Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:37, курсовая работа
Описание работы
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации
Содержание работы
Введение. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста 1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности 1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников Глава 2. ДПИ как средство эстетического воспитания. 2.1 Раскрыть понятие и классификацию ДПИ 2.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами ДПИ Заключение Литература
1.2 Формы и методы эстетического
воспитания дошкольников
Глава 2. ДПИ как средство эстетического
воспитания.
2.1 Раскрыть понятие и классификацию
ДПИ
2.2 Анализ педагогического опыта
по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами ДПИ
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития нашего
государства, на фоне экономических и
политических изменений, целью учебно-воспитательного
процесса является всесторонне развитие
ребенка.
В последнее время возросло внимание
к проблемам теории и практики художественно-эстетического
воспитания как важнейшему средству формирования
отношения к действительности, средству
нравственного и умственного воспитания,
то есть как средству формирования всесторонне
развитой, духовно богатой личности.
Именно в дошкольном возрасте закладываются
все основы всего будущего развития человечества.
Дошкольный возраст важнейший этап развития
и воспитания личности. Этот период приобщения
ребёнка к познанию окружающего мира,
период его начальной социализации. Именно
в этом возрасте активизируется самостоятельность
мышления, развивается познавательный
интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает
воспитание у дошкольников художественного
вкуса, формирования у них творческих
умений, осознание ими чувства прекрасного.
Таким образом, актуальность педагогической
теории и педагогической действительности,
необходимость их решения определили тему исследования: « Эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста».
Цель данной курсовой работы заключается
в изучении и обобщении теоретического
материала по теме.
На сегодняшний день проблема гармонического
развития ребенка как основа формирования
будущей личности имеет всеохватывающий
характер. Оно зависит от успешного решения
многих воспитательных задач, среди которых
особое место занимает вопрос эстетического
воспитания.
Последние два десятилетия психологи
и педагоги активно ищут выход из ситуации,
проводя исследования с целью поиска новых
методологических подходов к проблеме
становления индивида как личности и творческой
индивидуальности в современных условиях.
Объектом нашего исследования является
процесс эстетического воспитания детей
дошкольного возраста, а предметом декоративно-прикладное
искусство как средство эстетического
воспитания дошкольников.
Исходя из актуальности темы, определяется
цель курсовой работы, заключающаяся в
изучении теоретического материала, что
в свою очередь определяет постановку
следующихзадач:
- Раскрыть понятие эстетическое
воспитание;
- Критерии эстетической воспитанности;
- Формы и методы эстетического
воспитания дошкольников.
- Раскрыть понятие и классификацию
ДПИ;
- Изучить педагогический опыт
по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами ДПИ;
Глава I. Теоретические подходы
к проблеме эстетического воспитания
детей дошкольного возраста
Взрослые и дети постоянно сталкиваются
с художественными и эстетическими явлениями.
В сфере духовной жизни, повседневного
труда, общения с искусством и природой,
в быту, в межличностном общении - везде
прекрасное и безобразное, трагическое
и комическое играют существенную роль.
Красота доставляет наслаждение и удовольствие,
стимулирует трудовую активность, делает
приятными встречи с людьми. Безобразное
отталкивает, трагическое учит сочувствию,
комическое помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный
процесс творческой личности, способной
воспринимать, чувствовать, оценивать
прекрасное и создавать художественные
ценности (Б. Т. Лихачёв).[13, 162].
Эстетическое воспитание- это целенаправленный
процесс формирования у человека эстетического
отношения к действительности.
Стимулируя интегральный способ общения
с миром, эстетическое воспитание учит
ребёнка на всех уровнях его природно-культурной
организации и во всех формах поведения
гармонизировать мир и продукты своей
деятельности, себя и своё общение с другими
людьми.
В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим
воспитанием следующую цель: "Эстетическое
воспитание служит формированию… способности
активного эстетического отношения учащихся
к произведениям искусства, а также стимулирует
посильное участие в создании прекрасного
в искусстве, труде, в творчестве по законам
красоты" [8, 14]. Из определения видно,
что автор важное место в эстетическом
воспитании отводит искусству. Искусство
- это часть эстетической культуры, как
художественное воспитание часть эстетического,
часть важная, весомая, но охватывающая
только одну сферу человеческой деятельности.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни
и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически
или духовно развивается. Но при этом ребёнком
не осознаётся эстетическая сущность
предметов, а развитие зачастую обусловлено
стремлением к развлечению, а без вмешательства
извне у ребёнка могут сложиться неверные
представления о жизни, ценностях и идеалах.
Важнейшей частью эстетического воспитания
является художественное воспитание,
использующее в качестве воспитательного
воздействия средства искусства, формирующие
специальные способности и развивающее
дарования в определённых его видах –
изобразительном, декоративно-прикладном
и др.
Условием и средством эстетического
воспитания является и художественная
деятельность дошкольников, как организованная
воспитателем, так и самостоятельная.
Известно, что воспитание ребенка в деятельности
- одна из закономерностей воспитания.
Художественной деятельность называется
тогда, когда она непосредственно связана
с видами искусств: театрализованные игры,
словесно-художественное творчество,
музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная
практика, дизайн.
В художественной деятельности, как правило,
присутствуют воспроизводящий (репродуктивный)
фактор и творческий. И следует отметить,
что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны
- ребенок не может творить, не научившись
воспроизводить, репродуцировать.[13, 167]
Эстетическое воспитание – необходимое
условие для формирования человека высокой
культуры. Под эстетическим воспитанием
педагогика понимает воспитание способности
воспринимать, правильно понимать, оценивать
и создавать прекрасное в жизни и искусстве.
В дошкольный период происходит становление
личности ребёнка.[6, 13].
Эстетическое воспитание имеет свои
специальные задачи, которые делятся на
две группы. Первая группа направленная
на формирование эстетического отношения
к окружающему миру. Предусматривается
следующее: развивать умения видеть красоту
в природе, поступках, искусстве, понимать
прекрасное; воспитывать художественный
вкус, потребность в познании прекрасного.
Вторая группа задач направлена на формирование
художественных умений в области разных
искусств: обучение детей рисованию, лепке,
конструированию; пению, движениям под
музыку; развитие словесного творчества.
Названные группы задач дадут положительный
результат лишь при условии их тесной
взаимосвязи в процессе реализации.[13,
162]
Для реализации задач эстетического
воспитания детей дошкольного возраста
необходимые следующие условия:
Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение);
Насыщенность быта произведениями искусства;
Самостоятельная активная деятельность
детей;
Осуществления индивидуального подхода
к ребёнку.
Эстетическое воспитание личности происходит
с первых шагов маленького человека, с
первых его слов, поступков. Ни что иное,
как окружающая среда не откладывает в
душе его отпечаток на всю последующую
жизнь. Общение с родителями, родственниками,
сверстниками и взрослыми, поведение окружающих,
настроение их слова, взгляды, жесты, мимика
– всё это впитывается, откладывается,
фиксируется в его сознании.
Ребенок рождается в семье. Круг первоначального
общения его ограничен родителями и ближайшими
родственниками, ответственность которых
за формирование мира эстетических чувств
и представлений ребенка чрезвычайно
велика. Хорошо известна сила детских
впечатлений, их долговечность. Первые
«кирпичики» в фундамент эстетической
культуры будущей личности закладываются
именно в семье, в самые ранние этапы становления,
когда умственное развитие ребенка идет
особенно бурно. А потому так важна педагогическая
грамотность родителей, характер их эстетических
запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом
воспитании ребенка играет организация
детского быта — чистоты, порядка, удобства,
красоты, где все соразмерно, согласовано
по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3
– летнего возраста, детей следует приобщать
к созданию мира красоты через наведения
порядка в комнате, опрятность одежды,
так утверждая их в понимании того, что
красота – дела рук человеческих.
Эстетическое постижение предметов происходит
через их форму, цвет, величину. Важно,
чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия
и праздничности. Способность анализировать
и схватывать форму развивается с помощью
и посредством предметного моделирования,
конструирование, по картинам.
Эстетическая воспитанность предполагает
прежде всего наличие эстетического идеала,
представления о совершенном, совершенство
в искусстве и действительности. Например,
один человек может видеть эстетический
идеал искусства в обобщенном и совершенном
отражении самой жизни и человеческих
отношений в ней, в изображении ее прогрессивных
тенденций, направленных на совершенствование
людей и общества. Другой может видеть
его лишь в совершенстве форм, художественных
приемов выражения художником своих субъективных
переживаний. Эстетический идеал социально
обусловлен и представляет собой общественное
педагогическое явление. Эстетический
идеал может также выражать представление
о совершенстве красоты человека, человеческих
отношений (этика), труда (техническая
эстетика, дизайн).
С эстетическим идеалом, как части эстетической
воспитанности, неразрывно связан художественный
вкус. Он представляет собой также общественное
явление и испытывает на себе влияние
социально-классовых отношений. Художественный
вкус есть развитая способность чувствования
и оценки совершенства и несовершенства,
единства или противоположности содержания
и формы в искусстве и жизни. Как и эстетический
идеал, художественный вкус может присутствовать
у детей на разных уровнях, в значительной
мере определяя тем самым уровень эстетической
воспитанности.
Важным признаком эстетической воспитанности
является развитая способность любования
красотой, совершенством в искусстве и
жизни.
С элементом любования тесно связана
общая способность к глубокому переживанию
чувств, порождаемых эстетическим объектом.
Возникновение гаммы возвышенных чувств
и глубокого духовного наслаждения от
общения с прекрасным, чувства отвращения
при встрече с безобразным, чувства юмора,
сарказма в момент созерцания комического,
чувства гнева, страха, сострадания, возникающих
в результате переживания трагического,-
все это признаки подлинной эстетической
воспитанности.
Естественно, что глубокое переживание
эстетического неразрывно связано со
способностью эстетического суждения
об эстетических явлениях в искусстве
и жизни. Наконец, неразрывной частью общего
понятия эстетической воспитанности является
способность к художественно-эстетическому
творчеству в искусстве и жизни, поведении,
отношениях. В этой способности органично
соединились, слились и эстетическая развитость,
и эстетическая образованность, и главные
элементы эстетической воспитанности:
эстетический идеал, художественный вкус,
способность к любованию, переживанию
и суждению. Понятно, что у дошкольников
все эти элементы находятся в зачаточном
состоянии. Но они у детей уже существуют,
их надо видеть и развивать. Они составляют
реальную основу более поздней эстетической
зрелости детей.
Уровень эстетической воспитанности
у различных детей в зависимости от условий
жизни и воспитания неодинаков. В общем
процессе воспитания учителя стремятся
к оптимальному уровню эстетической воспитанности.
Другими словами, основную цель эстетического
воспитания необходимо видеть в том, чтобы
в ребенке органически соединилось наличие
эстетического идеала и подлинного художественного
вкуса с развитой способностью к воспроизведению,
любованию, переживанию, суждению и художественно-эстетическому
творчеству. Наиболее слабым местом эстетической
воспитанности школьников является область
эстетического идеала и художественного
вкуса. Этот факт делает эстетическую
воспитанность ребенка недостаточной,
ограниченной.
Измерение эстетической воспитанности
может осуществляться разными критериями:
и психологическими, и педагогическими,
и социальными. В область измерения психологическими
критериями эстетической воспитанности
попадают прежде всего способности ребенка
адекватного воссоздания в воображении
художественных образов, их воспроизведение,
а также способность любования, переживания
и суждения. Об этих психологических явлениях
сравнительно легко судить по тому, как
и сколько ребенок общается с эстетическими
предметами искусства и действительности,
насколько соответственно художественно-эстетической
сущности произведения изменяется и развивается
его настроение, как он оценивает это произведение
и порожденное им свое собственное психическое
состояние.