- Строжайшее соблюдение процессуальных
норм при привлечении к уголовной ответственности;
- Наличие особой совокупности
документов, на основании которых выносится
приговор суда, уголовного дела;
- Особый порядок расследования
преступления;
- Возможность применения
мер пресечения – подписка о невыезде,
арест, заключение под стражу; - Возможность
применения принудительных мер медицинского
характера;
- Право обвиняемого на
защиту;
- Рассмотрение дела только судом
(судьей) в открытом (в некоторых случаях
закрытом) заседаниях;
- Состязательность процесса;
- При признании
подсудимого виновным – назначение
ему уголовного наказания;
- Возможность пересмотра
приговора в кассационной инстанции;
- Разнообразие и
особая строгость уголовного
наказания, крайне не благоприятные
последствия для осужденного;
- Длительные сроки
давности привлечения и уголовной ответственности;
- Наличие особого состояния
после отбытия наказания, ограничивающего
правовой статус человека, судимости.
Гражданско-правовая
ответственность.
Гражданско-правовая ответственность
наступает за нарушение правовых
норм, регулирующих имущественные отношения,
а также за причинение внедоговорного
вреда имуществу или личности. Данный вид
ответственности обычно выражается:
- в восстановлении нарушенного
права;
- в предоставлении компенсации
(чаще всего денежной). Указанные меры
могут применяться как
выборочно, так и
совокупности. Привлечение к
гражданско-правовой ответственности
осуществляется в строгой процессуальной
форме на основании норм Гражданско-процессуального
кодекса РФ (возбуждение дела,
собирание доказательств, порядок
его рассмотрения, принятие
решения и иные вопросы). Решение
по гражданским делам принимается исключительно
судом или судьей единолично. Дисциплинарная ответственность.
Дисциплинарная ответственность
представляет собой обязанность
работника понести наказание, предусмотренное
нормами трудового права, за виновное,
противоправное неисполнение своих трудовых
обязанностей. Субъектом дисциплинарного
проступка может быть только гражданин,
состоящий в трудовых правоотношениях
с конкретным предприятием и нарушающий
трудовую дисциплину. Объектом дисциплинарного
проступка является трудовой распорядок
предприятия. Объективной стороной являются
противоправные действия, вредные последствия
и причинная связь между действием (бездействием)
правонарушителя. Дисциплинарная ответственность
наступает в случае нарушения правил поведения,
установленных уставами, положениями,
правилами и т.п., которая может быть как
общей, так и специальной. Общая дисциплинарная
ответственность устанавливается в Кодексе
законов о труде, а также в соответствии
со ст.130 КЗоТ РФ в правилах внутреннего
трудового распорядка утверждаемых общим
собранием работников, а специальная на
основании этой же статьи, в дисциплинарных
уставах и положениях утверждаемых Правительством
РФ и может быть предусмотрена для отдельных
категорий работников, занимаемых выборные
должности, должностных лиц, пользующихся
правом приема и увольнения сотрудников,
отдельных руководящих работников. Общая
дисциплинарная ответственность распространяется
на всех работников, кроме тех, для кого
предусмотрена специальная дисциплинарная
ответственность. Мерой принуждения в
дисциплинарной ответственности является
дисциплинарное взыскание. Налагать дисциплинарное
взыскание имеет право администрация
предприятия. Специальная дисциплинарная
ответственность отличается от общей:
по кругу лиц попадающих под действие
соответствующих норм; по мерам дисциплинарного
взыскания; кругом лиц и органов, наделенных
дисциплинарной властью; по установленному
порядку обжалований взысканий.
Материальная
ответственность.
Материальная ответственность
– это обязанность работника возместить
ущерб, причиненный предприятию (учреждению,
организации), в пределах и в порядке, установленных
законодательством. Наступает независимо
от привлечения работника за этот ущерб
к дисциплинарной или иной ответственности.
Вопросы материальной ответственности
регулируются Основами законодательства
о труде. КЗоТ РФ и другими нормативными
актами. Цель материальной ответственности
– предотвратить возникновение ущерба
и одновременно оградить заработную плату
работника от необоснованных удержаний.
Поэтому законодательство, устанавливая
обязанность работника возместить причиненный
ущерб, определяет, какой ущерб подлежит
возмещению, условие наступления материальной
ответственности, ее виды и пределы, порядок
заключения с работниками договоров о
полной материальной ответственности
и т.д. Материальная ответственность наступает
лишь за прямой действительный ущерб,
если он возник в результате противоправного
и виновного поведения работника. Законодательство
предусматривает два основных вида материальной
ответственности: ограниченную (возмещение
ущерба ограниченно заранее установленным
пределом) и полную (ущерб подлежит возмещению
в полном объеме). При ограниченной материальной
ответственности ущерб возмещается в
пределах среднего месячного заработка.
Полная материальная ответственность
установлена для работников, с которыми
заключены договора об индивидуальной,
а в отдельных случаях и коллективной
(бригадной) материальной ответственности.
Размер ущерба определяется, как правило,
по фактическим потерям на основании данных
бухгалтерского учета, исходя из балансовой
стоимости (себестоимости) материальных
ценностей за вычетом износа по установленным
нормам. Причиненный ущерб работник может
добровольно возместить его полностью
или частично, а также с согласия администрации
передать предприятию равноценное имущество
или исправить повреждение. При отказе
работника от добровольного возмещения
ущерба последний взыскивается в порядке
установленным законом.
Глава 2. Система
государственной и муниципальной службы
в РФ
2.1 Сущность
государственной и муниципальной
службы
В ст. 1 Федерального
закона "О системе государственной
службы Российской Федерации" государственная
служба определена как профессиональная
служебная деятельность граждан
Российской Федерации по обеспечению
исполнения полномочий: Российской Федерации;
федеральных органов государственной
власти, иных федеральных государственных
органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, иных государственных
органов субъектов Российской Федерации;
лиц, замещающих должности, устанавливаемые
Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами для непосредственного исполнения
полномочий федеральных государственных
органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые
конституциями, уставами, законами субъектов
Российской Федерации для непосредственного
исполнения полномочий государственных
органов субъектов Российской Федерации.
Аналогично в ст. 2 Федерального закона
"Об основах муниципальной службы в
Российской Федерации" муниципальная
служба - это профессиональная деятельность,
которая осуществляется на постоянной
основе на муниципальной должности, не
являющейся выборной. Государственные
и муниципальные служащие по действующему
законодательству - граждане России, осуществляющие
профессиональную служебную деятельность
(исполняющие профессиональные обязанности)
по занимаемым должностям государственной
или муниципальной службы и получающие
за это денежное содержание (вознаграждение,
довольствие) из бюджета соответствующего
уровня. Занятие какой-либо государственной
должности государственной службы или
муниципальной должности муниципальной
службы является обязательным и определяющим
признаком понятия, соответственно, государственного
или муниципального служащего. Современное
законодательство о службе не дает легального
общего определения понятия должности,
поэтому необходимо уяснить организационно-юридическую
сущностную характеристику понятия должности
как государственно-правового установления,
в котором: 1. должность - это первичная
ячейка структуры аппарата любого государственного
или муниципального органа, предусмотренная
действующим законодательством и штатно-организационными
нормативами; 2. за каждой должностью закреплена
часть компетенции соответствующего государственного
или муниципального органа с точным установлением
компетенционных должностных обязанностей
и полномочий лица, замещающего эту должность;
3. профессионально-квалификационные характеристики
и требования, предъявляемые государством
к лицу ее замещающему или претендующему
на занятие этой должности, четко закреплены
за каждой должностью. Государственный служащий (ГОСЛ, ГоСл) — работник, исполняющий те или иные обязанности
в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе. Согласно российскому законодательству выделяется
два вида государственных служащих:
- федеральные государственные служащие; Федеральный государственный служащий - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.
- государственные гражданские служащие субъекта Российской Федерации; Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации - работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета. Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими). Муниципальным служащим является
гражданин, исполняющий в порядке, определенном
муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными
законами и законами субъекта Российской
Федерации, обязанности по должности муниципальной
службы за денежное содержание, выплачиваемое
за счет средств местного бюджета. Лица, исполняющие обязанности
по техническому обеспечению деятельности органов
местного самоуправления, избирательных
комиссий муниципальных образований,
не замещают должности муниципальной
службы и не являются муниципальными служащими. Муниципальная служба в Российской Федерации — согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 2 марта 2007 г. «О муниципальной службе в РФ» № 25-ФЗ, это профессиональная служебная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового
договора (контракта). Все должности в структуре органов местного самоуправления подразделяются на:
- муниципальные должности (депутаты представительного органа местного самоуправления, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса);
- должности муниципальной службы — должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.
Должности муниципальной
службы подразделяются на следующие
группы:
- высшие должности муниципальной службы;
- главные должности муниципальной службы;
- ведущие должности муниципальной службы;
- старшие должности муниципальной службы;
- младшие должности муниципальной службы.
Законами субъектов
РФ утверждаются реестры должностей
муниципальной службы, в которых
закрепляется конкретный перечень наименований
должностей муниципальной службы в
данном субъекте, классифицированных
по органам местного самоуправления, избирательным
комиссиям муниципальных образований,
группам и функциональным признакам должностей,
определяемым с учетом исторических и
иных местных традиций.
Поступление на муниципальную
службу:
1. На муниципальную
службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18
лет, владеющие государственным языком
Российской Федерации и соответствующие
квалификационным требованиям, установленным
в соответствии с настоящим Федеральным
законом для замещения должностей муниципальной
службы, при отсутствии обстоятельств,
указанных в статье 13 настоящего Федерального
закона в качестве ограничений, связанных
с муниципальной службой.
2. При поступлении
на муниципальную службу, а также
при ее прохождении не допускается
установление каких бы то ни
было прямых или косвенных ограничений или
преимуществ в зависимости от пола, расы,
национальности, происхождения, имущественного
и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности
к общественным объединениям, а также
от других обстоятельств, не связанных
с профессиональными и деловыми качествами
муниципального служащего. Классный чин в Российской Федерации - установленное федеральным законом
или иным нормативным актом специальное
наименование, обозначающее ранг лица,
замещающего должность федеральной государственной
или муниципальной службы. Согласно ст. 5, 7 и 13 Федерального закона
№ 58-ФЗ «О системе государственной службы
Российской Федерации» классные чины
присваиваются федеральным служащим:
- государственной гражданской службы;
- правоохранительной службы;
- государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации. А также, в соответствии со ст. 9.1 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» служащим
- муниципальной службы. Классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации. Согласно ст. 11 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в России установлены следующие классные чины государственной гражданской службы: Высшая группа:
- действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса;
- действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса;
- действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса;
Главная группа:
- государственный советник Российской Федерации 1 класса;
- государственный советник Российской Федерации 2 класса;
- государственный советник Российской Федерации 3 класса;
Ведущая группа:
- советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
- советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
- советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. Старшая группа:
- референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
- референт государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
- референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. Младшая группа:
- секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса;
- секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса;
- секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса. Классные чины муниципальных служащих Классные чины муниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы. Муниципальным служащим присваиваются следующие классные чины:
- секретарь муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы младшей группы;
- референт муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы старшей группы;
- советник муниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы ведущей группы;
- муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы главной группы;
- действительный муниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы высшей группы. Отношения, связанные с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретные классные чины.