утверждаются Губернатором Брянской области.

Так можно  кратко охарактеризовать систему и  структуру органов исполнительной власти в данный момент, но это не её конечный вид. Так как административная реформа, начавшаяся в 2004 г. Всё ещё идёт и пока не известно чем она закончится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Президент РФ и  исполнительная власть.

 

До конца  не определенными остаётся место  и значение Президента РФ в системе  исполнительной власти. Конституция  предоставляет ему широкие полномочия в сфере государственного управления (ст. 80, ч. 1). В то же время Конституция  наделяет Правительство РФ всей полнотой исполнительной власти (ст. 110, ч. 1). В литературе отмечается несоответствие конституционного и фактического статуса Президента РФ, которое негативно сказывается на управленческой практике.15

Неопределенность  правового статуса Президента в  системе разделения властей порождена ст. 10 и 80 Конституции РФ, которые не относят этот орган ни к одной из ветвей государственной власти. Согласно одной точки зрения, он рассматривается только как глава государства, стоящий "над всеми ветвями" власти, и как гарант всех конституционных институтов. Считается, что Президент как глава государства обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов. В соответствии со второй точкой зрения законодательная власть принадлежит парламенту, судебная - судам, исполнительная - правительству, а Президент РФ наделен особой формой власти - президентской.

Сложный характер отношений между Президентом  РФ и Правительством РФ заложен в  нормах Конституции России. Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти.

Воздействие Президента РФ на исполнительную власть начинается с самой процедуры назначения Председателя Правительства РФ.

Согласно п. "а" ст. 83 Конституции РФ Президент  РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства  РФ. С одной стороны, данное полномочие Президента РФ, возможно, направлено на обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия Государственной Думы с Правительством РФ, кандидатура Председателя которого согласовывается, с другой стороны, данное полномочие Президента РФ лишает парламент права самостоятельно формировать Правительство и оставляет ему лишь право выбора одной из предложенных кандидатур его Председателя.

Из комплексного рассмотрения процедуры назначения следует, что Председателем Правительства  РФ будет именно то лицо, которое  Президент РФ решит видеть на этой должности, независимо от согласия Государственной Думы. Во-первых, ст. 111 Конституции РФ предоставляет Государственной Думе право отклонить лишь две представленные кандидатуры, поскольку в случае отклонения третьей Президент распускает Государственную Думу и самостоятельно назначает Председателя Правительства. При этом Конституционный Суд РФ в своем Постановлении N 28-П от 11 декабря 1998 г. обозначил право Президента представлять Государственной Думе все три раза одну и ту же кандидатуру16.

Таким образом, можно утверждать, что Президент  РФ самостоятельно (с соблюдением  установленной процедуры) назначает  Председателя Правительства России.

Если рассматривать  процедуру дальнейшего формирования Правительства России, то роль Президента РФ не ограничивается одним лишь назначением его Председателя. Согласно п. "д" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

При этом в Конституции  РФ не установлен сам порядок назначения и не закреплены полномочия участвующих  в назначении должностных лиц. Поскольку, как это установлено в случае утверждения Государственной Думой  кандидатуры Председателя Правительства, каких-либо ограничений для отклонения Президентом РФ представленных Председателем Правительства кандидатур заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не установлено, из смысла конституционных норм следует, что Президент РФ может отклонять эти кандидатуры бесконечно, пока не будет предложена устраивающая его кандидатура.

Подытоживая сказанное, можно утверждать, что Президент  РФ фактически может самостоятельно формировать Правительство РФ.

Далее, сам порядок  управления Правительством РФ имеет двойственный характер. Это проявляется как в процедуре управления Правительством в целом, так и в управлении отдельными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со ст. 113 Конституции РФ Председатель Правительства РФ определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Согласно ст. 24 Федерального конституционного закона РФ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации"17 Председатель Правительства РФ в рамках организации работы Правительства ведет его заседания, обладая правом решающего голоса. Регламент Правительства РФ18 уточняет эти положения, закрепляя то, что председательствующим на заседаниях Правительства является Председатель Правительства (п. 35).

Вместе с  тем п. "б" ст. 83 Конституции РФ предоставляет Президенту РФ право председательствовать на заседаниях Правительства. Статья 31 ФКЗ РФ "О Правительстве РФ" в дополнение к названному полномочию предоставляет Президенту РФ право председательствовать и на заседаниях Президиума Правительства РФ.

В Законе не уточняется объем полномочий, которыми обладает Президент РФ, председательствуя  на заседаниях Правительства. Следовательно, объем этих полномочий определяется теми правами, которыми наделен председательствующий в соответствии с законодательством. Также законодательно не определен статус Председателя Правительства, присутствующего на заседании Правительства РФ под председательством Президента.

В соответствии со ст. 32 ФКЗ "О Правительстве РФ" Президент РФ непосредственно и  через федеральных министров руководит деятельностью ряда федеральных органов исполнительной власти.19

Интересно проследить эволюцию положений названной статьи. В первой редакции ФКЗ "О Правительстве  РФ"20 Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ в соответствии с законодательством наделялся полномочиями по "направлению деятельности федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий".

С принятием  ФКЗ от 31 декабря 1997 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  конституционный закон "О Правительстве  Российской Федерации"21 эта статья претерпела следующие смысловые изменения:

1) Президент  РФ был наделен правом руководства  (не направления деятельности) названными  органами, причем без ссылки на  особенности осуществления полномочий  Верховного главнокомандующего  Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;

2) Президент  РФ получил право назначать  руководителей этих органов;

3) Президент  РФ получил право утверждать  по представлению Председателя  Правительства РФ положения об  этих органах;

4) статья предоставила  Президенту РФ право расширять полномочия в рамках осуществления функций Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами РФ и Председателя Совета безопасности РФ;

5) Правительство  РФ вместо права осуществления  руководства названными органами (как это было в первой редакции) получило право лишь координировать их деятельность.

В редакции рассматриваемой  статьи, утвержденной Федеральным конституционным  законом от 19 июня 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный  конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации"22, в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти порядок руководства Президентом РФ перечисленными органами был изложен как "непосредственно и через соответствующих федеральных министров". Кроме того, у Президента РФ появилось право в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия соответствующих федеральных законов перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых он руководит.

Исходя из сказанного отчетливо просматривается тенденция  усиления влияния Президента РФ на отдельные федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время (в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти"23 Президент РФ руководит деятельностью 20 федеральных органов исполнительной власти, что составляет практически 25% от общего числа федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Правительство РФ по отношению к этим органам обладает лишь координационными полномочиями.

В рамках расширения полномочий Президента РФ по отношению  к Правительству следует отметить институт поручений и контроля. Как  следует из Регламента Правительства РФ, Президент РФ может давать поручения Председателю Правительства РФ, его заместителям, непосредственно федеральным министрам, непосредственно руководителям иных федеральных органов исполнительной власти. Поручения Президента РФ должны выполняться в установленный в поручении срок и доклад об их исполнении должен направляться Президенту. Также Правительство должно информировать Президента о своей законопроектной деятельности (п. 80 Регламента).24

Информация о работе Исполнительная власть