Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Темой курсовой работы является «Органы исполнительной власти». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Наконец, я рассмотрела положение органов исполнительной власти субъектов федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Общая характеристика исполнительной власти……………………………4
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………4
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти…………….8
1.3 Признаки и система исполнительной власти…………………………….11
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации………………………………14
2.1 Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти……………………………………………………………………………14
2.2 Формирование и полномочия Правительства
Российской Федерации………………………………………………………..20
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………23
3. Система органов исполнительной власти Смоленской области………...25
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы………

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая по админ..docx

— 64.59 Кб (Скачать файл)
ign="justify">      Существует  различные основания для классификации  органов исполнительной власти. С  учетом территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и субъектов  федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.

      Существуют  также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько  субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).

      По  организационно-правовым формам на федеральном  уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет  РФ; федеральная комиссия России; федеральная  служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.

      По  объему и характеру компетенции  органы исполнительной власти подразделяются на:

        а) органы общей компетенции,  осуществляющие руководство на  подведомственной территории всеми  или подавляющим большинством  отраслей управления и сфер  деятельности (президентуры, правительства,  администрации субъектов Федерации);

      б) органы отраслевой компетенции, на которые  возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами  деятельности (министерство, структурное  подразделение администрации);

      в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами  управления, имеющими межотраслевое  значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный  надзор).

      Существуют  также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

      Следующим основанием для классификации органов  исполнительной власти является порядок  разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:

      а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной  основе, то есть большинством голосов  лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная  комиссия);

      б) единоначальные органы, в которых  основные вопросы решаются их руководителями (министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяет  наиболее квалифицированно решать сложные  вопросы с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность  руководства и повышение персональной ответственности руководителей  за результаты работы органа исполнительной власти.

      Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку  образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам  бюджета) и др.

      Органы  исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между  ними. Структура этой системы обусловлена  федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.

      Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов исполнительной власти как субъектов административных правоотношений. 
 
 
 
 
 
 
 

                     1.3 Признаки и система исполнительной власти

    В связи с тем, что вместо термина  «государственного  управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки [20]:

  1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Разделение властей нельзя абсолютизировать, доводя дело до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, что, однако, не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 90-х годов, к вторжению законодательной власти  в сферу исполнительной власти и наоборот.
  2. Исполнительная власть самостоятельна только к функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы в рамках системы единой государственной власти или же ее механизма. Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
  3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
  4. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. Таково одно из непременных требований разделения властей. Соответственно исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации). Таковы четко определенные конституционные границы, необходимые для понимания субъектной характеристики исполнительной власти.
  5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией Российской Федерации организуется и осуществляется на началах федерализма. Это означает, что конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий [1].
  6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Подобное отождествление неправомерно, так как административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения [13]. Однако, административное принуждение является лишь одним из средств достижения целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
  7. Исполнительная власть характерна тем, что в непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. «О системе федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 9.03.2004 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных комитетов РФ, федеральных служб России, российских агентств, федеральных надзоров России [3].

      Можно выделить систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации.

      Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в РФ

2.1 Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти 

      Новая Конституция, сохраняя известную преемственность  в законодательной регламентации  деятельности Правительства, весьма существенно  изменила его статус и место в  системе федеральных органов  власти.

      Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с  Президентом, Федеральным Собранием  и судами Российской Федерации, что  закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство  осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений  ясно, что Правительство - высший орган  исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным  органам в новой Конституции  не употребляется, но для организации  власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции  и текущем законодательстве применяется  обобщающий термин "федеральные  органы исполнительной власти", без  расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и  кому они подчиняются.

    Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную  деятельность системы федеральных  органов исполнительной власти. Конституция  повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие  от прежней Конституции, которая  возлагала непосредственное руководство  исполнительной властью на Президента, а также предусматривала подотчетность  Правительства федеральным представительным и законодательным органам (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту, действующая  Конституция исходит из самостоятельности всех ветвей власти и подобной субординации и подчиненности не предусматривает.

      В современном облике Правительства  более последовательно выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства  за проведение социально - экономических  преобразований в стране, осуществление  единой государственной политики в  отраслях и сферах народного хозяйства, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ) и  совместному ведению Федерации  и субъектов, входящих в ее состав (ст. 72 Конституции РФ). Важно отметить, что Основной Закон России создает  реальные предпосылки к тому, чтобы  Правительство стало действительно  способным реализовать намеченные им программы по стабилизации экономики  и нести всю полноту ответственности  за свои решения и действия.

      От  других федеральных органов Правительство  отличается, прежде всего, предметом  и сферой деятельности. Оно не занимается принятием законов, как Федеральное  Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны. Достаточно сказать, что, согласно ст. 114 Конституции, Правительство  разрабатывает федеральный бюджет и отчитывается о его исполнении, осуществляет управление федеральной  собственностью, обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, государственную поддержку  культуры, науки, образования и здравоохранения.

    Одной из основных функций Правительства  являются организация исполнения федеральных  законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых  мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность  его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.

    Свои  полномочия Правительство реализует, принимая постановления и распоряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя  право законодательной инициативы (ст. 104 Конституции РФ) путем разработки и внесения в Государственную  Думу проектов законов, формирующих  необходимую правовую базу. Активное участие Правительства в законотворческом процессе, обязательность его заключений по всем проектам, предусматривающим  расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, дают возможность Правительству  осуществлять возложенные на него функции  и намеченную экономическую программу.

    На  федеральном уровне Правительство  объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении  Правительство и федеральная  система (структура) управленческих органов  тесно связаны. Большинство центральных  органов управления, входящих в систему  исполнительной власти, находятся в  непосредственном ведении Правительства  и ему подчиняются.

      От  исполнительной власти, учитывая мобильность  ее действий, субординацию и подчиненность  ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических  преобразований и наше движение вперед.

      Исключив  верховенство одной власти над другой, Конституция кардинально изменила взаимоотношения органов законодательной  и исполнительной власти, а также  сам механизм контроля и подотчетности  Правительства. Закрепив самостоятельность  каждой из ветвей власти, Конституция  вывела Правительство из своеобразного  двойного подчинения. В то же время  конституционный выбор, сделанный  в ходе референдума 12 декабря 1993 г. в  пользу сильных прерогатив Президента в государственном руководстве, не оставляет исполнительную власть бесконтрольной в ее самостоятельности.

      Многие  полномочия Президента непосредственно  касаются деятельности Правительства  и органов исполнительной власти субъектов Федерации. Хотя Президент  не глава исполнительной власти, он сохраняет мощные рычаги воздействия  на Правительство путем персональных назначений членов Правительства и  принятия необходимых решений, в  том числе в сфере исполнительной власти.

      В организации федеральной исполнительной власти пока отсутствует четкое "разделение труда" между Президентом и  Правительством. Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4 Конституции РФ.

Информация о работе Исполнительная власть