Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме «Юридическая ответственность государственных служащих». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема «Юридическая ответственность государственных служащих» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих» определяют несомненную новизну данного исследования. Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1. Понятие и содержание юридической ответственности
1.2. Виды юридической ответственности
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ
2.1 Сущность государственной и муниципальной службы
2.2. Правой статус государственных и муниципальных служащих
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
3.1. Административное регулирование
3.2. Уголовное регулирование
3.3. Нормы общего регулирования

Файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ!!!.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление.                   ВВЕДЕНИЕ  
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ  
1.1. Понятие и содержание юридической ответственности  
1.2. Виды юридической ответственности

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ

2.1 Сущность государственной и муниципальной  службы

2.2. Правой статус государственных и муниципальных служащих 
ГЛАВА 3. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

3.1. Административное регулирование

3.2. Уголовное регулирование

3.3. Нормы общего регулирования 

 

Введение.         Представленная работа посвящена теме «Юридическая ответственность государственных служащих».       Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.            Тема «Юридическая ответственность государственных служащих» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих».      Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих». Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих» определяют несомненную новизну данного исследования.       Правовое регулирование института государственной службы в России стремительно развивается. Об этом убедительно свидетельствует новое российское законодательство о системе государственной службы (ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации») и государственной гражданской службе (ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Однако не всякое изменение законодательства повышает его правовое качество и улучшает саму деятельность по осуществлению функций государственного управления; не происходит автоматического улучшения и корпуса государственных  муниципальных служащих. К сожалению, одни лишь законы не изменяют нравственный облик российского государственного служащего и его профессиональные качества.  Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 16 мая 2003 г. отметил: «Наша бюрократия и сегодня обладает огромными полномочиями. Но находящееся в ее руках количество полномочий по-прежнему не соответствует качеству власти. Должен подчеркнуть, что такая власть в значительной степени имеет своим источником не что иное, как избыточные функции госорганов. При этом, несмотря на огромное число чиновников, в стране тяжелейший кадровый голод. Голод на всех уровнях и во всех структурах власти, голод на современных управленцев, эффективных людей». Таким образом, актуальным является вопрос юридической ответственности государственных и муниципальных служащих. Однако в данном направлении существуют значительные проблемы. Так, довольно широко рассматриваются нормы дисциплинарной ответственности, а меры уголовной и административной ответственности рассматриваются редко. Как уголовной, так и административной ответственности в научной литературе уделено много внимания. Вследствие этого определилось известное единство взглядов по ряду основных теоретических вопросов. Наряду с этим не существует единой позиции относительно уголовно-правовой ответственности и административной ответственности государственных служащих.   Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Объектом данного исследования является анализ правоотношений в сфере ответственности государственных и муниципальных служащих.   Предмет исследования - нормативные акты, регулирующие ответственность государственных и муниципальных служащих.    Целью исследования является рассмотрение норм юридической ответственности государственных и муниципальных служащих.

Сформулировать  задачи по наименованиям глав   

В рамках достижения поставленной цели мной были поставлены следующие задачи:                   1. Сформировать представление о сущности юридической ответственности;

2. Рассмотреть систему государственной и муниципальной службы в РФ;

3. Изучить теоритические аспекты юридической ответственности государственных и муниципальных служащих.

Анализ  источников

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, 3 главы, заключение и список использованных источников.  

Вывод о практической значимости работы   

 

Глава 1. Сущность юридической ответственности.     

1.1. Понятие  и содержание юридической ответственности

Юридическая ответственность - это форма социальной ответственности, проявляющаяся в применении к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на то, государственными органами в рамках процессуального порядка, строго определенного законом. Юридическая ответственность устанавливается законом. По отношению к субъектам права юридическая ответственность приобретает государственно-принудительный характер. Это происходит из-за того, что государство, закрепляя нормы права, определяет юридическую ответственность независимо от воли и желания правонарушителей. Государственное принуждение в жизни проявляется через различные формы, порой не связанные с юридической ответственностью. Таким образом, юридическую ответственность отличает не просто государственное принуждение, а лишь государственное принуждение к исполнению норм права.                   Государственное принуждение к исполнению норм права характеризуется также тем, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.  Юридическая ответственность проявляется в процессе осуществления государственного принуждения, но возникает только после установления факта правонарушения, особенно наличия в нем состава правонарушения. Таким образом, состав правонарушения есть фактическое основание юридической ответственности, а норма права - правовое основание, без нее юридическая ответственность не существует.  Определенно, правонарушение и юридическая ответственность неразрывны, так как правонарушение всегда и сразу порождает юридическую ответственность. Реальное содержание и меру юридической ответственности за совершение правонарушителем противоправного общественно опасного деяния выражается в применении к нему санкции. Главным в правовом положении правонарушителя является обязанность ответить за содеянное, возникающая вследствие совершения им правонарушения, заключающаяся

в неблагоприятных  последствиях личного или имущественного характера,

определяемых санкцией правовой нормы.     Санкция представляет собой неблагоприятные последствия правонарушения, указанные в соответствующей норме права, которые применяются к правонарушителю компетентными органами. Применение санкции в правовом государстве одновременно связано с общественным осуждением правонарушителя, причиняющего вред общественным или личным интересам. Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы и реализуется через применение этой нормы компетентным государственным органом. Таким образом, юридическая ответственность представляет собой принудительно исполняемую обязанность, которая возникла в связи с правонарушением и реализуется в конкретном правоотношении.        Признаки юридической ответственности: 

  • Обязательное наличие правонарушения как основание для ее наступления. 
  • Официальный характер государственного осуждения (порицания) поведения правонарушителя.  
  • Всегда имеет неблагоприятные последствия для правонарушителя: имущественные (материальные), моральные, физические, политические и иные.
  • Характер и объем лишений правонарушителя установлены в санкции юридической нормы. 
  • Использование механизмов государственного принуждения. Это не принуждение «вообще», а его «мера», четко очерченный объем принуждения.           Определения целей наказания за правонарушения в законах не дано, но в обобщенном виде они сформулированы в отечественной правовой литературе. Под целями ответственности как социальной категории российские правоведы понимают те фактические конечные результаты, которых стремится достичь государство, устанавливая меру ответственности правонарушителя, присуждая ему ту или иную меру наказания и применяя эту меру. Результаты, к которым стремится государство, могут быть различны и зависят от характера правонарушения и его тяжести. Так, например, в случае нанесения материального ущерба это может быть компенсация виновной стороной нанесенного ущерба - то есть восстановление справедливости. Цели же, которые ставит перед собой уголовное законодательство, более сложные: исправление и перевоспитание осужденных; предупреждение совершения ими новых преступлений; предупреждение совершения новых преступлений другими лицами. Подчеркивается, что каждая из этих целей носит самостоятельный характер, имеет свое содержание, но в то же время они взаимосвязаны между собой.

Законодательно предусматривает основные принципы юридической ответственности, к которым относятся:      1) Законность. Юридическая ответственность применяется только: а) за деяния (действия или бездействия, а не мысли, убеждения, намерения человека); б) за виновное деяние, предусмотренное законом, специально уполномоченными органами и должностными лицами; в) на основании закона, в пределах и в сроки, предусмотренные законом.    2) Справедливость: а) юридическую ответственность несет только виновный в совершении преступления; б) наказание или взыскание должно соответствовать тяжести содеянного; в) за одно правонарушение возможно лишь одно наказание.         3) Целесообразность означает соответствие меры воздействия целям юридической ответственности и достигается за счет: а) индивидуализации принудительных мер в зависимости, от тяжести совершенного правонарушения, личных качеств правонарушителя и т. д.; б) возможности смягчения принимаемых мер ответственности, если ее цели могут быть достигнуты иные.         4) Неотвратимость ответственности означает, что угроза наказания, ответственности за совершенное правонарушение существует всегда. 

 

 

1.2 Виды юридической  ответственности  Конституционная ответственность.    Конституционная ответственность - неблагоприятные последствия, которые наступают в случае отступления от конституционно-правовых требований полномочных органов государства, его должностных лиц, а также иных субъектов политической деятельности. В отличие от иных видов юридической ответственности конституционную ответственность характеризуют следующие признаки: субъектами конституционной ответственности выступают государства, органы государственной власти, общественные объединения граждан, должностные лица, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой - либо его территории. На гражданина, не являющегося его должностным лицом, такая ответственность не распространяется.           Сущность конституционной ответственности проявляется в лишении определенных прав органов и лиц государственно-властных отношений, смещение их с должности вследствие отрицательной оценки их деятельности. Конституционная ответственность отличается от ответственности за нарушение конституционных норм, которая возлагается на граждан, должностных лиц в случае виновного нарушения ими таких норм (например, умышленное невключение граждан в списки избирателей или отказ от регистрации лица в качестве кандидата на выборную должность, фальсификация результатов голосования и другие влекут административную и уголовную ответственность). Для конституционной ответственности, как правило, характерен отсылочный способ определения санкций за нарушение конкретных конституционных норм. Очень часто меры государственного воздействия на случай нарушения конституционных норм сформулированы в самой норме в виде общего указания о наступлении ответственности (ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

Административная  ответственность.   Административная юридическая ответственность наступает за административный проступок – противоправное, виновное действие, посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления.

             В отличие от УК РФ Кодекс РФ об административных правонарушениях не охватывает всех составов административных правонарушений, которые могут устанавливаться и другими актами.  За совершение административных правонарушений устанавливается 7 видов административных взысканий: предупреждение; штраф;  возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного гражданину; исправительные работы на срок до двух месяцев; административный арест на срок до 15 суток.        Порядок производства по делу об административном правонарушении регламентирован Кодексом РФ об административных правонарушениях. Круг органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях это - суды, административные комиссии при органах местного самоуправления, органы милиции, разного рода государственные инспекции и другие государственные органы. Дело об административном правонарушении рассматривается, как правило, в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности, которому разрешается давать объяснения, представлять доказательства, пользоваться услугами адвоката.        Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд или вышестоящий по подчиненности орган. Отношения административной ответственности прекращаются исполнением взыскания. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершит нового административного правонарушения.

Уголовная ответственность.    Уголовная ответственность является самым тяжелым и сложным видом юридической   ответственности.    Она    наступает    за    совершение правонарушений,  представляющих  большую  общественную   опасность   и предусмотренных УК РФ – преступлении. Отличительными чертами уголовной ответственности являются:

- Наличие исчерпывающего перечня  преступлений,  за  совершение  которых возможна  уголовная  ответственность  (содержится в нормах  УК РФ);

-   Причисление видов деяний к преступлениям только на основании закона;

Информация о работе Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих