Конкурентный характер отношений администраторов в нестабильный период функционирования российской модели государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

В государственном управлении в России проявились и особые черты характера ее народа, создавшего единую русскую культуру - культуру универсальную и терпимую к культуре других народов. В каждый момент времени русская система управления пребывает в одном из двух состояний — или в состоянии стабильном, спокойном или же переходит в нестабильный, аварийный, кризисный режим работы. В настоящее время начинается новое состояние – фаза нестабильности, которая характеризуется особым видом модели конкурентных отношений – «конкуренции администраторов», а не администрации конкурентов, как на Западе. С этим связан ряд особенностей, необходимых для изучения модели государственного управления России и для прогнозирования дальнейших результатов развития кризисного состояния.

Содержание работы

Введение………………………………….………………………………….……..3
Основная часть………………………………………………………………….….4
Стабильное и нестабильное состояние системы………………………….4
Виды конкуренции на Западе и России в модели государственного управления……………………………………………………………….…..7
Соотношение состояния системы и конкуренции…………………….…..9
Исторический пример Конкурентный характер отношений администраторов в нестабильный период функционирования российской модели государственного управления:2000-2013гг. ..……10
Заключение…………………….………………………………………………….14
Список литературы…………….………

Файлы: 1 файл

ИГУР Маткова.doc.docx

— 52.86 Кб (Скачать файл)

 

  1. Соотношение состояния системы и конкуренции

В каждый момент времени  русская система управления пребывает  в одном из двух состояний —  или в состоянии стабильном, спокойном, или же переходит в нестабильный, аварийный, кризисный режим работы. В стабильном состоянии управление осуществляется неконкурентными, административно-распределительными средствами. С переходом к нестабильному состоянию стиль действии всех управленческих звеньев коренным образом меняется. Система управления становится агрессивно-конкурентной. Но эта конкуренция имеет мало общего с конкуренцией в западном понимании, поэтому она и не кажется таковой. Создается обманчивое впечатление, что в нестабильном состоянии русская система управления подавляет конкуренцию точно так же, как и в стабильном.10

И при стабильном, и при нестабильном режимах функционирования системы управления мотивы поведения людей одинаковы. И в том и в другом случае они преследуют свои интересы — выжить, преуспеть, разбогатеть. Но действия, направленные на достижение этих целей, совершенно различны. В стабильном, застойном состоянии системы они нацелены на сохранение существующего положения дел, в нестабильном, мобилизационном состоянии — на изменение ситуации для достижения результата, соответствующего целям всей системы управления.

Таким образом, при нестабильном режиме система поощряет «конкуренцию администраторов», при стабильном –  вознаграждается неконкурентное поведение.

Неизбежным побочным эффектом такой системы управления явилось  отставание страны в тех отраслях и сферах деятельности, которые требуют  частной инициативы, частного интереса и частных инвестиций, а потому лучше развиваются в условиях децентрализации.11 Например, города в России так и не стали независимыми, и в них не образовались университеты. Зато в тех сферах и отраслях, где централизация необходима, Россия имела преимущество. Скажем, артиллерию изобрели не у нас, но поскольку артиллерия требует централизованного государства (отдельный феодал не сумеет выдержать расходы на литье пушек и содержание пушкарей), то данный род войск — в первую очередь дело государево.

 

  1. Исторический пример Конкурентный характер отношений администраторов в нестабильный период функционирования российской модели государственного управления: 2000-2013 гг.

Л.Н. Гумилев предостерегал, что исследователь, анализирующий  современность, может ошибаться  из-за аберрации близости - искаженного  восприятия современных событий, которые  представляются слишком значительными, масштабными. Однако современная Россия пленяет и именно с ней связан пример конкуренции администраторов.

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким  состоянием социальной системы, когда  все ее связи и процессы определяются областью критических значений, то есть она является нестабильной. Подобное положение связано с социально-экономическими преобразованиями, проводимыми в  стране. На начальном этапе преобразования воспринимались населением страны положительно, но в последующем, когда вместо реформации произошла трансформация социальной системы, а коренные изменения в  экономике повлекли за собой ослабление материальной основы государства и, как следствие, резкое падение уровня жизни значительной части населения  страны, реформы перестали пользоваться поддержкой. В результате проводимой трансформации в России усугубились  все те противоречия, которые были характерны для советской системы: неэффективная экономика, коррупция, фактическое неучастие основной массы населения в управлении страной, несоблюдение прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, в результате реформ к перечисленным  противоречиям добавились такие  как: падение уровня жизни основной части населения страны, социальное расслоение общества, демографический  кризис, криминализация сознания. Политическая нестабильность и отсутствие концептуальных стратегий в области развития внешних связей, национальных интересов, региональной политики России, недостаток выверенных социально-экономических  программ приводят к неопределенности в сфере обеспечения безопасности российского общества.12

Признаки «конкуренции администраторов»:

1. результатов не дожидаются, нет времени, отбирают не по результату, а по процессу

Любую проводимую реформу после 2000 г. можно охарактеризовать данным признаком. Победителем может оказаться не тот, кто обеспечит наивысшие окончательные результаты, а тот, кто, не имея стратегической перспективы, в краткосрочном плане дает лучшие промежуточные показатели. Допустим, реформу образования сочли не очень эффективной, как следствие Фурсенко удалили от министерского кресла, хотя преобразования, задуманные в реформе, полностью не отобразились в стране.

2. ужесточение  наказаний

6.11.2012 Отставка Сердюкова с поста главы Минобороны РФ призвана обеспечить объективность расследований, связанных с деятельностью министерства. Далее Седюков попал под уголовное дело. Он был не эффективен ,неконкурентоспособен на своем посту, и наказанием стало обвинение в уголовном Преступлении и возможно тюрьма.

6.09.2012. Бывший вице-мэр Екатеринбурга  Виктор Контеев обвиняется в организации заказных убийств, взяточничестве и вымогательстве с легализацией криминальных доходов. Соответственно, отстраняется от власти и ждет своего приговора в тюрьме.

21.02.2012. Генеральная прокуратура Россия внесла представление Министру культуры РФ Владимиру Мединскому, в частности за нерациональное расходование денег.

Генеральный прокурор РФ Юрий Чайка  констатировал, что  в 2009 к административной ответственности привлечено более 20 тысяч руководителей предприятий. Почти 600 из них лишились своих должностей.

Таким образом, можно проследить, что любой руководитель, который  не доказывает эффективность своей  команды и себя самого подвергается уголовному следствию либо за коррупционную  деятельность, либо за преступления 90ых. Также можно говорить, во власти существует «премьер-чистильщик» (термин политологов)13 Сергей Шойгу, что на посту премьер-министра может помочь Владимиру Путину избавиться от неугодной элиты. Он смог бы вытеснить с аппаратных высот представителей тех групп, которых Путин, в силу личных обязательств, не хочет сдвигать самостоятельно.

Можно говорить о том, что все высшие администраторы жестоко борются  за «угодную начальству» эффективность  и результативность разными способами  и мерами. У начальства в лице В.В. Путина и Д.А. Медведева есть ниточки, за которые они тянут  администраторов –это их коррупционность и преступления 90ых. Данный механизм ставит высших администраторов в зависимое положение и их «неэффективность» грозит им в лучшем случае –отстранении от должности, в худшем – тюрьмой. Худших случаев больше. 
3.ускорение движения кадров

Ниже приведу примеры ускорения  движения кадров высших администраторов. Действительно с 2000 года до 2013 год  сменилось множество высших должностных  лиц.

14.03.2012 Генеральный директор национального почтового оператора ФГУП "Почта России" Александр Киселев в ближайшее время покидает свой пост, главным кандидатом на этот пост является бывший гендиректор сотового оператора "Tele2" Дмитрий Страшнов. Данную кандидатуру рекомендовал премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву министр связи Николай Никифоров. В качестве обоснования смены гендиректора министр связи указал неприемлемую ситуацию, сложившуюся в почтовом ведомстве, несмотря на наличие развитой инфраструктуры. В

Происходит множество  должностных рокировок в Белом  доме. Подавляющее большинство новых  министров были заместителями ушедших  либо сейчас, как Скворцова (глава  Минздрава) и Топилин (глава Минтруда и соцзащиты), либо были замминистрами несколько лет назад, как Ливанов (глава Минобрнауки) у Фурсенко или Белоусов (глава Минэкономразвития) у Грефа.

Интересно также посмотреть на конкуренцию первых должностных лиц – Д.А. Медведева и В.В. Путина. Например, на противоборство сил в Правительстве РФ, созданное данными «лагерями».

В новой структуре Правительства  РФ Владимир Путин сохранит самые  ценные для себя кадры своего правительства. Все бывшие члены правительства  получат разные по статусу должности. Смысл назначений, как пояснили источники "Коммерсанта",14 в том, что будет "сильная администрация" при рабочем правительстве.  

При этом, в Кремле обсуждается создание группы помощников, по примеру того, как это было в Кремле во времена первого срока Бориса Ельцина, когда службу помощников возглавлял первый помощник Виктор Илюшин. Тогда по аппаратному весу он превосходил глав администрации президента, а конкуренцию ему мог составить только Александр Коржаков. Источники издания полагают, что и теперь службу помощников возглавит предельно близкий Путину чиновник. Протеже Медведева по влиятельности уступают креатурам Путина 

Окончательные выводы о структуре  новой (или не совсем новой) российской властной команды можно будет  делать только после обнародования состава верхушки кремлевской администрации. Если же оценивать только правительство, то оно представляет собой не столько единую команду, сколько сборную солянку.  

В новом кабинете есть несколько  личных ставленников премьера Медведева: Дворкович (вице-премьер), Абызов (министр по связям с "Открытым правительством"), Коновалов (министр юстиции). Однако приверженцы бывшего Президента занимают в правительстве не самые первостепенные посты, тогда как все самые влиятельные должности в правительстве заняты личными креатурами Путина.

Некоторые эксперты говорят, что Путин и Медведев — два актера кремлевской постановки по старому сценарию «Добрый полицейский — злой полицейский», принятому для того, чтобы оппозиция потеряла бдительность, а общество погрязло в догадках.15 Другие считают, что президент Медведев, «толковый юрист и фанат LedZeppelin», постепенно делает шаги, чтобы избавиться от опекунства могущественного премьера. Его «символические» шаги — интервью оппозиционной «Новой газете», встречи с либеральными политиками, поправки в жесткий путинский закон о неправительственных организациях и прочее, можно трактовать и как попытку собрать сторонников для решающего удара.

Так или иначе, согласно майским  опросам «Левада-центра», только 19% россиян верят, что Медведев проводит «независимую политику», тогда как 68% убеждены, что в тандеме доминирует Путин. Понять «мудрость улицы» нетрудно, пишет Вейр: за тысячелетнюю историю россияне привыкли к одному сильному лидеру, а двоевластие (последний пример — октябрь 1993), напротив, всегда приводило страну на грань гражданской войны.

 

 

 

Заключение

 

Современное российское общество переживает кризисный этап своего развития, который характеризуется таким  состоянием социальной системы, когда  все ее связи и процессы определяются областью критических значений, то есть она является нестабильной.

В каждый момент времени  русская система управления пребывает  в одном из двух состояний —  или в состоянии стабильном, спокойном, или же переходит в нестабильный, аварийный, кризисный режим работы. В стабильном состоянии управление осуществляется неконкурентными, административно-распределительными средствами. С переходом к нестабильному  состоянию стиль действии всех управленческих звеньев коренным образом меняется. Система управления становится агрессивно-конкурентной. Но эта конкуренция имеет мало общего с конкуренцией в западном понимании, поэтому она и не кажется таковой.

Признаки «конкуренции администраторов»:

1. результатов не дожидаются, нет времени, отбирают не по  результату, а по процессу

2. ужесточение наказаний

3. Ускорение смены кадров

4. Неуверенность каждого, непредсказуемость характера работы —повышенная степень неуверенности, неопределенности во всех вопросах.

В таких условиях участникам управленческого процесса становится более выгодно и безопасно  не противопоставлять свои интересы целям организации (в широком  смысле этого слова), а работать на их достижение.

В качестве исторического  примера конкурентного характер отношений администраторов в нестабильный период функционирования российской модели государственного управления рассмотрен период 2000-2013 гг.- время правления тандема Путина ВВ. и Медведева Д.А.

Сам по себе управленческий аппарат нейтрален, он функционирует  в стабильном или нестабильном режиме в зависимости от направления  движения исторического маятника. Действия конкретных управленцев и в том  и в другом случае определяются их должностными, карьерными интересами. Стереотипы «правильного» поведения  людей в решающей степени зависят  от состояния системы управления на данном предприятии, учреждении или, шире, в стране в целом.

 

 

Список Литературы

 

  1. Саттарова И. Перезагрузка элит: 7 сценариев смены власти в России// Электронная версия журнала «Аргументы и Факты»- URL: http://www.aif.ru(дата обращения: 02.04.2013).
  2. Медведев и Путин: тандем или конкуренты?// Журнал ИноPressa –URL: http://www.inopressa.ru/ (дата обращения 01.04.2013)
  3. Абдуллаева Р.А. Социальная система современной России: перспективы развития // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 6; URL: www.science-education.ru
  4. Яковец Ю.В. "Циклы. Кризисы. Прогнозы"// Циклы истории – URL: http://ss.xsp.ru/ (Дата обращения 30.03.2013)
  5. Развитие социальной системы // Социальные системы - URL: http://sharov7.3dn.ru/ (Дата обращения 30.03.2013)
  6. Прохоров А.П. Стабильное и нестабильное состояние российской системы управления // Электронная версия журнала «Корпоративный менеджмент» – URL:  http://www.cfin.ru/ (Дата обращения 30.03.2013)
  7. История государственного управления в России.  Под ред. Марковой А.Н., Федулова Ю.К. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2007. — 319 с. 
  8. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. М., 2000.
  9. Коржихина Т.П., Сенин А.И. История российской государственности. М., 1995.
  10. Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Учебное пособие. Новороссийск — Москва, 1997.
  11. Лихачев Д. С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4. С. 3-6.

Информация о работе Конкурентный характер отношений администраторов в нестабильный период функционирования российской модели государственного управления