Экологические проблемы мира и Казахстана их решения и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 14:54, реферат

Описание работы

Казахстан относится к категории стран с большим дефицитом водных ресурсов. В настоящее время водные объекты интенсивно загрязняются предприятиями горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, коммунальными службами городов и представляют реальную экологическую угрозу. Наиболее загрязнены реки Иртыш, Нура, Сырдарья, Или, озеро Балхаш. Загрязнению подвержены также подземные воды, являющиеся основным источником питьевого водоснабжения населения. Несбалансированность между антропогенной нагрузкой на водные объекты и их способностью к восстановлению привела к тому, что экологическое неблагополучие стало характерно практически для всех крупных речных бассейнов, а недостаточное финансирование нужд водного хозяйства стало причиной крайне неудовлетворительного (местами аварийного) технического состояния водохозяйственных объектов и серьезного обострения проблем снабжения населения питьевой водой.

Файлы: 1 файл

Referat.docx

— 80.99 Кб (Скачать файл)

1. Правовой статус Каспийского  моря: подходы прикаспийских стран  к решению вопроса о правовом  режиме Каспия.

2. Экономика. Роль Каспия  в экономическом развитии прикаспийских  государств. Инвестиции в регион  и возможные пути сотрудничества.

3. Экологические проблемы  Каспийского Региона и пути  их решения.

4. Добыча и переработка; сервисные проекты в Регионе: состояние и перспективы.

5. Развитие транспортно-коммуникационной  и социальной инфраструктуры  в Регионе.

На данном форуме присутствовали: Министр энергетики и минеральных ресурсов Школьник В., Первый Вице-Министр иностранных дел Абусеитов К., Вице-Министр индустрии и торговли Исекешев А., Первый заместитель Комитета рыбного хозяйства Сулейманов Р., Замминистра иностранных дел Азербайджанской Республики Халафов Х.А., спецставитель Президента Российской Федерации по урегулированию правового статуса Каспийского моря Калюжный В.И. и другие лица.От имени Комитета рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан был зачитан доклад на сессии «Экологические проблемы Каспийского Региона и пути их решения» по теме: Экономический механизм рыбных ресурсов и других водных животных, а также совершенствование эффективности системы управления рыбными ресурсами Каспийского моря5.

Аральский и Семипалатинский регионы объявлены зонами экологического бедствия, где произошли разрушение естественных экологических систем, деградация флоры и фауны и вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения. Зоны экологического бедствия представляют собой реальную угрозу внутренней безопасности страны.

В настоящее время в районах, прилегающих к бывшему Семипалатинскому полигону (85 населенных пунктов с численностью населения 71,9 тыс. человек)6, отмечается высокий уровень онкологической заболеваемости и смертности населения, болезней системы кровообращения, пороков развития среди новорожденных и эффектов преждевременного старения.

В зоне экологического бедствия Приаралья (178 населенных пунктов с населением 186,3 тыс. человек)7 наблюдается высокий уровень желудочно кишечных заболеваний и анемии, особенно среди женщин и детей, детской смертности и врожденной патологии.

Особая опасность нависает над озером Балхаш, которое, при планируемых отъемах стока реки Или на территории КНР, постигнет участь Аральского моря.

Воздействие нефти на гидросферу

Разработка нефтегазовых месторождений оказывает влияние на окружающую среду с разной степенью загрязнения на всех стадиях разработки. При этом степень загрязнения увеличивается на последних стадиях в условиях снижения нефтеотдачи пластов и применения принудительных методов ее повышения, удорожания добываемой нефти и снижения расходов на экологические мероприятия. Кроме того, одним из основных элементов на всех объектах нефтепромысла является обширная сеть трубопроводов и коммуникаций большой протяженности, от технического состояния которых зависят и условия безопасной эксплуатации месторождения и состояние окружающей среды.

Освоение, эксплуатация и техническое обслуживание морских нефтегазовых месторождений в Казахстане предусматривают обязательное соблюдение природоохранных требований, но исключать попадание различных загрязнителей в воздушную и водную среду пока не удается.

Основные потенциальные загрязнители водной и воздушной среды при бурении и опробовании скважин, добыче, транспортировке, подготовке и хранении нефти и газа – это буровой шлам, химически обработанная промывочная жидкость, буровые и нефтепромысловые воды, нефть и нефтепродукты, ПАВ, кислоты, ГСМ и др.

Источниками загрязнения водной среды являются: бурящаяся скважина, система хранения, приготовления и циркуляции бурового раствора, химических реагентов и утяжелителей, буровое оборудование, эксплуатационная и нагнетательная скважины, система сбора, подготовки и транспортировки продукции скважин, система заводнения залежей нефти и газа, подсобное нефтепромысловое хозяйство, суда, обслуживающие морские основания. Причинами загрязнения могут быть также конструктивные недостатки технологического оборудования и систем, низкий уровень автоматизации и телемеханизации процессов бурения и эксплуатации скважин, несовершенство технологических процессов, в результате чего возникают осложнения и нарушения режимов, отсутствие технических средств охраны атмосферы и морской среды, а также эффективных методов очистки и утилизации токсичных технологических отходов бурения и нефтегазодобычи, аварии и т.д.

В следствие нарушений различных технологических процессов добычи и транспортировки нефти и аварий значительное количество нефти попадает в гидросферу, тем самым оказывая на нее антропогенное влияние. Оценку качества поверхностных вод проводят по содержанию взвешенных частиц, значению водородного показателя, концентрации вредных веществ и т.д.

 

проведен комплекстный физико-химический анализ присутствия нефтепродуктов в воде реки Атжаксы, расположенной в зоне нефтяного месторождения «Жанажол». Пробы отбирали на входе в санитарно защитную зону(СЗЗ), в срединной части и на выходе СЗЗ. Полученные результаты приведены на рисунках 2-6, на основании которых можно констатировать следующее: величина водородного показателя (рН) колеблется в узких пределах 7,4-6,2 и имеет линейную зависимость. Сухой остаток находится в широких пределах - 500-3000 мг/куб.дм. Взвешенные вещества составляют 7-40 мг/куб.дм, что свидетельствует о значительном колебании растворенных фаз в зависимости от поступления в реку, температуры воды, скорости ее течения и т.д. Содержание NО2 и NO3, соответственно достигает 0,015-0,03 и 1-1,5 мг/куб.дм. Концентрация SO4, Cl и HCO3, соответственно, колеблется в пределах 1300-350, 450-200 и 300-150 мг/куб.дм. Значительного изменения содержания тяжелых металлов не отмечено; наименьшая концентрация у Сr

Основными направлениями обеспечения экологической безопасности является экологизация экономики, законодательства и общества.

Экологизация экономики заключается в обеспечении устойчивого экологически безопасного природопользования и сохранении ресурсно экологического равновесия через снижение природоемкости производства и уменьшение воздействия экономики на биосферные процессы обмена веществ и энергии.

Для осуществления экологизации экономики необходимы развитие ресурсосберегающих технологий и снижение доли экологически "грязных" производств, внедрение экологических условий и требований во все разрабатываемые государственные, региональные и отраслевые программы путем совершенствования экономических механизмов природопользования, государственного экологического контроля, экологического мониторинга и статистики, оптимизации разрешительной системы природопользования и экологической экспертизы.

Новые экономические механизмы природопользования предусматривают включение экологических характеристик в систему ценообразования, совершенствование системы платности природопользования и обязательное экологическое страхование.

Эффективность природоохранной деятельности природопользователей определяется созданием финансовых стимулов, а также внедрением экономических инструментов стимулирования охраны окружающей среды. Стимулирование природопользователей в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов должно проводиться с помощью экономического механизма природопользования, предусматривающего систему экологических платежей.

Платежи за загрязнение окружающей среды обеспечивают экономическое стимулирование снижения загрязнения окружающей среды через механизм повышения ставок за сверхнормативное использование ресурсов или сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

В 2004 году будут пересмотрены ставки платы за загрязнение окружающей среды, размер которых должен устанавливаться исходя из объемов и видов загрязняющих веществ 8. К ставкам платы за загрязнение окружающей среды при нахождении источника загрязнения на особо охраняемых территориях или вблизи них будут применяться повышающие коэффициенты.

Экономические инструменты должны способствовать установлению жестких норм и стандартов на деятельность хозяйствующих субъектов с целью внедрения инноваций и рационального использования природных ресурсов, развитию и внедрению более эффективных и малоотходных технологий.

Экологическая статистика способствует осуществлению контроля за выполнением стратегических и индикативных планов, государственных программ и других программных документов, определению уровня развития Казахстана, его места в мировом сообществе, выделению приоритетных направлений деятельности государственных органов и общественности.

Однако отсутствие системной основы в формировании показателей, а также их малочисленность не позволяют достоверно оценить динамику изменений состояния окружающей среды и природных ресурсов.

В этих целях необходима разработка научно обоснованной системы индикаторов и показателей в области охраны окружающей среды.

Система индикаторов и показателей в области охраны окружающей среды должна быть внедрена в практику индикативного социально кономического планирования и государственной статистики.

Казахстан обладает развитым экологическим законодательством, в состав которого входят около 10 законов и более 200 подзаконных нормативных правовых документов.

В 2004 году были подготовлены законодательные акты по внедрению обязательного экологического страхования и по вопросам отходов производства и потребления, а до 2006 года обеспечено внедрение экологического аудита. Накопление средств страховыми организациями должно гарантировать возмещение ущерба окружающей среде даже в случае значительных аварий и катастроф при осуществлении экологически опасных видов деятельности. Экологический аудит, в свою очередь, должен помочь предприятиям и организациям наиболее экономически рациональными методами достичь нормативных показателей загрязнения окружающей среды

Систематизация законодательства Республики Казахстан в области охраны окружающей среды. Развитость и разветвленность законодательства Республики Казахстан порождают и определенные трудности в его использовании. Большинство экологических законов связано между собой, и изменение одного требует изменения других, что наряду со значительными трудозатратами нередко нарушает общую систему экологического законодательства Республики Казахстан, порождает противоречия между законами и подзаконными актами.

Кроме того, для реализации указанных законов требуется большое количество подзаконных нормативных документов.

В этой связи дальнейшее реформирование законодательства Республики Казахстан необходимо направить не на увеличение экологических законодательных норм, а на их систематизацию и повышение действенности. Именно эту задачу может решить кодификация экологического законодательства Республики Казахстан, т.е. обобщение, систематизация и конкретизация норм по сохранению окружающей среды и природных ресурсов.

Большинство положений, имеющих прямое действие без отсылки к подзаконным нормативным правовым документам, планируется отразить в кодексе об охране окружающей среды.

Для развития экологического образования как основы формирования экологической культуры общества необходимо:

формирование системы непрерывного экологического образования путем внедрения вопросов экологии и устойчивого развития в учебные программы всех уровней образования;

  • подготовка специалистов, переподготовка и повышение квалификации кадров в области экологии для всех уровней системы обязательного и дополнительного образования;
  • государственная поддержка экологического образования.

Распространение экологической информации среди населения имеет большую просветительно-пропагандистскую значимость в решении вопросов обеспечения экологической безопасности. В этой работе должны быть задействованы центральные, областные и районные средства массовой информации.

Вместе с тем необходимо принять меры по повышению качества, оперативности и актуальности представляемых материалов. Государственные органы должны освещать в средствах массовой информации актуальные экологические проблемы с публикацией официальных материалов по ним. Для этого необходимо создавать экологические сайты в Интернете и размещать там официальную информацию, продолжать публикацию научных статей, монографий, издание экологических газет и журналов.

Учитывая эффективность участия всех заинтересованных граждан в решении экологических проблем, государственные органы должны обеспечить соответствующий доступ к экологической информации, принятию решений в области охраны окружающей среды. Данный механизм будет обеспечен предоставлением запрашиваемой информации и проведением общественных слушаний по крупным хозяйственным проектам, которые могут оказать существенное влияние на окружающую среду. Особую роль в экологической пропаганде и просвещении необходимо уделять пропаганде здорового образа жизни в гармонии с природой, развитию экологического туризма.

В соответствии с обязательствами по международным конвенциям потенциал экологических неправительственных организаций необходимо направить на решение экологических проблем посредством активизации общественного контроля, проведения общественной экологической экспертизы, участия в формировании общественного мнения по вопросам улучшения качества окружающей среды.

Расширение международного сотрудничества

Являясь полноправным членом ООН, Казахстан на основе глобального партнерства должен использовать международное сотрудничество в качестве ключа к эффективному проведению государственной экологической политики.

Принципы устойчивого развития, заложенные в 1992 году в Рио-де-Жанейро и подтвержденные на Всемирном саммите в г. Йоханнесбурге в 2002 году, должны стать основой политики сотрудничества и партнерства в международных отношениях, учитывая то, что Казахстан получает все большее признание в мировом сообществе.

Основные направления данной политики:

  • практическая реализация положений международных соглашений;
  • выработка общих подходов, методик, критериев и процедур оценки качества и контроля состояния окружающей природной среды;
  • проведение скоординированных фундаментальных и прикладных экологических исследований;
  • использование международного опыта в решении проблем экологической безопасности;
  • активизация привлечения средств международных организаций на решение конкретных программ и проектов в области охраны окружающей среды и устойчивого развития страны.

Информация о работе Экологические проблемы мира и Казахстана их решения и пути их решения