Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2014 в 01:01, контрольная работа
Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов.
Исследование систем управления посредством социально – экономических экспериментов
Исследование систем управления – это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями. В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Исследование управления осуществляется в каждодневной деятельности менеджеров и персонала, в работе специализированных аналитических групп, лабораторий, отделов. «В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее 30% рабочего времени и усилий менеджера» [1, с.23]. Необходимость в исследовании систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций. Исследования необходимо проводить не только, когда организациям грозит банкротство или серьезный кризис, но и тогда, когда организации функционируют успешно и стабильно достигают определенных результатов. В данном случае своевременные исследования помогут удержать этот стабильный уровень работы организации, выяснить, что мешает, либо в большей степени стимулирует ее работу, чтобы желаемые результаты были еще лучше.
Необходимость проведения исследований продиктована еще и постоянно меняющимися целями функционирования организаций, что неизбежно в условиях рыночной конкуренции и постоянно меняющегося спроса потребителей.
В различных источниках понятие исследования трактуется по-разному: «Исследование — это вид познавательной деятельности человека с целью приобретения новых знаний» [2,c.9]. Так звучит понятие исследования в учебнике «Исследование систем управления» под редакцией Рогожина С. В. и Рогожиной Т.В. А в учебнике Короткова Э. М. «Исследование систем управления» определение исследования звучит следующим образом: «Исследование – это вид деятельности человека, состоящий в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения» [1,c
Проведение исследований – одно из главных предназначений человека. Человек с первых дней своей жизни где-то на уровне подсознания начинает исследовать окружающий его мир и познавать самого себя в этом мире. Повзрослев, мы начинаем подходить к процессу исследования осознанно. С помощью исследований удается раскрыть многие загадки природы и воплотить в жизнь самые смелые замыслы.
Известно, что организации являются самой распространенной формой взаимодействия людей. Координацию деятельности организаций осуществляют системы управления, которые являются объектом исследования в рамках данной дисциплины. Следует отметить, что из-за непредсказуемости поведения людей в ряде случаев исследователь не имеет возможности производить количественную оценку наблюдаемых явлений и, следовательно, применять методы, хорошо зарекомендовавшие себя в других областях знаний.
Исследования систем управления организациями направлены на то, чтобы усовершенствовать организационные системы, создать условия для повышения эффективности организаций и обеспечить их выживаемость в сложных условиях окружающей среды.
Для решения этих задач в процессе проведения исследований необходимо стремиться к максимальной объективности и точности. При этом всегда должна обеспечиваться доказательность исследований. Если рассматривать научные исследования с позиций методологии, то можно выделить три уровня, или три подхода, к исследованиям: эмпирический, теоретический и прагматический, взаимодополняющие друг друга.
В ходе решения задач управления организацией, занимающейся коммерческой деятельностью, исследованием называется процесс выработки новых научных знаний о функционировании организационной системы с целью использования их для решения конкретных практических задач.
Функциональная роль
в обеспечении эффективного формирования организационных структур и оптимизации процесса их функционирования;
в определении качественных
характеристик и
в разработке стратегий
в рациональном распределении информационных потоков внутри организации;
в налаживании необходимых коммуникаций с внешней средой;
в создании благоприятного климата в коллективе;
в повышении адаптационных
свойств организации по
в структуризации среды обитания;
в прогнозировании поведения системы управления в условиях неопределенности и риска;
в обеспечении положительной динамики развития организации.
Функциональная направленность исследований реализуется путем использования различных видов исследований.
Социальный - экономический эксперимент - метод научного познания, основанный на создании специальных для изучения изменения характеристик социального объекта под управляющим воздействием.
В этом эксперименте заранее разрабатывают программу исследования, формулируют цели, задачи, предмет и объект исследования, выдвигают гипотезы, операционализируют понятия и разрабатывают методические приемы проверки гипотезы. Только в эксперименте формируют так называемую экспериментальную группу, над которой и производят запланированные манипуляции, скажем, обучают студентов скорочтению или заставляют по 12 ч просиживать за компьютером, и контрольную группу, остающуюся в своих обычных условиях и никаким манипуляциям не подверженную.
Социально-экономическое экспериментирование позволяет:
провести социальную диагностику управляющей подсистемы;
выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи отдельного человека с другими людьми, группами и между ними;
оптимизировать социальные и экономические процессы в системе;
уменьшить социальные и экономические издержки системы;
оценить эффективность проведенного эксперимента.
Особенность социально-экономического экспериментирования в том, что это очень ответственный вид экспериментального вмешательства, т.к. в нём участвуют люди. Поэтому накладываются соответствующие ограничения в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления.
Подразделяют на активные и пассивные эксперименты:
Пассивные эксперименты, или наблюдения, позволяют получать различного рода данные о функционировании организации в процессе достаточно продолжительного наблюдения за ее работой. Эти данные представляют собой изменяющиеся во времени экономические и социальные показатели деятельности организации. К их числу относятся показатели бухгалтерской отчетности, статистические данные, параметры и показатели, характеризующие работу организации за определенный промежуток времени
Однако наблюдение – это еще не эксперимент. Данные, полученные лицом, принимающим решение в процессе фактических наблюдений, используются им для прогнозирования изменения исследуемых показателей. Подобные исследования составляют основу для принятия управленческих решений по оперативным вопросам и по корректировке путей достижения поставленной цели.
К недостаткам пассивного эксперимента следует отнести зависимость качества прогноза от количества наблюдений. На качество прогноза влияет также и выбор методики прогнозирования. Критерием правильности выводов, сделанных в ходе проведения пассивного эксперимента, является практика. Наилучшим прогнозом, безусловно, будет являться тот, который максимально приближается к действительности.
Активный эксперимент
В ходе активного эксперимента можно, например, ввести в систему дополнительную информацию о предполагаемой деятельности конкурента в настоящее время или в ближайшем будущем, о возможных действиях государственных органов в отношении коммерческих организаций и т.д.
Изменить рабочие параметры системы удается, в частности, путем дополнительного регулирования ценовой политики.
Если по каким-либо причинам невозможно провести натурный эксперимент со всей системой в целом, следует выделить отдельные части системы, доступные для проведения активного эксперимента, например те подразделения организации, которые занимаются закупкой и реализацией конкретного вида продукции.
В ходе активного эксперимента можно, например, ввести в систему дополнительную информацию о предполагаемой деятельности конкурента в настоящее время или в ближайшем будущем, о возможных действиях государственных органов в отношении коммерческих организаций и т.д.
Изменить рабочие параметры системы удается, в частности, путем дополнительного регулирования ценовой политики.
Если по каким-либо причинам невозможно провести натурный эксперимент со всей системой в целом, следует выделить отдельные части системы, доступные для проведения активного эксперимента, например те подразделения организации, которые занимаются закупкой и реализацией конкретного вида продукции.
Экспертная оценка при
Проблемы, для решения которых применяются экспертные оценки, делятся на два класса.
К первому классу относятся проблемы, которые достаточно хорошо обеспечены информацией, и для которых можно использовать принцип «хорошего измерителя», считая эксперта хранителем большого объема информации, а групповое мнение экспертов – близким к истинному.
Ко второму классу относятся проблемы, в отношении которых знаний для уверенности в справедливости названных предположений недостаточно; экспертов нельзя рассматривать как «хороших измерителей», и необходимо осторожно подходить к обработке результатов экспертизы, поскольку в этом случае мнение одного (единичного) эксперта, больше внимания уделяющего исследованию малоизученной проблемы, может оказаться наиболее значимым, а при формальной обработке оно будет утрачено. В связи с этим к задачам второго класса в основном должна применяться качественная обработка результатов. Использование методов осреднения (справедливых для «хороших измерителей») в данном случае может привести к существенным ошибкам.
Задачи коллективного
Другая проблема, которую нужно иметь ввиду при проведении системного анализа, заключается в следующем: даже в случае решения проблем, относящихся к первому классу, нельзя забывать о том, что экспертные оценки несут в себе не только узкосубъективные черты, присущие отдельным экспертам, но и коллективно-субъективные черты, которые не исчезают при обработке результатов опроса. Иными словами, на экспертные оценки нужно смотреть как на некоторую «общественную точку зрения», зависящую от уровня научно-технических знаний общества относительно предмета исследования, которая может меняться по мере развития системы и наших представлений о ней. Следовательно, экспертный опрос – это не одноразовая процедура. Такой способ получения информации о сложной проблеме, характеризующейся большой степенью неопределенности, должен стать своего рода «механизмом» в сложной системе, т.е. необходимо создать регулярную систему работы с экспертами.
Роль исследований при организационном проектирование - Эти исследования позволяют учесть человеческий фактор, который оказывает существенное влияние на функционирование организационных систем. Социологические исследования в большинстве случаев используются при решении задач социально-психологического управления коллективом организации и при изучении потребительского спроса.