Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

В своей работе мне предстоит изучить источники права. Ответить на вопросы:
- что такое источники права?
- как они создаются?
- система источников права?
- что такое правотворчество?
- что такое юридическая техника?

Содержание работы

Введение стр. 3
1. Понятие и виды форм (источников) права. стр. 4
2. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. стр. 10
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц. стр. 11
4. Правотворчество. стр. 13
5.Систематизация нормативных правовых актов. стр. 14
6. Юридическая техника. стр. 17
Заключение стр. 18
Список литературы.

Файлы: 1 файл

право.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего  профессионального

образования

Санкт-Петербургский  университет технологии и дизайна 
 
 
 

Кафедра философии и социальных наук  
 
 

Контрольная работа № 1

По дисциплине «Правоведение»

На тему: «Источники права»

Габовой Елены Сергеевны

Специальность 060905 (281100)

ИОГИ, 3 курс, группа 3-КЗ-1

Шифр  зачетной книжки № 063308

2009 год 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

    Введение          стр. 3 

    1. Понятие и виды форм (источников) права.                                     стр. 4

    2. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов.          стр. 10

    3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве          

       и по кругу лиц.          стр. 11

    4. Правотворчество.                 стр. 13

    5.Систематизация  нормативных правовых актов.           стр. 14

    6. Юридическая техника.        стр. 17

    Заключение                  стр. 18

    Список  литературы.         стр. 19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       

    Введение.      

          Право, как и государство, возникает из необходимости управления социальными процессами, упорядочения межличностных отношений в связи с усложнением и совершенствованием, в конечном счете, общественного производства.

            В своей работе мне предстоит изучить источники права. Ответить на вопросы:

    - что такое источники права?

    - как они создаются?

    - система источников права?

    - что такое правотворчество?

    - что такое юридическая техника?

    В своей работе я использовала учебники по «Теории государства и права»

        Право имеет своим источником (в широком смысле этого слова) общественные отношения, потребность в регулировании которых возникает в жизни и должна быть осознана законодателем. Это значит, что у законодателя возникают взгляды, представления, создается мнение о том, что определенная совокупность социальных связей, определенный вариант поведения участников общества должны стать общеобязательным правилом, приобрести форму всеобщности, стать законом. В законе не может быть ничего, что не содержалось бы в правосознании, выступающем в качестве идейного источника норм права.        

          
 
 
 
 

    Понятие и виды форм (источников) права.

         Одним из признаков права выступает  его формальная определенность.  Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены во вне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни. Без этого нормы права не смогут выполнить свои задачи по регулированию общественных отношений.

          Следовательно, формы права –  это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения.

           В литературе существуют две  основные точки зрения на проблему  соотношений понятий «источник  права» и «форма права»:

    а) согласно первой – названные понятия  тождественны;

    б) согласно второй – понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

         Последняя точка зрения является  господствующей на сегодняшний день. Действительно, если исходить из общепринятого значения слова «источник» как «всякого начала или основания, корня и причины, «исходной точки», то применительно к юридическим явлениям следует понимать под источником права три фактора:

    1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы и потребности людей и т.п.);

    2) источник в идеологическом смысле (различные правовые учения и доктрины, правосознание и т.д.);

    3) источник в формально-юридическом смысле–это и есть форма права. 1

         Об источниках права пишут  также в плане познания права и называют соответственно: исторические памятники права, данные археологии, действующие правовые акты, юридическую практику, договоры, судебные речи, труды юристов и др. В более узком смысле понятия «источник права», указывающий на то, чем практика руководствуется в решении юридических дел.  В континентальных государствах это в основном нормативные акты. Договор, как источник права имеет относительно небольшое распространение, обычай почти не имеет смысла, а прецедент континентальной правовой системой отвергается.

          По существу, речь идет о внешней форме права, означающей выражение государственной воли вовне.2

          Выделяют четыре формы права (см. схема 1)

    - нормативный акт – это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.д. Нормативный акт – одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм  современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

    - правовой обычай – это исторически сложившееся правило в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право – хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст.5 Гражданского кодекса отдельные могут регулироваться обычаями делового оборота);

    - юридический прецедент – это судебное или административное решение  по конкретному юридическому делу, которому придается сила норм  права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой системы – Великобритании, США, Канаде, Австрии, новой Зеландии. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

    - нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами , в результате которого возникает новая норма права ( например Федеральный договор РФ 1992 г.; коллективный договор , который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). 

    
    Источники  права

     Схема 1  

    Нормативный акт     Правовой  обычай     Юридический прецедент     Нормативный договор

 
 

         В современных условиях роль  нормативных договоров в России  заметно увеличивается. Они получили все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях  права. Для того чтобы более четко уяснить его суть, необходимо разграничить нормативный договор, с одной стороны, от просто договоров, а с другой стороны – от нормативных актов.  

           В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально – разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в Гражданском кодексе РФ). Участники же, заключившие нормативный договор, создают новое правило – новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

         В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.1

           Под нормативными правовыми актами понимаются акты, устанавливающие или отменяющие правила общего характера. Этим они отличаются от актов применения права и от остальных индивидуальных актов, рассчитанных на однократное применение, «привязанных» к определенным субъектам, к конкретным субъектам, к конкретным обстоятельствам места и времени.3

         Нормативный правовой акт –  это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

         Нормативные акты  издаются органами, обладающими нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме. Нормативный акт является официальным документом, носителем юридически значимой информации.

         Нормативный акт занимает особое  место в системе правовых актов. Его следует отличать от актов применения и толкования права.

         По юридической силе все нормативные  акты подразделяются на две  большие группы: законы и подзаконные акты.

    Виды  законов:

    Конституция (закон законов) – основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;

    федеральные конституционные  законы – принимаются по вопросам , предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ ( например федеральные конституционные законы  об арбитражных судах, военных судах , о Конституционном Суде РФ, о судебной системе , о референдуме, о Правительстве РФ и т.п.);

    федеральные законы – это акты текущего законодательства , посвященные различным сторонам социально-экономической , политической и духовной жизни общества ( например , Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.);

    законы  субъектов Федерации – издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области , о социальных гарантиях  и др.).

    Виды  подзаконных актов:

    - указы Президента РФ – высшие по юридической силе  подзаконные нормативные акты;

    - постановления Правительства РФ – акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;

    - приказы, инструкции, положения министерств,  ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;

    - решения и постановления местных органов государственной власти;

    - решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;

    - нормативные акты муниципальных органов;

    - локальные нормативные акты  - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации ( например правила внутреннего трудового распорядка).

    В зависимости от особенностей правового субъекта правотворчества  все нормативные  акты подразделяются на:

Информация о работе Источники права