Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 09:36, контрольная работа
В своей работе мне предстоит изучить источники права. Ответить на вопросы:
- что такое источники права?
- как они создаются?
- система источников права?
- что такое правотворчество?
- что такое юридическая техника?
Введение стр. 3
1. Понятие и виды форм (источников) права. стр. 4
2. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. стр. 10
3. Действие нормативных актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц. стр. 11
4. Правотворчество. стр. 13
5.Систематизация нормативных правовых актов. стр. 14
6. Юридическая техника. стр. 17
Заключение стр. 18
Список литературы.
- нормативные акты государственных органов;
- нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
- нормативные акты совместного характера ( государственных органов и иных социальных структур );
- нормативные акты т, принятые на референдуме.
В зависимости от сферы действия нормативные акты делятся на
общефедеральные;
- нормативные акты субъектов Российской Федерации;
- нормативные акты органов местного самоуправления;
- локальные нормативные акты.
В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируют на: :
- нормативные акты неопределенно длительного срока действия;
- временные нормативные акты.
Таким образом, в зависимости от юридической силы все нормативные акты группируются в определенную систему, в которой каждый из актов занимает свое место и играет в нем роль (см. схему 2).
Схема 2
Законы | Подзаконные акты |
Конституция | Указы президента |
Федеральный конституционный закон | Постановления Правительства |
Федеральный закон | Приказы министров |
Закон субъекта Федерации | Акты
местных органов |
Акты
местных органов | |
Акты муниципальных органов | |
Локальные нормативные акты |
Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов.
Закон – это нормативный акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
- принимаются только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ И Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- закон должен выражать волю и интересы народа;
- обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.1
Подзаконные акты – это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают
Подзаконные акты отдельных
Местные подзаконные акты
Локальные подзаконные акты
Действие нормативных актов во времени, в пространстве
и по кругу лиц.
Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.
Действие нормативного акта во
времени обусловлено
Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т. е он не распространяется на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.
Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:
- если в самом законе об этом сказано;
- если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.
Действие нормативных актов в пространстве зависит от;
- уровня государственного органа, принявшего данный акт;
- юридической силы акта.
Нормативные акты распространяют свое действие:
- на территории своей страны (федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);
- на территории субъекта федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);
- на территорию, указанную в самом нормативном акте;
- на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).
В связи с этим тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся на отдельные категории граждан или должностных лиц ( военных, пенсионеров, студентов, врачей , депутатов, судей , ветеранов войны и т.д.).
Важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане российской Федерации, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин Российской Федерации совершил преступление на территории другого государства, он несет ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.
Действие нормативных актов РФ
ограниченно в отношении
Правотворчество.
Правотворчество – это деятельность, прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Субъектами
правотворчества выступают
Правотворчество является
Сущность правотворчества
Правотворческая деятельность
1. непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
2.
правотворчество
3.
правотворчество отдельных
4. правотворчество органов местного самоуправления;
5.
локальное правотворчество (
6.
правотворчество общественных
Систематизация нормативных правовых актов.
Систематизация нормативных правовых актов имеет целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубликам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.
В систематизации нормативных актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.
Известны три вида систематизации нормативно-правовых актов:
кодификация, инкорпорация, консолидация. Это деление базируется на различиях в самом процессе упорядочения правового материала.
Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодифицированных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.
Результатов кодификации
В настоящее время наиболее распространенной «продукцией» кодификации являются:
- основы
законодательства –
- кодексы
– систематизированные
- уставы - кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы и т.п.)
- положения - кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определенных органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, о филиалах учреждений и т.д.);
-
правила - кодифицированные нормативные
правовые акты, устанавливающие
порядок какого-либо вида
Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативный актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства РФ, а ко второй – сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.