Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 09:55, курсовая работа

Описание работы

задачами настоящей курсовой работы являются:
определение понятия, признаков и функций исполнительной власти как самостоятельной ветви единой государственной власти;
определение системы и структуры органов исполнительной власти в РФ;
определение взаимодействия Президента РФ и исполнительной власти.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и признаки исполнительной власти РФ. 5
2. Система и структура органов исполнительной власти в РФ. 13
3. Президент РФ и исполнительная власть. 27
Заключение 34
Список литературы 35

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, Президент РФ непосредственно (и через соответствующих федеральных министров) руководит 25% федеральных органов исполнительной власти России, остальной частью он руководит косвенно, посредством применения рассмотренных процедур.

Неоднозначно  в Конституции РФ решен вопрос об ответственности Правительства РФ. Согласно п. "в" ст. 83 Конституции РФ Президент РФ в любой момент может принять решение об отставке Правительства РФ, не мотивируя и не согласуя свое решение. Эта норма прямо указывает на политическую ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ.

Однако в  соответствии со ст. 117 Конституции  РФ Государственная Дума имеет возможность  выражать Правительству РФ недоверие, что теоретически указывает на наличие  у Правительства РФ ответственности  и перед парламентом. Вместе с тем установленная в этой же статье процедура опровергает высказанное предположение.

Так, в случае выражения Государственной Думой  недоверия Президент РФ решает: согласиться  ему с Государственной Думой  и отправить Правительство РФ в отставку или же не соглашаться с Государственной Думой и не предпринимать никаких действий.

То есть выражение  Государственной Думой Правительству  РФ недоверия - лишь способ, при помощи которого парламент российского  государства может обратить внимание Президента РФ на свое несогласие с осуществлением Правительством РФ своих полномочий. Вопрос об отставке решает Президент РФ.

Если Президент  РФ не согласится с выдвинутым Государственной  Думой недоверием, все остается на своих местах и у Государственной  Думы возникает возможность выражения повторного недоверия.

В случае повторного выражения недоверия Президент  РФ вынужденно становится перед следующим  выбором:

1) согласиться  с Государственной Думой и  отправить Правительство РФ в  отставку;

2) повторно не  согласиться с Государственной Думой и распустить ее.

Если учитывать, что Президент РФ может в случае возникновения такого желания самостоятельно отправить Правительство РФ в  отставку и, кроме того, мог сделать  это при первоначальном выражении  Государственной Думой недоверия, сложно представить что Президент РФ выберет первый из названных вариантов.

Однако на данную ситуацию влияет еще одно условие. Согласно п. 3 ст. 109 Конституции РФ Государственная  Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции РФ, в течение года после ее избрания.

Таким образом, обозначенная схема правомочна только по истечении года со дня избрания Государственной Думы. До истечения  годичного срока у Президента РФ остается лишь один вариант в  случае повторного выражения недоверия: согласиться с Государственной Думой и отправить Правительство РФ в отставку.

Но при этом активируется процедура формирования нового состава Правительства РФ, которое Президент может сформировать в прежнем составе, а если Государственная  Дума не будет утверждать кандидатуру Председателя Правительства, распустить Государственную Думу (ст. 111 Конституции РФ).

Таким образом, при комплексном анализе конституционных  процедур очевиден факт наличия юридической  ответственности Правительства  РФ только перед Президентом РФ.

Показательно  и право Президента РФ отменять постановления  и распоряжения Правительства РФ. Статья 115 Конституции РФ наделяет его  правом отменять постановления Правительства  РФ в случае их противоречия Конституции  РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Как считает И.А. Ионов25, это полномочие является реализацией Президентом РФ своих конституционных функций как главы государства и гаранта Конституции РФ. При этом, по мнению И.А. Ионова, Президент, прежде чем отменить постановление Правительства, обязан обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отменяемых нормативных актов.

В целом эта  теория заслуживает внимания, однако ее действие распространяется только на случаи отмены Президентом РФ актов  Правительства РФ, противоречащих Конституции РФ, оставляя в стороне процедуру отмены актов, противоречащих федеральным законам и указам Президента. Кроме того, содержание ст. 115 Конституции РФ не указывает на обязательность предварительного обращения в судебные органы.

Это также подтверждается устоявшейся практикой. Так, например, Указом от 17 марта 1995 г. N 28326 Президент РФ отменил Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1994 г. N 1402 "О праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" как противоречащее статьям 4 и 24 Закона Российской Федерации "Об оружии". Хотя, если следовать логике И.А. Ионова, признание нормативного правового акта противоречащим закону согласно нормам Гражданского процессуального кодекса РФ27 (ст. 251) - прерогатива суда, куда Президент РФ должен был обратиться с соответствующим заявлением.

Таким образом, отмена Президентом РФ актов Правительства  РФ - не результат признания судом акта противоречащим законодательству, а самостоятельная процедура. Причем ст. 115 Конституции РФ даже не предусматривает возможность Правительства РФ обжаловать соответствующее решение Президента в суде.

Суммируя сказанное, можно утверждать, что в отношениях с федеральными органами исполнительной власти Президент обладает широчайшими полномочиями и не только определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ст. 80 Конституции РФ), но и кардинально воздействует на Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти России.

Юридически  не будучи отнесенным к исполнительной ветви власти и не неся ответственности  за осуществление исполнительной власти в стране, Президент РФ обладает большинством полномочий главы исполнительной власти.

Действительно, Президент РФ обладает весьма обширными  полномочиями, и конституционная  модель этого института соответствует  модели сильного Президента, принятой во многих странах мира.

Важно отметить и то, что Президент РФ обладает важнейшими полномочиями в сфере государственного управления в области обороны и безопасности, осуществляет полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Так, Президент  РФ в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, распределяет между ними функции, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета безопасности РФ. Правительство РФ координирует деятельность указанных федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, даже этот не полный перечень полномочий Президента в сфере исполнительной власти дает основания считать главой исполнительной власти РФ именно Президента РФ, а не Председателя Правительства или Правительство РФ в целом. Указания Президента по всем вопросам государственного управления обязательны для Правительства. Самостоятельность и независимость Правительства РФ в руководстве государственной администрацией допустима лишь в тех пределах и до тех пор, пока его курс отвечает программным установкам Президента и определяемым им направлениям внутренней и внешней политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, из курсовой работы видно, что в настоящее время в Российской Федерации существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единого целого организационно-правового механизма государственной организации общества и ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение, виды и формы органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы. Он имеет сложное структурное  внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как специального института государственной власти.

Изложенные  в курсовой работе положения и  исследования дают возможность в заключении сделать следующий вывод:

Исполнительная  власть - вторичная подзаконная ветвь  государственной власти, имеющая  универсальный предметный и организующий характер, на которую  возложена  организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами, имеющими возможность, в случае необходимости, самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего) функционирования государства и его аппарата.

В Российской Федерации идёт административная реформа 2004 г., поэтому сложно дать исчерпывающую  характеристику исполнительной власти, так как этот институт находится в постоянном движении и изменении.

По своему содержанию деятельность исполнительной власти за последние годы в значительной степени изменилась и будет изменяться по мере возникновения новых задач  в ходе проводимых экономических  и политических преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

Учебно-методическая литература:

 

1. Административное право под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2002 г.

2. Алехин А.П., А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 2002 г.

3. Бахрах Д.Н. Административное право. Краткий учебный курс. М.: НОРМА, 2002 г.

4. Дёмин А.В. Теория государства и права (курс лекций). М.: Инфра-М, 2002г.

5. Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация». Исполнительная власть  РФ. 2007 г.

6. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. N 4. 2004 г.

7. Марченко Н.М. Теория государства и права. М.: М-Проект, 2007г.

8. Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2007 г.

9. Полянский И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М., 2001 г.

 

Нормативно-правовые акты:

 

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Федеральный конституционный закон РФ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997 г. N 51. Ст. 5712.

3. Федеральный конституционный закон от 19 июня 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998 г. N 1. Ст. 1.

4. Федеральный конституционный закон от 19 июня 2004 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации" // СЗ РФ. 2004 г. N 25. Ст. 2478.

5. Гражданский процессуальный кодекс РФ // СЗ РФ. 2002 г. N 46. Ст. 4532.

6. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» // СЗ РФ. 1999 г.  N 42. Ст. 5005.

9. Указ Президента РФ от 17 марта 1995 г. N 283 "Об отмене Постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1994 г. N 1402 "О праве использования оружия работниками Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995 г. N 12. Ст. 1037.

8. Указ Президента Российской Федерации N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. // СЗ РФ. 2004 г. N 11. Ст. 945.

9. Постановление  Конституционного Суда РФ N 28-П от 11 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998 г. N 52. Ст. 6447.

10. Постановления  Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260 // СЗ РФ. 2004 г. N 23. Ст. 2313.

11. Распоряжение  Администрации Президента РФ N 1576, Аппарата Правительства РФ N 954 от 21 декабря 2007 г. «О перечне полных  и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» // "Российская газета"  N 294. 2007 г.

12. Закон Брянской  области № 23-3 «О системе исполнительной  власти Брянской области» от 12 апреля 2006г. // "Брянский рабочий" N 73. 2006 г.

 

1 Административное право под редакцией Л.Л.Попова. М.: Юристъ, 2002 г. Стр. 125.

2 Информационно-аналитический и энциклопедический портал «Русская Цивилизация». Исполнительная власть  РФ. 2007 г.

3 Мигачёв Ю.И., Попов Л.Л., Тихомиров С.В. Административное право РФ. М.: Высшее образование, 2007 г. Стр. 87.

4 СЗ РФ. 2004 г. N 11. Ст. 945.

5 См. там же.

6 См. там же.

7 "Российская газета" N 294. 2007 г.

Информация о работе Исполнительная власть