Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:14, курсовая работа
Темой курсовой работы является «Органы исполнительной власти». Структура курсовой работы включает в себя общую характеристику исполнительной власти, в неё входят принцип разделения властей, понятие и классификация органов исполнительной власти и механизм исполнительной власти. Большое внимание уделено организации и деятельности органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации. В этом разделе я рассмотрела деятельность и полномочия Правительства Российской Федерации, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Наконец, я рассмотрела положение органов исполнительной власти субъектов федерации.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Общая характеристика исполнительной власти……………………………4
1.1 Принцип разделения властей………………………………………………4
1.2 Понятие и классификация органов исполнительной власти…………….8
1.3 Признаки и система исполнительной власти…………………………….11
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в Российской Федерации………………………………14
2.1 Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти……………………………………………………………………………14
2.2 Формирование и полномочия Правительства
Российской Федерации………………………………………………………..20
2.3 Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти……………………………………………………………………………23
3. Система органов исполнительной власти Смоленской области………...25
Заключение……………………………………………………………………...32
Список используемой литературы………
Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные округа и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают: Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная комиссия России; федеральная служба России; российское агентство; федеральный надзор России; управление делами Президента.
По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы общей компетенции,
осуществляющие руководство на
подведомственной территории
б)
органы отраслевой компетенции, на которые
возложено руководство
в) органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет, федеральная комиссия, федеральный надзор).
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку выделяют:
а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия);
б)
единоначальные органы, в которых
основные вопросы решаются их руководителями
(министерство, администрация субъекта
федерации). Коллегиальность позволяет
наиболее квалифицированно решать сложные
вопросы с учетом мнения многих специалистов.
Единоначалие обеспечивает оперативность
руководства и повышение
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.
Соответствующие
нормативные акты определяют правовое
положение органов
1.3 Признаки и система исполнительной власти
В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки [20]:
Система
федеральных органов
Можно выделить систему исполнительной власти, которую составляет совокупность государственных органов, обозначаемых в качестве ее субъектов, а также организационный механизм ее реализации.
Постоянно действующим организационным фактором механизма исполнительной власти являются находящиеся на различном иерархическом уровне исполнительные органы общей компетенции (например, Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п.). Остальные звенья такой системы непостоянны, видоизменяемы (например, министерства, государственные комитеты и пр.). Они могут в ряде случаев вообще не существовать (например, возникновение на базе бывших министерств государственных концернов, не являющихся государственными органами), хотя из механизма государственного управления они не «изымаются». В таком же аспекте можно квалифицировать роль, например, различного рода структурных подразделений исполнительных органов, их территориальных звеньев, а также должностных лиц. Все это — «рабочий механизм» исполнительной власти, служащий целям лучшей ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Но одновременно все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.
2. Организация и деятельность органов исполнительной власти на федеральном уровне в РФ
2.1 Правительство
Российской Федерации как высший орган
исполнительной власти
Новая
Конституция, сохраняя известную преемственность
в законодательной
Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации, что закреплено ст. 11 Конституции. Согласно ст. 110 федеральное Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этих положений ясно, что Правительство - высший орган исполнительной власти, хотя слово "высший" применительно к федеральным органам в новой Конституции не употребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Дело в том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяется обобщающий термин "федеральные органы исполнительной власти", без расшифровки, какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Правительство
возглавляет и обеспечивает согласованную
деятельность системы федеральных
органов исполнительной власти. Конституция
повышает статус Правительства, закрепляет
его самостоятельность. В отличие
от прежней Конституции, которая
возлагала непосредственное руководство
исполнительной властью на Президента,
а также предусматривала
В
современном облике Правительства
более последовательно выражены
прерогативы федеральной
От
других федеральных органов
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, подзаконность его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои
полномочия Правительство реализует,
принимая постановления и распоряжения
по стратегическим и текущим вопросам
управления, а также используя
право законодательной
На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов тесно связаны. Большинство центральных органов управления, входящих в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.
От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально - экономических преобразований и наше движение вперед.
Исключив
верховенство одной власти над другой,
Конституция кардинально
Многие
полномочия Президента непосредственно
касаются деятельности Правительства
и органов исполнительной власти
субъектов Федерации. Хотя Президент
не глава исполнительной власти, он
сохраняет мощные рычаги воздействия
на Правительство путем
В
организации федеральной