Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2014 в 20:37, курсовая работа
Описание работы
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации
Содержание работы
Введение. Глава 1. Теоретические подходы к проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста 1.1 Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности 1.2 Формы и методы эстетического воспитания дошкольников Глава 2. ДПИ как средство эстетического воспитания. 2.1 Раскрыть понятие и классификацию ДПИ 2.2 Анализ педагогического опыта по эстетическому воспитанию дошкольников средствами ДПИ Заключение Литература
Следующая особенность художественно-эстетического
воспитания в дошкольном возрасте связана
с изменениями, происходящими в сфере
познавательных процессов школьника.
Формирование художественных и эстетических
идеалов у детей, как части их мировоззрения,
- сложный и длительный процесс. Это отмечают
все педагоги и психологи, упомянутые
выше. В ходе воспитания жизненные отношения,
идеалы претерпевают изменения. В отдельных
условиях под влиянием товарищей, взрослых,
произведений искусства, жизненных потрясений
идеалы могут претерпевать коренные изменения.
"Педагогическая суть процесса формирования
художественных и эстетических идеалов
у детей с учетом их возрастных особенностей
состоит в том, чтобы с самого начала, с
раннего детства, формировать устойчивые
содержательные идеальные представления
о прекрасном, об обществе, о человеке,
об отношениях между людьми, делая это
в разнообразной, изменяющейся на каждом
этапе новой и увлекательной форме",
- отмечает в своей работе Е.М. Торшилова
[20, 26].
К концу преддошкольного возраста ребенок
может переживать элементарные эстетические
чувства и состояния. Ребенок радуется
красивому банту на голове, любуется игрушкой,
поделкой и т.д. В этих переживаниях сначала
отчетливо выступает прямая подражательность
взрослому, в виде сопереживания. Ребенок
повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому,
общаясь с маленьким ребенком, взрослые
должны подчеркивать эстетическую сторону
предметов, явлений и их качеств словами:
«какая красивая поделка», «как нарядно
одета кукла» и так далее.
Поведение взрослых, их отношение к окружающему
миру, к ребенку становится для малыша
программой его поведения, поэтому очень
важно, чтобы дети видели вокруг себя как
можно больше доброго и красивого.
Подрастая, ребенок попадает в новый
коллектив – детский сад, который берет
на себя функцию организованной подготовки
детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического
воспитания в детском саду начинаются
с тщательно продуманного оформления
помещения. Все, что окружает ребят: парты,
столы, пособия – должно воспитывать своей
чистотой и аккуратностью.
Еще одним из главных условий является
насыщенность здания произведениями искусства:
картинами, художественной литературой,
музыкальными произведениями. Ребенок
с раннего детства должен быть окружен
подлинными произведениями искусства.
Большое значение в художественно-эстетическом
воспитании детей дошкольного возраста
имеет народное декоративно-прикладное
искусство. Воспитатель должен знакомить
детей с изделиями народных мастеров,
тем самым прививая ребенку любовь к Родине,
к народному творчеству, уважение к труду.
Художественно-эстетическое воспитание
должно вызывать активную деятельность
дошкольника. Важно не только чувствовать,
но и создавать нечто красивое. Обучение,
которое целенаправленно осуществляется
в детском саду, направлено также и на
развитие художественных и эстетических
чувств, поэтому большое значение имеют
такие систематические занятия, как музыкальные,
ознакомление с художественной литературой,
рисование, лепка и аппликация, особенно
если воспитатель учит детей подбирать
формы, цвета, составлять красивые орнаменты,
узоры, устанавливать пропорции и т.д.
2.2 Анализ педагогического
опыта по эстетическому воспитанию
дошкольников средствами ДПИ
Передовой педагогический опыт - это
эффективный опыт, позволяющий достигать
хороших результатов в учебно-воспитательной
работе при сравнительно невысоких затратах
сил, средств и времени.
Можно выделить три основных подхода
к трактовке передового педагогического
опыта:
1. Образец хорошей работы.
2. Деятельность, в которую воплощены
выводы научных исследований
или успешное применение другого
опыта технологии.
3. Новаторство, свои педагогические
находки, открытие нового педагогического
знания.
Если есть затруднение, педагог его разрешает,
создает опыт, получает результат. Положительный
результат фиксируется, о нем можно рассказать
другим.
Передовой педагогический опыт изучают,
обобщают, распространяют.
Можно выделить критерии обобщения педагогического
опыта:
- высокая результативность в
формировании знаний, умений, навыков,
уровня воспитанности, в развитии
учащихся;
- длительность функционирования
опыта (развивая и совершенствуя
систему работы, педагог добивается
стабильных высоких результатов);
- актуальность темы опыта, перспективность.
- научная обоснованность; научные
закономерности, принципы, лежащие
в основе опыта;
- рациональный расход времени
на достижение высоких результатов
с помощью оригинальных методик.
Педагогический опыт может быть массовым
и передовым. Передовой педагогический
опыт исторически ограничен, так как на
каждом новом этапе с расширением материальных,
методических, кадровых и других возможностей
школы возникают новые требования к педагогической
деятельности. Вместе с тем передовой
опыт несет и некоторые непреходящие элементы,
которые пополняют сокровищницу педагогической
науки и практики. В создании и передаче
передового опыта большую роль играет
позиция учителя, поэтому при анализе
и распространении ведущих положений
конкретного опыта важно учитывать влияние
субъективного фактора, прогнозировать
варианты его оценки и трансляции в педагогические
коллективы. В педагогическом опыте, как
нигде более, переплетаются объективно
ценное и индивидуальное, но не все глубоко
индивидуальное в педагогической деятельности
может стать достоянием массовой практики.
Остается то, что составляет область уникального
и неповторимого в личности, создающей
новый опыт. Передовой педагогический
опыт, формируясь на основе массового,
представляет собой уровень овладения
объективными педагогическими закономерностями
(Ю.К. Бабанский). Разновидностями передового
педагогического опыта являются новаторский
и исследовательский педагогический опыт
как своеобразные ступени восхождения
от эмпирического к теоретическому анализу
и обобщению.
Изучив передовой педагогический опыт
по эстетическому воспитанию дошкольников
можно выделить несколько программ.
Авторская программа художественного
воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой
(формирование эстетического отношения
и художественно-творческое развитие
в изобразительной деятельности) представляет
оригинальный вариант реализации базисного
содержания и специфических задач художественно-эстетического
образования детей в изобразительной
деятельности.
Программа «Цветные ладошки» содержит
систему занятий по лепке, аппликации
и рисованию для всех возрастных групп
ГОУ (задачи, планирование, конспекты занятий).
Полная структура программы представлена
на цветной вкладке. Программа обеспечена
современными наглядно-методическими
и практическими пособиями.
Программа «Цветные ладошки» адресована
старшим воспитателям и заведующим ГОУ,
воспитателям дошкольных учреждений,
преподавателям изостудий, гувернёрам,
студентам педагогических колледжей и
вузов, а также всем, кто интересуется
вопросами художественного развития детей
дошкольного возраста, - родителям, бабушкам
и дедушкам.
Цель и задачи Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные ладошки»
Цель программы - формирование у детей
раннего и дошкольного возраста эстетического
отношения и художественно-творческих
способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи:
Развитие эстетического восприятия художественных
образов (и произведениях искусства) и
предмет (явлений) окружающего мира как
эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного
экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
Ознакомление с универсальным «языком»
искусства - средствами художественно-образной
выразительности.
Амплификация (обогащение) индивидуального
художественно-эстетического опыта (эстетической
апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание
и опредмечивание -художественно-эстетических
объектов с помощью воображения и эмпатии
(носителем и выразителем эстетического
выступает цельный художественный образ
как универсальная категория); интерпретация
художественного образа и содержания,
заключённого в художественную форму.
Развитие художественно-творческих способностей
в продуктивных видах детской деятельности.
Воспитание художественного вкуса и
чувства гармонии.
Создание условий для многоаспектной
и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом
освоении окружающего мира.
Формирование эстетической картины мира
и основных элементов «Я-концепции-творца».
Программа «Природа и художник» Т. А.
Копцевой нацелена на формирование у детей
дошкольного возраста целостных представлений
о природе как о живом организме. Средствами
изобразительного искусства решаются
проблемы экологического и эстетического
воспитания подрастающего поколения.
Данное пособие адресовано воспитателям
и педагогам изобразительного искусства
детских садов и учебно-воспитательных
комплексов. В результате органичного
взаимодополнения содержания творческих
заданий второй младшей, средней, старшей
и подготовительной групп детского сада
решается проблема комплексного приобщения
детей к миру прекрасного, расширяется
круг представлений дошкольников об окружающей
их действительности.
Предлагаемая система художественно-творческих
заданий будет интересна педагогам дополнительного
образования, которые ведут занятия с
3—б-летними детьми по различным видам
художественно-творческой деятельности,
педагогам художественных школ, руководителям
кружков и студий, всем тем, кто занимается
проблемами раннего художественного развития
детей.
Содержание художественно-экологической
программы по изобразительному искусству
«Природа и художник» нацелено на формирование
у дошкольников художественной культуры
как части духовной, на приобщение воспитанников
к миру искусства, общечеловеческим и
национальным ценностям через их собственное
творчество и освоение художественного
опыта прошлого.
На занятиях по программе «Природа и
художник» мир природы выступает как предмет
пристального наблюдения и как средство
эмоционально-образного воздействия на
творческую деятельность воспитанников.
Предлагаемая система художественно-творческих
заданий направляет педагогическую работу
на формирование у детей целостных представлений
о природе как живом организме, что является
сутью экологического и художественного
воспитания.
Заключение
В ходе исследования по теме курсовой
работы мы пришли к следующим выводам:
Воспитание – это социокультурный феномен,
который связан с определенным уровнем
экономического, политического, художественно-эстетического
развития личности.
Художественно-эстетическое воспитание
– одна из важнейших сторон многогранного
процесса становления личности, эстетическое
осознание прекрасного, формирование
художественного вкуса, умение творчески
создавать продукты ручного творчества.
Дошкольный возраст – важнейший этап
развития и воспитания личности, наиболее
благоприятный для формирования художественно-эстетической
культуры, поскольку именно в этом возрасте
у ребенка преобладают позитивные эмоции,
появляется особая чувствительность к
языковым и культурным проявлениям, личная
активность, происходит качественные
изменения в творческой деятельности.
Приобщение ребенка к культуре носит
воспитательный характер: развивает творческие
способности, формирует художественный
вкус, приобщает подрастающее поколение
к эстетическим взглядам.
Азы художественно-эстетического воспитания
закладываются при участии взрослых уже
сразу после рождения ребенка и продолжают
свое становление долгие годы, поэтому
родителям и воспитателям надо постараться
создать такую атмосферу, чтобы у ребенка
быстрее развились такие эстетические
чувства, как чувство прекрасного, художественный
вкус, творческие умения.
В процессе работы мы раскрыли понятие
эстетического воспитания, критерии эстетической
воспитанности, формы и методы эстетического
воспитания дошкольников средствами ДПИ,
изучили педагогический опыт по эстетическому
воспитанию, раскрыли понятие и классификацию
ДПИ, тем самым цель –изучить и проанализировать
теоретический материал по теме, была
достигнута.
Литература
Балакина Т. И. История русской культуры.-
М.:1996 г.
Божович Л.М. личность и её формирование
в детском возрасте. – М.: 1963 г.
Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов
в детских аппликациях. Книга для воспитателей
детского сада – 2-е изд. переработка и
дополнение . М.: Просвещение, 1986
Возвращение к истокам: народное искусство
и детское творчество. Учебно-методическое
пособие/ под. ред. Шпикаловой Т. Я., Поровской
Г. А.- М.: Гумонит, Владос, 2000 г.
Доронова Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию,
лепке, аппликации в игре.
Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое
воспитание и развитие детей дошкольного
возраста.
Искусство // Детская энциклопедия.- М.:
1964 г.
Казанова Т. Г. ИЗО младших школьников.
Косминская В. Б. Теория и методика ИЗО
в детском саду.
Козлова С. А., Куликова Т. А. дошкольная
педагогика. – М.: Академия, 2002 г.
Козакова Т. Г. Развитие у дошкольников
творчества. – М.: 1985 г.
Копцева Т. А. Программа по изобразительному
искусству «Природа и художник». – М.:
ТЦ Сфера, 2008 г.
Лихачёв Б.Т. Методологические основы
педагогики. – Самара.: Бахрат, 1998 г.
Лыкова И. А. Программа художественного
воспитания, обучения и развития детей
2-7 лет «Цветные лодошки». – М.: «Карапуз-дидактика»,
2007 г.
Полунина В. Н. Искусство и дети.
Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное
искусство. Книга для учителя. –М.: Просвещение,
1984 г.
Сакулина Н. П. Методика обучения рисованию
и лепке в детском саду.
Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном
детстве.
Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие
эстетических способностей детей 3-7 лет.
Торшилова Е.М. Шалун, или мир дому твоему:
Эстетическое воспитание дошкольников
/ Е.М. Торшилова // Дошкольное воспитание.
– 2001.-№9.
Шацкая В. Н. Общие вопросы эстетического
воспитания в школе.- 1987 г.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство
во 2 классе: пособие для учителей.- М.: Просвещение,
1984 г.
Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство.
Основы народного декоративно-прикладного
искусства. – М.: 1996 г.