Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:36, контрольная работа
В своей работе мне предстоит изучить источники права. Ответить на вопросы:
- что такое источники права?
- как они создаются?
- система источников права?
- что такое правотворчество?
- что такое юридическая техника?
Введение стр. 3
1. Понятие и виды форм (источников) права. стр. 4
2. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. стр. 10
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц. стр. 11
4. Правотворчество. стр. 13
5.Систематизация нормативных правовых актов. стр. 14
6. Юридическая техника. стр. 17
Заключение стр. 18
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное агентство по образованию
Государственное учреждение высшего профессионального
образования
Санкт-Петербургский
университет технологии
и дизайна
Кафедра
философии и социальных наук
Контрольная работа № 1
По дисциплине «Правоведение»
На тему: «Источники права»
Габовой Елены Сергеевны
Специальность 060905 (281100)
ИОГИ, 3 курс, группа 3-КЗ-1
Шифр зачетной книжки № 063308
2009 год
Содержание
Введение стр. 3
1.
Понятие и виды форм (источников) права.
2. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. стр. 10
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц. стр. 11
4. Правотворчество. стр. 13
5.Систематизация
нормативных правовых актов.
6. Юридическая техника. стр. 17
Заключение
Список
литературы. стр. 19
Введение.
Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием, в конечном счете, общественного производства.
В своей работе мне предстоит изучить источники права. Ответить на вопросы:
- что такое источники права?
- как они создаются?
- система источников права?
- что такое правотворчество?
- что такое юридическая техника?
В своей работе я использовала учебники по «Теории государства и права»
Право имеет своим источником (в широком
смысле этого слова) общественные отношения,
потребность в регулировании которых
возникает в жизни и должна быть осознана
законодателем. Это значит, что у законодателя
возникают взгляды, представления, создается
мнение о том, что определенная совокупность
социальных связей, определенный вариант
поведения участников общества должны
стать общеобязательным правилом, приобрести
форму всеобщности, стать законом. В законе
не может быть ничего, что не содержалось
бы в правосознании, выступающем в качестве
идейного источника норм права.
Понятие и виды форм (источников) права.
Одним из признаков права
Следовательно, формы права – это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.
В литературе существуют две
основные точки зрения на
а) согласно первой – названные понятия тождественны;
б) согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».
Последняя точка зрения
1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);
2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);
3) источник в формально-юридическом смысле–это и есть форма права. 1
Об источниках права пишут также в плане познания права и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. В более узком смысле понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор, как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет смысла, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.
По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.2
Выделяют четыре формы права (см. схема 1)
- нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.д. Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;
- правовой обычай – это исторически сложившееся правило в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право – хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст.5 Гражданского кодекса отдельные могут регулироваться обычаями делового оборота);
- юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила норм права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой системы – Великобритании, США, Канаде, Австрии, новой Зеландии. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;
-
нормативный договор – соглашение между
правотворческими субъектами , в результате
которого возникает новая норма права
( например Федеральный договор РФ 1992 г.;
коллективный договор , который заключают
между собой администрация предприятия
и профсоюз).
Источники права |
Схема 1
Нормативный акт | Правовой обычай | Юридический прецедент | Нормативный договор |
В современных условиях роль
нормативных договоров в
В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально – разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в Гражданском кодексе РФ). Участники же, заключившие нормативный договор, создают новое правило – новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.1
Под нормативными правовыми
Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.
Нормативные акты издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.
Нормативный акт занимает
По юридической силе все
Виды законов:
Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
федеральные конституционные законы – принимаются по вопросам , предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ ( например федеральные конституционные законы об арбитражных судах, военных судах , о Конституционном Суде РФ, о судебной системе , о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);
федеральные законы – это акты текущего законодательства , посвященные различным сторонам социально-экономической , политической и духовной жизни общества ( например , Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.);
законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области , о социальных гарантиях и др.).
Виды подзаконных актов:
- указы Президента РФ – высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
- постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
- приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
- решения и постановления местных органов государственной власти;
- решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
- нормативные акты муниципальных органов;
- локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации ( например правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на: