Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 05:11, курсовая работа
Актуальность исследования. Ухудшение экологической обстановки в России и во всем современном мире становится необратимым процессом.
Эффективный механизм привлечения правонарушителей к административной ответственности за экологические правонарушения, основы которого установлены федеральным законом от 10 января 2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, Кодексом об административных правонарушениях, а также постоянный государственный мониторинг экосистем являются при этом важнейшими направлениями экологической политики России.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации………………………………………………………….4
1.1. Общее понятие и структура экологических правонарушений………...4
1.2. Виды экологических правонарушений…………………………………….7
Глава 2. Правовая природа, содержание и место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности……………………………………………14
2.1. Общее понятие административной ответственности за экологические правонарушения…………………………………………………………………14
2.2. Место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности…………….19
Заключение……………………………………………………………………….23
Литература……………………………………………………………………….
• ответственность за нарушение правил охраны и использования лесных ресурсов предусмотрена за нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24), нарушение правил лесопользования (ст. 8.25), нарушение правил осуществления побочного лесопользования (ст. 8.26), нарушение правил в области воспроизводства, улучшения состояния и породного состава лесов, повышения их продуктивности, семеноводства лесных растений (ст. 8.27), незаконную порубку, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28), нарушение требований к охране лесов (ст, 8.31), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);
• ответственность за нарушение правил охраны и использования животного мира предусмотрена за уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст. 8.34), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35), нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира (ст. 8.36), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);
• ответственность за нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40).
Экологическими характеристиками обладают также административные правонарушения, совершаемые в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, включая нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1), нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкаэантинного груза) (ст. 10.2), нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) (ст. 10.3), нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6), сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных (ст. 10.7), нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства (ст. 10.8), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10).
К экологическим правонарушениям прямое отношение имеет ст. 5.39, устанавливающая административную ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации, а также некоторые другие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и законами субъектов РФ.
2.2. Место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности
До последнего времени правовое регулирование этого института с точки зрения источников права, включающих нормы законодательства об административной ответственности за экологические проступки, их структуры и содержания выглядело достаточно сложно и, более того, противоречиво. Дело в том, что административная ответственность ранее устанавливалась Кодексом РСФСР об административных правонарушениях 1984 г., а также специальным экологическим законодательством.
При этом в одних актах указывались перечни составов экологических правонарушений (например, в Федеральных законах «О животном мире», «Об экологической экспертизе» и др.), в других, например Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., определялись и санкции, и порядок рассмотрения дел, наконец, во многих актах содержалась лишь отсылочная норма с указанием о возможности привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе административной.
В связи с принятием нового КоАП РФ ситуация изменилась.
Часть 1 ст. 2.1 прямо устанавливает, что «Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность»[5]. Таким образом, составы экологических проступков и санкции за их совершение четко определены в законодательных актах: на федеральном уровне - в КоАП РФ, на уровне субъектов РФ - в действующих на их территории законах об административных правонарушениях.
За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф.
Штраф является основным наказанием. За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов - ст. 8.35; судна и других орудий лова -ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.
В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.
По своим объективным признакам административное правонарушение внешне схоже с преступлением. Поэтому КоАП РФ одним из предварительных условий возложения административной ответственности предусматривает отсутствие в совершенном нарушении признаков состава преступления.
Основные признаки, которые дают возможность разграничить экологическое преступление и административный проступок, приводятся, как правило, в УК РФ. Это — повторность совершения экологического правонарушения, наличие умысла и др.
В КоАП РФ определяются также органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать соответствующие дела (гл. 23). Так, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.5, 7.12, 7.15, 7.17, 7.24, 7.27, 7.28; органы внутренних дел (милиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23; органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ч. 2 ст. 7.8, ст. 8.2, 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого водоснабжения, а также о радиационной обстановке), ч. 2 ст. 8.6 (о порче земель опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления); органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии), 8.1 (несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов), 8.2 (несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами), 8.18 (нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации) и других правонарушениях.
Возбуждение и рассмотрение дел об административном экологическом правонарушении, исполнение постановлений по таким делам регулируется гл. 28, 29, 31, 32 КоАП РФ.
Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.
Таким образом, административная ответственность за экологические правонарушения в отличие от уголовной обладает большей оперативностью и важным условием ее эффективности является принцип неотвратимости наказания. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения. Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.
.
Заключение
Исследовав вопрос административных экологических правонарушений, в рамках данной работы были рассмотрены понятие, структура и виды экологических правонарушений в Российской Федерации; а также изучены правовая природа, содержание и место административной ответственности за экологические правонарушения в системе административной ответственности.
Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права. С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления. Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность. Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» предусматривалась также материальная ответственность за экологические правонарушения. Однако новым Законом об охране окружающей среды она была обоснованно исключена.
Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ, вступившем в силу 1 июля 2002 г., и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. КоАП РФ отдельно в Особенной части выделяет гл. 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.
«Административным экологическим правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие, посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок, здоровье и экологическую безопасность населения. Причиняющее вред окружающей природной среде или содержащее реальную угрозу причинения, за которое предусмотрена административная ответственность.
Основные признаки, которые служат разграничением состава административного правонарушения от преступления, определены в УК РФ. Это повторность (ст. 260 п. 2), наличие умысла (ст. 258), крупный ущерб, причинение вреда здоровью людей, животным, сельскохозяйственному производству (ст. 248, 249, 252 УК и др.)»[6].
К правонарушителям в области административного производства применяются следующие виды административных наказаний:
- штраф,
- предупреждение,
- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения,
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
Наложение штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда и устранения последствий административного правонарушения.
Список использованной литературы:
Нормативно-правовые акты
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 23.11.2009 № 261-ФЗ
3. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (принят ГД ФС РФ 22.03.1995)
4. Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)//Экологическое право, № 2, 2002
6. Закон Забайкальского края от 02.07.2009 N 198-ЗЗК «Об административных правонарушениях» (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 24.06.2009)//Забайкальский рабочий, № 123-124, 06.07.2009