Каковы особенности административно-правовых отношений?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:29, контрольная работа

Описание работы

Емкая характеристика административно-правовых отношений не исключает возможности их видовой классификации по следующим критериям:
- содержание;
- соотношение прав и обязанностей сторон;
- характер порождающих их юридических фактов;
- способ защиты.

Содержание работы

1. Каковы особенности административно-правовых отношений?

2. Используя все критерии классификации органов исполнительной власти, дайте полную правовую характеристику:
1) Правительству ХМАО;
2) Министерству внутренних дел.

3. Составьте схему «Государственное управление социально-культурной сферой деятельности».

4. Как соотносятся понятия «исполнительная власть», «государственное управление» и «исполнительно-распорядительная деятельность»?

5. Заполните карту сравнительного анализа видов государственной службы.

Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

административное право.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ  ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ  «Юриспруденция»

 

 

 

 

  

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТ А

 

По предмету: «АДМИНИСТРАТИВНОЕ  ПРАВО».

 

Вариант № 4.

 

 

  

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка 2 курса

 

3 семестр, сокращенная форма  обучения

 

Кузнецова Марина Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Тюмень, 2012 год

 

 

 

 

Задания

 

 

1. Каковы  особенности  административно-правовых отношений?

 

2. Используя  все критерии  классификации органов  исполнительной     власти, дайте полную правовую  характеристику:

1) Правительству ХМАО;

2) Министерству внутренних дел.

 

3. Составьте  схему  «Государственное управление  социально-культурной     сферой деятельности».

 

4. Как  соотносятся  понятия «исполнительная  власть»,  «государственное управление» и   «исполнительно-распорядительная деятельность»?

 

5. Заполните  карту  сравнительного анализа  видов государственной     службы.

 

Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Каковы  особенности административно-правовых отношений?

 

 

    Реализация  права происходит путем установления  в обществе разнообразных, предусмотренных  в нормах права правоотношений между  членами общества, между ними и государством. Именно в правоотношениях проверяется эффективность правовых норм, соответствие их потребностям общества. Правоотношения являются той формой, в которой реализуются субъективные юридические права и обязанности. Они выполняют роль основного рычага, обеспечивающего действие права в отношении конкретных лиц.

    Правоотношение  – результат действия норм  права. В правоотношениях через  и  обязанности раскрывается социальное назначение норм права.

    Специфика  правоотношений состоит в том,  что  они представляют собой:

   - связь между лицами, возникающую на основе норм права, возникающую на основе норм права связь между лицами через их взаимные субъективные юридические права и обязанности;

  - возникающую на основе норм права связь между лицами, которая поддерживается принудительной силой государства;

  - возникающую на основе норм права связь между лицами, которая в той или иной степени имеет индивидуализированный, конкретно-определенный характер.

    Административно-правовым  отношением можно назвать такое   реальное общественное отношение,  которое урегулировано нормой  административного права. Административно-правовые  нормы, в том случае если  они порождают правоотношения, реализуются в конкретном общественном отношении. Это отношение является реальностью правовой нормы, т. е. видимой формой ее существования и действия. Поэтому правоотношения не считаются составной частью нормы.

    Административно-правовые отношения являются организационными отношениями, по крайней мере, в своей  преобладающей части. Такое их свойство обусловлено содержанием исполнительной власти как организующей силы государства.

    Сущность  организационных  отношений по сравнению  с другими правовыми отношениями  заключается в их предназначении и цели. Организационные отношения  не существуют сами по себе, а выполняют  строго служебную роль, которая заключается в обеспечении условий, согласовании деятельности людей, координации, охране порядка и безопасности и т. п.

    Административно-правовые  отношения обладают рядом особенностей:

 

- обязанности  и  права сторон этих отношений   всегда связаны с исполнительной  и распорядительной деятельностью  государства; 

- в этих отношениях  одной из сторон всегда выступает орган государственного управления, должностное лицо от имени государства либо наделенное государственно-властными полномочиями общественное объединение (общественная организация);

 

- данные  отношения  возникают по инициативе  одной из сторон, при этом согласия  другой стороны не требуется;

- в случае  нарушения  административно-правовой  нормы  нарушитель несет ответственность   перед государством;

- разрешение  споров  между сторонами, как  правило,  осуществляется в административном  или упрощенном судебном порядке.

    Состав  участников  административно-правовых отношений  обусловлен предметом  отрасли,  точнее, всеобщностью и универсальностью  предмета регулирования: все стороны  хозяйственной, социальной и правоохранительной  сфер в той или иной мере подлежат регулированию нормами административного права. В этот круг входят как физические лица, так и организации.

    Физическими  лицами называются граждане Российской  Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. К ним  также относятся граждане, выступающие как участники отношений в связи с осуществлением профессиональной или иной социальной деятельности: рабочие, служащие, учащиеся, пенсионеры и т. д.

    Под организациями  как субъектами административно-правовых  отношений понимаются: государственные органы, их структурные подразделения, общественные объединения, предприятия и учреждения, кооперативы и иные социальные законные объединения граждан.

    Под объектом  правоотношения принято считать  поведение субъекта, его волю  и волеизъявление.

    Объект  правоотношений  включает также и  предмет  правоотношений, показатель более  детальный и особенный  для  правоотношений в отраслях права.

    Таким предметом  в административно-правовых отношениях  можно считать действия, предметы  духовной жизни и культуры, правовой статус личности, ее здоровье и безопасность. В процессе принятия мер административного принуждения к нарушителям порядка объектом правоотношения является ограничение прав или личной свободы.

    Защита  административно-правовых  отношений  первого рода заключается в том, чтобы обеспечить их развитие в точном соответствии с законодательством.

    Действующим  законодательством установлено   на сегодняшний день два способа   защиты административно-правовых  отношений: административный и  судебный.

    Емкая характеристика  административно-правовых отношений  не исключает возможности   их видовой классификации по  следующим  критериям:

- содержание;

- соотношение прав и обязанностей сторон;

- характер порождающих их юридических фактов;

- способ защиты.

 

 

 

 

2. Используя все  критерии классификации  органов исполнительной власти, дайте полную правовую характеристику: Правительству  ХМАО, Министерству внутренних дел.

 

    Правительство ХМАО является органом исполнительной власти субъекта РФ. В Указе Президента РФ от 22.10.1993г. № 1723 «Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ» наряду с термином «администрация» широко  использовался термин «правительство», который более определен и четок, отражает характер и структуру данного органа.

    Главой  правительства  является губернатор, являющийся  высшим должностным лицо ХМАО. Губернатор, если он не занял  эту  должность в результате  выборов, назначается на должность  и освобождается  от должности  Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

    Губернатор  обладает следующими полномочиями:

- представляет интересы субъекта РФ в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами РФ;

- в соответствии с законодательством РФ может вступать в отношения с соответствующими органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы;

- разрабатывает и представляет на утверждение законодательного (представительного) органа субъекта РФ бюджет и обеспечивает его исполнение;

- формирует органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством ХМАО;

- назначает на должность и освобождает от должности глав администрации городов и районов, а также решает вопросы применения к ним мер дисциплинарной ответственности.

    В Уставе и законодательстве ХМАО отражена специфика правового статуса  органов исполнительной власти ХМАО, особенности построения и компетенции  указанных органов.

    В общем виде компетенция  Правительства  ХМАО состоит  в следующем.

    В области экономики,  бюджета и  финансов:

- разрабатывают и выполняют программы социально-экономического развития;

- разрабатывают проекты бюджета территории;

- организуют взимание налогов и сборов, предусмотренных законодательством;

- объединяют на договорных началах средства на строительство и содержание имеющих окружное значение производственных объектов и социальной инфраструктуры, а также на проведение экологических мероприятий и другие цели;

- организуют работу по формированию внебюджетных фондов и их использованию в соответствии с целевым назначением и др.

    В сфере управления  собственностью:

- решают вопросы по созданию, приобретению, использованию и отчуждению объектов собственности в соответствии с законодательством;

- содействуют организации межтерриториального товарообмена, заключению предприятиями и организациями прямых договоров по осуществлению оптовой и розничной торговли и выполнению обязательств по этим договорам и др.

    В сфере сельского  хозяйства и  экологии:

- разрабатывают и выполняют программы по рациональному использованию земель, повышению плодородия почвы, охране земельных ресурсов;

- организуют ведение земельного кадастра и мониторинга земель;

и т.д.

 

    Министерство  внутренних дел является федеральным органом исполнительной власти, в функции которого входят осуществление выработки и реализации государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел. В целом правовой статус МВД РФ покоится на трех базовых основаниях.

    СВД является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

    Руководство деятельностью  МВД России осуществляет Президент РФ.

    МВД России возглавляет  систему подчинившихся ему органов  внутренних дел и осуществляет  свою деятельность непосредственно  и (или) через входящие в  его систему главные управления  МВД России по федеральным  округам, каковыми являются:

- министерство внутренних дел;

- главное управление;

- управление внутренних дел субъектов РФ;

- управление внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

-управления внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах;

- окружные управления материально-технического и военного снабжения;

- органы управления внутренними войсками;

- соединения и воинские части внутренних войск;

- представительства МВД России за рубежом;

- иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством РФ в порядке.

    В систему  МВД России входят также   внутренние войска, которые состоят:

- из органов управления внутренними войсками;

- оперативно-территориальных объединений;

- соединений и воинских частей;

- военных образовательных и иных учреждений.

    Кроме того, в состав системы МВД России  входит Федеральная миграционная  служба.

 

 

    Основными  задачами МВД России:

- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;

- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

Информация о работе Каковы особенности административно-правовых отношений?