Исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:46, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является целостно-логическое исследование системы органов государственной безопасности, а так же рассмотрение теоретических основ управления в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность.
Основные задачи моей курсовой работы:
- раскрытие понятия и содержания безопасности.
- рассмотрение функций органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную безопасность.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Понятие и содержание государственной безопасности
1.1 Понятие безопасности
1.2 Понятие и задачи Совета безопасности
Глава 2 Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие государственную безопасность
2.1 Понятие и полномочия Федеральной службы безопасности (ФСБ)
2.2 Понятие, структура федеральных органов государственной охраны
2.3 Управление в области внешней разведки
Глава 3 Государственное управление в области обороны, охраны и защиты государственной границы
Заключение
Библиография

Файлы: 1 файл

курсовик (1).doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 

Глава 1 Понятие и содержание государственной безопасности

1.1 Понятие безопасности

1.2 Понятие и задачи Совета безопасности

Глава 2 Федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие государственную безопасность

2.1 Понятие и полномочия Федеральной службы безопасности (ФСБ)

2.2 Понятие, структура федеральных органов государственной охраны

2.3 Управление в области  внешней разведки

Глава 3 Государственное  управление в области обороны, охраны и защиты государственной границы

Заключение

Библиография

 

Введение

 

Административное право  является наиболее крупной отраслью системы российского права, поскольку  оно предназначено регулировать разнообразные общественные отношения  в самой многосторонней социальной сфере - в сфере государственного управления, деятельности исполнительной власти. Оно занимает особое место в системе российского права и отличается от других отраслей права не только предметом регулирования, но и характеризуется наибольшей мобильностью, а также широкой сферой регулирования. Нормы административного права:

- упорядочивают и закрепляют  наиболее целесообразные общественные отношения в сфере управления;

- охраняют урегулированные  правом общественные отношения;

- вытесняют из сферы  управления общественные отношения,  не отвечающие современным условиям;

- способствуют зарождению  и развитию новых общественных  отношений.

Это направление административно-правового  регулирования приобретает исключительно  важное значение в современный период. Принятые за последние годы нормативно-правовые акты по переходу к рыночным отношениям, по реорганизации системы управления и методов управления экономикой, социально-культурной и другими сферами жизнедеятельности содержат многочисленные нормы административного права, направленные на урегулирование и развитие новых управленческих отношений. Посредством административно-правовых норм определяются правовой статус граждан в сфере управления, правовое положение государственных органов исполнительной власти (сотрудников) и их взаимоотношения с гражданами. Нормы административного права определяют административно-правовой статус органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных объединений, а также административно-правовой статус государственных служащих и служащих негосударственных объединений. Большое развитие в последние годы получили административно-правовая охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, что нашло свое воплощение в принятии ряда законодательных и иных нормативных актов, направленных на укрепление правопорядка. Все отмеченное позволяет говорить о важном месте административного права в системе российского права и его регулирующего влияния на ход общественного развития. Соответственно этому и наука административного права занимает важное место в системе правовой науки, а, следовательно, и среди учебных дисциплин, изучаемых в юридических учебных заведениях.

Актуальность темы состоит  в том, что именно сейчас России нужна  надёжная система обеспечения государственной  безопасности, с чёткой и действенной структурой правового управления органов государственной безопасности.

Степень изученности  мною темы считаю удовлетворяющей имеющимся  материалом, так как структура  органов государственной безопасности секретна. Изучаемой мною темой занимались такие авторы как Махин В.И., Шуберт Т.Э.

Объектом данной курсовой работы являются основы современной правовой системы органов государственной безопасности.

Предметом курсовой работы являются законы и подзаконные нормативные акты по обозначенной тематике, учебники и учебные пособия по административному праву, материалы периодической печати.

Целью моей курсовой работы является целостно-логическое исследование системы органов государственной безопасности, а так же рассмотрение теоретических основ управления в системе органов, обеспечивающих государственную безопасность.

Основные задачи моей курсовой работы:

- раскрытие понятия  и содержания безопасности.

- рассмотрение функций  органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную  безопасность.

Теоретической и методологической основой курсовой работы являются работы правоведов по рассматриваемой мной проблеме в соответствии с поставленной целью и задачами.

 

Глава I. Понятие и содержание безопасности

1.1 Понятие государственной безопасности

 

Понятие «безопасность» в конституционно-правовом и административно-правовом аспектах имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл. В широком смысле безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности: ее прав и свобод, общества:

его материальных (экономических) и духовных ценностей; государства:

его конституционного строя, суверенитета и территориальной  целостности1.

Безопасность как один из фундаментальных устоев общества и государства зиждется на прочных  правовых основах: Конституции РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах, издаваемых самими органами безопасности. В обеспечении безопасности участвуют в той или иной степени все органы государственной власти: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

В Конституции РФ упоминается такая отрасль (область), сфера управления, как безопасность. В частности, в ч. 5 ст. 13 Конституции говорится о безопасности государства; в ч. 2, 3 ст. 35 -также о безопасности государства; в п. «л» ст. 71 - об отнесении к ведению РФ безопасности; в п. «д» ст. 114 подчеркнуто, что Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности. В п. «Н» ст. 83 Конституции сказано, что Президент Российской Федерации формирует и возглавляет Совет Безопасности2.

Современное понятие  безопасности сложилось не сразу. Законодательно-правовое оформление указанной сферы управления претерпело за последние годы существенные изменения. Так, 5 марта 1992 г. был принят Закон «О безопасности»3. Однако данный Закон в условиях углубления реформ и возрастания роли правоохранительной, административно-политической функции государства оказался недостаточным. Претерпевала существенные изменения и система органов безопасности. В настоящее время законодательной основой функционирования и управления в области безопасности является Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации от 3 апреля 1995 г.» Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской федерации и Правительство Российской Федерации4.

Федеральный закон устанавливает следующее:

Органы Федеральной  службы безопасности представляют собой  единую централизованную систему, в  которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Федерации;

управления (отделы) Федеральной  службы безопасности Российской Федерации  по отдельным регионам и субъектам Российской федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной  службы безопасности Российской Федерации  в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах  управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности российской Федерации.

Нормативно - правовое регулирование  вопросов безопасности за последние годы претерпело существенные изменения.

Правовые основы обеспечения  безопасности, ее системы и функций, порядок функционирования органов  были урегулированы в Законе РФ «О безопасности» в редакции 25 декабря 1993 года, Федеральном законе «О федеральной службе безопасности Российской Федерации» от 3 апреля 1995 года, Законе «О службе внешней разведки» от 10 января 1996 года, а также Указами Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации и ее структуры» в редакции Указов от 26 августа 1998 года № 990 и от 5 октября 1998 года № 1181 и от 28 августа 1999 года № 1131, «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации» в редакции Указа от 18 ноября 1998 года № 1418, «Об аппарате Совета Безопасности» от 28 марта 1998 г. № 294, «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 1300 и многими другими нормативно-правовыми актами. Вопросы безопасности также регулируют и другие законодательные акты, например, законы об обороне, об охране государственной границы.

 

1.2 Понятие и задачи Совета безопасности

 

Конституцией Российской Федерации 1993 года Совет Безопасности закреплен как государственный  орган с обозначением его в  главе "Президент Российской Федерации" в статье 83, определяющей полномочия Президента в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительства, Центрального банка, федеральных судов, Генерального прокурора, Администрации Президента, высшего командования Вооруженных Сил, полномочных представителей Президента и дипломатических представителей Российской Федерации).

Состав Совета Безопасности формируется, исходя из приоритетности направлений государственной политики в сфере национальной безопасности, достижения наибольшей эффективности при выработке коллективных решений. В последние годы в Совет Безопасности входят председатели Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах.5 Председателем Совета Безопасности, в соответствии с законодательством, является Президент Российской Федерации. Основные организационно-правовые формы работы Совета Безопасности – заседания, рабочие совещания, межведомственные комиссии, научный совет. Заседания Совета Безопасности проводятся на регулярной основе по планам, утверждаемым Председателем Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Рабочие совещания Совета Безопасности проводятся под руководством Секретаря Совета Безопасности или – по поручению Президента – одним из постоянных членов Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего числа и вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента Российской Федерации, иные решения - протоколами. На заседания выносятся наиболее актуальные проблемы национальной безопасности государства. За прошедшее десятилетие предметом рассмотрения Советом Безопасности были вопросы, касающиеся практически всех сфер государственной политики. На основе детального анализа проблем безопасности была разработана и принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в новой редакции - Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24). В развитие основного концептуального документа были разработаны и приняты доктрины, концепции и основы по различным направлениям обеспечения безопасности. Среди утвержденных в 2000 – 2001 годах - Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.

Межведомственные комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом Российской Федерации. В настоящее время действуют 12 межведомственных комиссий. Они осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям его деятельности, способствуют координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации по выполнению федеральных целевых программ и решений Совета Безопасности. Межведомственные комиссии действуют в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, и вправе внести на рассмотрение Совета Безопасности любой вопрос, имеющий отношение к их компетенции. Научное обеспечение деятельности Совета Безопасности Российской Федерации осуществляет научный совет. Положение о научном совете при Совете Безопасности и его состав утверждаются Указом Президента Российской Федерации. Научный совет определяет приоритетные направления научных исследований в области обеспечения безопасности для рассмотрения Советом Безопасности; координирует деятельность научно-исследовательских и проектных учреждений, предприятий и организаций, привлекаемых для выполнения этих исследований; проводит научную экспертизу федеральных программ по обеспечению безопасности страны; сравнительный анализ теории и практики в области обеспечения безопасности Российской Федерации; готовит предложения по совершенствованию федеральной информационной системы по оценке геополитической обстановки и др. Научные исследования, организуемые Советом Безопасности, направлены на обеспечение глубокой комплексной проработки вопросов, рассматриваемых на его заседаниях и в рамках межведомственных комиссий. Деятельность Совета Безопасности обеспечивается его аппаратом. Структура, штатное расписание и положение о нем утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, согласованному с Руководителем Администрации Президента Российской Федерации.

Основными задачами аппарата Совета Безопасности являются:

  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Российской Федерации и Совета Безопасности по текущим проблемам безопасности, прогнозирование изменений внутренних и внешних условий, влияющих на состояние безопасности личности, общества и государства;
  • обеспечение деятельности Совета Безопасности по разработке основных направлений стратегии безопасности государства и федеральных программ обеспечения безопасности;
  • обеспечение деятельности Совета Безопасности по контролю за реализацией функций, сил и средств государственных органов обеспечения безопасности в области безопасности, обороноспособности страны, военно-технического сотрудничества, охраны суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, а также выполнения решений Совета Безопасности федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Информация о работе Исполнительная власть