Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки в России и во всем современном мире становится необратимым процессом.
Эффективный механизм привлечения правонарушителей к административной ответственности за экологические правонарушения, основы которого установлены федеральным законом от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, Кодексом об административных правонарушениях, а также постоянный государственный мониторинг экосистем являются при этом важнейшими направлениями экологической политики России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации………………………………………………………….4
1.1. Общее понятие и структура экологических правонарушений………...4
1.2. Виды экологических правонарушений…………………………………….7
Глава 2. Правовая природа, содержание и место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности……………………………………………14
2.1. Общее понятие административной ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………14
2.2. Место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности…………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

административные экологические правонарушения курсовая.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….2

Глава 1. Понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации………………………………………………………….4

1.1.           Общее понятие и структура экологических правонарушений………...4

1.2. Виды экологических правонарушений…………………………………….7

Глава 2. Правовая природа, содержание и место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности……………………………………………14

2.1. Общее понятие административной ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………14

2.2. Место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности…………….19

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки в России и во всем современном мире становится необратимым процессом.

Эффективный механизм привлечения правонарушителей к административной ответственности за экологические правонарушения, основы которого установлены федеральным законом от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[1], Кодексом об административных правонарушениях, а также постоянный государственный мониторинг экосистем являются при этом важнейшими направлениями экологической политики России.

За последние несколько лет интерес, проявленный на высоком государственном уровне, к регулированию административной ответственности за экологические правонарушения и растущей статистике их совершения способствовал развитию законодательства, ужесточающего административную ответственность за правонарушения в сфере экологии и охраны окружающей среды. Так, анализ статистических данных, приведенных в Государственном докладе «О состоянии и об охране окружающей природной среды Российской Федерации» за 2007 г., показывает, что в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды за период с 2000 по 2007 гг. число выявленных прокуратурой нарушений законов в сфере экологии увеличилось в 3,9 раза, а за 2007 г. этот прирост составил 57,4%. Активный рост «экологической преступности», к которой были отнесены как преступления, так и административные правонарушения, в 2007 г. был также отмечен Комитетом по экологии Государственной Думы РФ[2].

В Федеральном законе от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» говорится о презумпции экологической опасности любой хозяйственной деятельности, в связи, с чем особую актуальность приобретают вопросы административной ответственности (механизма и порядка привлечения) за экологические правонарушения, которые зачастую приводят к экологическим катастрофам.

Степень научной разработанности. Административная ответственность за экологические правонарушения изучалась в работах специалистов в сфере экологического права, таких как: В.Г. Абрамов, А.А. Агеев, Ф.Х. Адиханов, В.В. Белоусов, С.А. Бартыков, С.А. Боголюбов, М.М. Бринчук, О.С. Колбасов, Н.Б. Лагутин, А.И. Нестеров, В.В. Петров, О.Л. Симухин, А. Тарнавский, Ю.С. Шемшученко. Исследования этих авторов базируются на достижениях ученых-административистов.

Целью исследования является определение понятия, содержания и механизма административной ответственности за экологические правонарушения.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач:

— исследование понятия, структуры и видов экологических правонарушений в Российской Федерации;

— изучение правовой природы, содержания и места административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере определения правовой природы и механизма административной ответственности за экологические правонарушения.

Предметом исследования являются нормы административного и экологического права и законодательства, с помощью которых определяется правовая природа административно-правовой ответственности за экологические правонарушения.

 

 

 

Глава 1. Понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации

1.1.           Общее понятие и структура экологических правонарушений

 

Под экологическим правонарушением следует понимать виновное, противоправное деяние, нарушающее установленный природоохранительным, природоресурсовым и иным законодательством экологический правопорядок и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека, либо экологическим правам и интересам граждан и юридических лиц.

Когда речь идет об экологическом вреде, в законодательстве употребляются различные термины: вред, ущерб, упущенная выгода, убытки. Например, в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды»[3] говорится о возмещении вреда, причиненного экологическим правонарушением (разд. XIV).

Конституция РФ устанавливает право каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Экологическое правонарушение порождает соответствующие природоохранные правоотношения, включающие в себя процедуры разбирательства данного конкретного факта компетентными органами и определение мер воздействия на нарушителя экологического законодательства, возмещения вреда.

Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов:

- объекта правонарушения,

- объективной стороны,

- субъективной стороны и

- субъекта ответственности.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, охраняемые правом. Непосредственным объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в той или иной конкретной области рассматриваемого законодательства. Так, непосредственным объектом незаконной охоты являются отношения по охране, рациональному использованию и воспроизводству диких зверей и птиц.

Объективная сторона экологического правонарушения представляет собой противоправное деяние, выразившееся в действии (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействии (невыполнение правил охраны недр).

Объективная сторона экологического правонарушения характерна наличием трех элементов:

- противоправность поведения,

- причинение вреда или реальная угроза его причинения;

- связь между противоправным поведением и нанесенным вредом.

Отсутствие нанесения вреда природным объектам лишает правонарушение экологической окраски.

Противоправность поведения непосредственно связана с общественной опасностью, которая влияет на вид ответственности (административная, уголовная и др.).

Общественно опасные последствия, указанные в законе, могут быть вменены лицу только в том случае, если будет доказано, что они являются следствием нарушений, допущенных субъектом, г.е. находятся в прямой причинной связи с нарушениями. Для многих экологических правонарушений характерным является то, что ответственность может наступать не только при наличии вредных последствий, но и в случаях, когда они еще не наступили, но деянием была создана реальная угроза их наступления, например загрязнение водоемов и воздуха, распространение эпидемических и других заразных заболеваний и др.

Субъективная сторона экологического правонарушения выражается в форме вины. Вина за совершенное экологическое правонарушение может выступать в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности).

Субъектом экологического правонарушения могут выступать граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица, в том числе иностранные организации и граждане. Некоторые экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (загрязнение окружающей среды), другие только при умышленной форме вины (незаконная охота, браконьерство и др.), третьи по неосторожности (нарушение правил противопожарной безопасности в лесах и небрежное обращение с огнем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Виды экологических правонарушений

 

Экологические правонарушения можно подразделить на три группы:

1) правонарушения против права собственности в области окружающей среды (ст. 7.1-7.11, 8.6, 8.26, 8.28 КоАП РФ);

2) правонарушения против права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды (ст. 8.5, 10.7 КоАП РФ);

3) правонарушения против установленных правил охраны окружающей среды и природопользования.

В этой группе можно выделить две подгруппы экологических правонарушений:

- универсальные правонарушения (ст. 8.1-8.4 КоАП РФ);

- специальные:

           (в сфере охраны земель (ст. 8.6-8.8, 10.9-10.10 КоАП РФ),

           в сфере охраны недр (ст. 8.9-8.11 КоАП РФ),

           в сфере охраны животного мира (ст. 8.33-8.38, 10.1-10.3, 10.6 КоАП РФ),

           в сфере охраны атмосферного воздуха (8.21-8.23 КоАП РФ);

           в сфере охраны лесов (ст. 8.25-8.32 КоАП РФ),

           в сфере охраны водных объектов (ст. 8.13-8.15 КоАП РФ),

           на особо охраняемых территориях (ст. 8.39 КоАП РФ).

Систему нормативно-правового регулирования административной ответственности за экологические правонарушения, можно представить как четырехуровневую (в которой нормативно-правовые акты нижестоящего уровня не должны противоречить актам вышестоящего уровня):

1 уровень (международно-правовой):

           Декларация ООН «Экономическое развитие и охрана природы», принятая 18 декабря 1962 г. XVII сессией Генеральной Ассамблеи ООН;

           Всемирная хартия защиты природы, принятая 28 октября 1982 г. Резолюцией 37/7 Генеральной Ассамблеи ООН;

           Резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущих поколений», принятая в 1980 г. на XXXVI сессии Генеральной Ассамблеи ООН;

2 уровень (конституционно-правовой):

           Конституция РФ 1993 г. (ст. 2, 15, 36, 42, 45, 54, 55, 71-73 и др.);

3 уровень (федеральный), включающий два подуровня:

а) кодифицированные нормативные правовые акты РФ:

           КоАП РФ (ст. 5.39 (административная ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации), главы 7 (правонарушения в области охраны собственности), 8 (правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования), 10 (правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель);

           Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ,

           Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ;

б) федеральные законы:

           от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

           от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

           от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»;

           от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;

4 уровень (региональный):

а) кодифицированные нормативные правовые акты субъектов РФ (например, Закон г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях»);

б) законы субъектов РФ (например, Закон Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 24.06.2009)[4].

Таким образом, для более полного исследования видов экологических правонарушений дополнительно предлагается следующая классификация данных правонарушений:

- правонарушения против права собственности в области окружающей среды и права на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды;

- правонарушения против установленных правил охраны окружающей среды и природопользования. В этой группе выделяются универсальные и специальные правонарушения.

Под обстоятельствами, способствующими совершению экологических правонарушений, понимаются обстоятельства, включающие в себя, причинно-необходимые экологические связи, обусловливающие в конечном итоге наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды.

Информация о работе Экологические правонарушения