Классификация субъектов административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:38, контрольная работа

Описание работы

Полномочия субъектов административного права могут выражать право гражданина на получение высшего образования или занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Субъекты административного права………………………………………….4
2. Виды субъектов административного права…………………………………..7
Заключение…………………………………………………………………….....12
Список использованных источников…………………………………………...13

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по административному праву (Лёша).doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Юридический»

Кафедра «Конституционное и административное право»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине

«Административное право»

на тему:

      «Классификация субъектов административного права»

 

                                                                            Выполнил:

                                                                                                    Студент 2 курса

                                                                           Группы Ю-283

                                                                            Дробинин А.В.

                                                                   Проверил:

                                                                           Преподаватель,

к.ю.н. Князева И.Н.

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Субъекты административного права………………………………………….4

2. Виды субъектов административного права…………………………………..7

Заключение…………………………………………………………………….....12

Список использованных источников…………………………………………...13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Субъект права в любой  отрасли права - это обладатель, носитель определенных прав и обязанностей, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных на него правовым актом, участием в жизни общества, коллектива, государства.

В административном праве нормы реализуются гражданами, их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в этом случае субъектами административного права, носителями конкретных прав и обязанностей.

Полномочия, которыми наделены субъекты административного права, имеют определенные особенности по своему характеру, объему, формам выражения.

Полномочия субъектов  административного права могут  выражать право гражданина на получение  высшего образования или занятия  предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову и т.д. Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении и обязанность получить там определяемый государством обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен субъект административного права, предоставляются ему в одних случаях по его желанию, например, гражданин обращается с заявлением в государственный орган, в другом случае - вопреки его желанию, например, лицо при привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные права и обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

Все вышеизложенное и  определяет актуальность темы данной контрольной работы.

Целью данной контрольной  работы является рассмотрение субъектов  административного права.

 

 

  1. Субъекты административного права.

 

 

Субъект права в любой отрасли права- это обладатель, носитель определенных  прав   и   обязанностей, которыми он наделен  в связи с необходимостью  реализации  своих жизненных потребностей, полномочий, возложенных  на него правовым  актом, участием  в    жизни   общества, коллектива, государства. В административном праве нормы  реализуются   гражданами,  их объединениями, государственными органами и т.д., которые и являются в  этом  случае субъектами   административного   права, носителями конкретных  прав и обязанностей.

Полномочия, которыми   наделены  субъекты административного права, имеют определенные  особенности  по  своему характеру, объему, формам выражения.

Полномочия субъектов административного права  могут выражать право гражданина   на получение  высшего  образования или занятия  предпринимательской деятельностью или  только обязанности, например, обязанность граждан  и  организаций  блюсти  правила общественного порядка,  благоустройства, являться в правоохранительные органы по их вызову  и  т.д.

Есть полномочия, состоящие из правообязанностей, например, право обучаться в образовательном учреждении  и  обязанность  получить там  определяемый государством  обязательный минимум образования. Полномочия, которыми наделен  субъект  административного  права, предоставляются  ему  в  одних случаях  по    его  желанию, например, гражданин  обращается  с заявлением  в государственный орган, в  другом случае -  вопреки  его желанию, например, лицо при  привлечении его к административной ответственности, наделяется обязанностями исполнить меру административного взыскания, имея при этом определенные  права  и  обязанности, в том числе по принудительному исполнению.

Права и обязанности субъекта административного права  образуют его правовой статус.  Правовой статус - категория комплексная, отражающая  взаимоотношения личности и общества, гражданина  и  государства, индивида  и  коллектива.        

Правовой статус субъекта административного  права образуют нормы общие для  всех  субъектов, например, нормы о праве обращения субъектов в государственные и иные органы с  заявлениями, жалобами, предложениями. Наряду с общими нормами, правовой статус субъекта административного права объединяет значительное число норм, которые реализуются только данным субъектом, например, правила   учреждения общественных объединений, закрепленные   в  законодательстве, адресованы  только  этим субъектам административного права. В зависимости от вида и  объема  полномочий субъекты  административного права  делятся  на  группы и виды. Поэтому целесообразно с точки зрения практики правового регулирования  и изучения данной проблемы классифицировать субъекты административно права на группы, каждая из которых имеет свой административно-правовой статус.

Субъекты административного права  разделяются  на две группы: физические лица и организации  В основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса, так и в наборе полномочий субъектов - многие полномочия физических лиц присущи только им и совсем не свойственны организациям и наоборот, например, право жалобы, право и обязанность иметь Устав  организации.

Физические лица,  как субъекты административного права, категория родовая и охватывает четыре вида субъектов: личность, гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства. За основу выделения этих видов приняты степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица : у гражданина Российской Федерации один объем правового статуса, у лица без гражданства, хотя и проживающего на территории РФ, иной объем, у  иностранного гражданина на территории РФ - третий.

Организации как субъекты административного  права, так же должны быть разделены  на виды и группы. В первую очередь  все организации следует разделить  на государственные и не государственные. Государственные организации выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством, к числу государственных организаций относятся органы государства (представительной власти, исполнительной власти и другие ), государственные   предприятия и учреждения ( образовательные, научные , учреждения культуры и другие ).

Организации не государственные не выполняют государственных задач  и функций, хотя и могут способствовать этому, например, в области охраны порядка и безопасности народные дружины не финансируются государством и им не управляются,  профсоюзы, спортивные организации и другие общественные объединения граждан, кооперативные объединения, политические партии и другие. Эта классификация  не государственных организаций проводится  по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности.

Для системы министерства внутренних дел, как государственной системы, характерно наличие в ней субъектов  административного права в виде государственных организаций. Но законодательство допускает участие личного состава и в организациях не государственных, например, в профсоюзах, спортивных организациях и других .

 

 

2. Виды субъектов  административного права.

 

Вопрос о классификации субъектов административного права имеет скорее прикладное значение, поскольку ответ на него помогает определить представительный состав потенциальных участников административных правоотношений, без претензии на какую-либо его обязательность или однозначность. Авторы многочисленных учебников и учебных пособий по административному праву предлагают разнообразные классификации субъектов административного права. Приведем наиболее типичные. 
   В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев разделяют субъектов административного права на две группы: физические лица и организации (в основу такого разделения положены как различия в выражении воли и интереса (одно лицо и коллектив лиц), так и в наборе, комплексе полномочий субъектов). Физические лица, в свою очередь, подразделяются авторами на четыре вида, за основу выделения которых приняты связь лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей лица:  личность; гражданин; иностранный гражданин; лицо без гражданства. 
   Организации как субъекты административного права также разделены на виды и группы: государственные (выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, базируются на государственной собственности и управляются государством): органы государства, государственные предприятия и учреждения; негосударственные (не выполняют государственных задач и функций, не финансируются государством и им не управляются): общественные объединения граждан (профсоюзы, спортивные организации и другие), кооперативные бъединения, объединения по другим интересам и т.д. Ю.А. Старилов предлагает аналогичную классификацию субъектов. В ней субъекты подразделяются, прежде всего, на индивидуальные и коллективные субъекты административного права. Индивидуальными субъектами являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также государственный служащий или должностное лицо. Коллективные субъекты административного права понимаются автором как группы людей, являющиеся организациями (государственными, негосударственными, частными, общественными). Организация - это совокупность людей, обладающая следующими признаками: осуществление деятельности в соответствии с установленными задачами; определение цели и задач организации; наличие основной деятельности (ее характера и главных направлений); соответствующие процедуры (правила) деятельности; формирование структуры (образуемые подразделения); нормативное установление компетенции и полномочий соответствующих должностных лиц (служащих, сотрудников). Все организации также подразделяются автором на государственные и негосударственные, при этом к числу первых относятся государственные органы. Однако в литературе встречаются внешне схожие с вышеприведенными, но отличные в принципе классификации субъектов административного права. Так, Д.Н. Бахрах, подразделяя субъектов административного права и административного правоотношения на индивидуальных и коллективных, мотивирует это неадекватностью термина гражданин для определения состава индивидуальных субъектов (что вполне закономерно), а также тем, что помимо организаций в административных правоотношениях участвуют также трудовые коллективы и структурные подразделения юридических лиц. Следовательно, автором чрезвычайно расширен перечень субъектов административного права, что, на наш взгляд, не совсем оправдано. Отмечая для себя то обстоятельство, что ни факультет, ни таможенный пост, ни общественный суд не обладают правоспособностью вообще, поскольку не могут быть юридически идентифицированы в качестве субъектов права, мы, тем не менее, вынуждены признать, что такие, например, коллективные субъекты административного права, как некоторые общественные объединения, приобретают административно-правовой статус независимо от статуса гражданско-правового.

С другой стороны, можно  встретить и такую классификацию, которая, как кажется, и вовсе  не стремится отразить реальный спектр субъектов административного права. Так, Б.Н. Габричидзе и А.Г. Чернявский считают, что достаточно в учебных  целях объединить субъекты административного права в следующие группы: органы государственной власти; общественные объединения; администрации предприятий и учреждений; граждане (физические лица).

Думается, что классификация  субъектов, произведенная совсем без  классификационного критерия, вряд ли отвечает целям образовательного процесса. 
   Итак, субъекты административного права - это:

физические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом или их совокупностью (гражданин, государственный служащий, пенсионер, преподаватель и т.п.);

юридические лица, наделенные конкретным административно-правовым статусом (орган исполнительной власти, политическая партия, средство массовой информации и т.п.), и другие коллективные субъекты административного права.

В современном административном законодательстве (или системе источников административного права) все чаще встречается вместо устаревшего "предприятия, учреждения и организации" более корректное с точки зрения юридической техники "юридические лица". Такую трансформацию законодательной терминологии следует рассматривать как положительную тенденцию в рамках правовой системы России, поскольку нормативно-правовой акт должен отличатся четкостью формулировок, а в целом хорошо организованная система права характеризуется единством понятийного аппарата. И нет ничего особенного в том, что термины "юридическое лицо", "физическое лицо" имеют гражданско-правовые истоки. Частное право всегда идет в авангарде правовой системы, поскольку на него возложена нелегкая задача регулирования самых простых и важных - бытовых - взаимоотношений между людьми. Административное право должно подхватить установившуюся терминологию и использовать ее с пользой для системы отрасли и всей системы права страны. 
   В дальнейшем в настоящей главе мы будем рассматривать не субъектов административного права, а наиболее характерные для административного права правовые статусы его субъектов.

Среди статусов физических лиц наибольший интерес представляют статусы гражданина Российской Федерации  и лица без гражданства, поскольку они лишены режимной организации в рамках административного права и, следовательно, не могут быть проанализированы в рамках особенной части настоящего курса. Среди статусов юридических лиц и других коллективных субъектов административного права - статусы:

Информация о работе Классификация субъектов административного права