Конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Конституционное право"

Файлы: 1 файл

23.docx

— 51.44 Кб (Скачать файл)

23. Конституционно правовой статус РФ.

Российская Федерация  – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией  о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, как уже отмечалось, она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Российская Федерация  имеет:

-Конституцию, которая устанавливает основы конституционного строя государства, взаимоотношений между человеком, гражданином, обществом, государством, форму государственного устройства России и взаимоотношения Федерации с ее субъектами, форму правления, взаимоотношения с другими суверенными государствами

-имеет свою территорию, складывающуюся из территории  ее субъектов и включающую  сушу, внутренние воды и территориальное  море, воздушное пространство над  ними, которые образуют материальное  содержание государственного суверенитета

-Ее Конституция, федеральные  законы имеют верховенство на  всей ее территории (высшая власть)

-на территории РФ не  допускается установление таможенных  границ, пошлин, сборов в и каких-либо  иных препятствий для свободного  перемещения товаров, услуг и  финансовых средств (ограничения  перемещения товаров и услуг  могут вводиться в соответствии  с федеральным законом, если  это необходимо для обеспечения  безопасности, защиты жизни и  здоровья людей, охраны природы  и культурных ценностей)

-РФ обеспечивает целостность  и неприкосновенность своей территории. Она определяет статус, режим  и осуществляет защиту государственной  границы (Законом РФ от 1.04.93 г.  «О Государственной границе Российской  Федерации»)

 

24.Конституционно правовой  статус субъектов РФ

Согласно Конституции  РФ субъектами Российской Федерации  являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область  и автономные округа. 

  1. республика имеет свою конституцию и свое законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство (ст.5) 
  2. каждый субъект РФ имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
  3. субъект РФ имеет свою систему органов государственной власти(устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя (ст. 77)) 
  4. субъект праве иметь свою символику флаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта РФ

25.Конституционно правовые  основы МС РФ

"Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" №154-ФЗ  от 28 августа 1995 г.

6.10.03. ФЗ №131

Конституция содержит главу 8 (ст. 130-133)

 Статья 12 Конституции  РФ закрепила в качестве основ  конституционного строя следующие  положения: 
 1. В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. 
 2. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

3. Выражать и реализовывать местные интересы призваны органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти, но осуществляют публичную власть. Публичный характер деятельности органов местного самоуправления подчеркивается в ст. 3 Конституции РФ, согласно которой "народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления 

4. В пределах своих полномочий  МС самостоятельно 

 По совокупности  правовых норм можно выделить  основополагающие принципы организации  и функционирования местного  самоуправления: 
-МС обеспечивает самостоятельность решений населением вопросов местного значения,распоряжение мун.собственности

-МС осуществляется гражданами  путем референдума,выборов и других форм волеизъявления народа

-структура ОМС определяется  гражданами самостоятельно

-изменение границ осущ.с учетом мнения населения соответствующей территории

 

26. Понятие органа гос.власти. ситема гос.органов

Орган государственной власти – группа людей , наделенная властными полномочиями и осуществляющая в установленном законом порядке реализацию задач и функций государства.

Специфические черты государственных  органов:  
1) наделение их государственно-властными полномочиями;  
2) образование их в установленном законом порядке;  
3) осуществление деятельности в установленном законом порядке;  
4) наделение полномочиями выполнять функции и задачи государства.

Классификация органов власти:

1. По уровню: федеральные  органы государственной власти; органы государственной власти  субъектов РФ.

2. Согласно принципу разделения  властей:

– органы законодательной  власти – Федеральное Собрание в  составе Совета Федерации и Государственной  Думы, а также законодательные  органы субъектов РФ;

– органы исполнительной власти – Президент, Правительство, федеральные  министерства и ведомства, органы исполнительной власти субъектов;

– органы судебной власти –  Конституционный Суд, Верховный  Суд, Высший Арбитражный Суд, суды общей  юрисдикции, арбитражные суды, составляющие в своей совокупности судебную систему  РФ.

Федеральные органы власти с  особым статусом, не входящие ни в одну из ветвей власти в РФ:  
1) Прокуратура РФ, действующая на основании закона «О прокуратуре РФ»;  
2) Счетная палата РФ – формируемый и предоставляет информацию о работе Федеральному Собранию РФ контрольный орган (ФЗ от 25.07.06) 
3) ЦБ РФ – орган осуществляющий регулирование в банковской сфере и осуществляющий денежное обеспечение деятельности других государственных органов власти, предоставляет годовой отчет Гос.думе  
4) ЦИК – орган, осуществляющий руководство проведением выборов на территории РФ; (по 5 чел)-отчет не дает 
5) Уполномоченный по правам человека – лицо, призванное осуществлять контроль за реализацией в РФ прав человека и гражданина и обеспечивать их соблюдение (ФКЗ от 16.10.06)

6) Академия наук (ФЗ № 4.12.06)

 

27. Правовой статус Президента. Полномочия.

Президент РФ является главой государства. Он находится  над всеми ветвями власти, и  при этом не входит ни в одну из них. Он приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги. Президент РФ обладает неприкосновенностью.

Основные  функции Президента РФ:  
1) принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;  
2) обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;  
3) определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;  
4) представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;  
5) является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

 

На основании четвёртой  главы Конституции президент  России осуществляет следующие полномочия:

  • назначает, с одобрения Государственной думы, председателя Правительства Российской Федерации;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;
  • принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
  • представляет Государственной думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка, а также ставит перед Государственной думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
  • по предложению председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров;
  • представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного суда, Верховного суда,Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;
  • утверждает военную доктрину Российской Федерации;
  • формирует администрацию президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
  • назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах имеждународных организациях. В соответствии с требованием Конституции эти назначения могут быть произведены президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального собрания;
  • назначает выборы Государственной думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
  • распускает Государственную думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией;
  • назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
  • вносит законопроекты в Государственную думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения.
  • Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • Президент Российской Федерации может отменять постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  • осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
  • ведёт переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
  • подписывает ратификационные грамоты;
  • принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представителей;
  • в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе;
  • решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
  • награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
  • осуществляет помилование.

 

28. Порядок проведения выборов.Финансирование.

Право выдвижения:

  1. партия
  2. Самовыдвижение
  3. Численная группа не меньше 500 чел.

Не могут уч-ть в выборах:

-не дееспособные

-находятся в местах лишения  свободы

Со дня регистрации  должны оставить прежнюю службу

ФЗ от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»[15].

кандидат должен представить в ЦИК:

- минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают.

-с каждого субъекта не менее  50 тыс.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 81 Конституции РФ).

Подсчет голосов:

  1. Участковая избирательныя комиссия составляет протокол
  2. Передает в территориальную комиссию
  3. Передает в избирательную комиссию субъекта
  4. В ЦИК (в теч.10 дней подсчет голосов и объявляет результат. В теч.3 дней публикует) победитель >50 %

Вступает на должность  через 30 дней,после принесения присяги.

Избирательные фонды  могут создаваться за счет следующих  средств: 
-средства, выделяемые ЦИКом; 
- собственных средств

- средств, выделенных  кандидату выдвинувшим его избирательным  объединением; 
- добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

 

29. Прекращение обязанностей. Отрешение от должности.

Общими основаниями прекращения  полномочий Президента России является истечение срока полномочий. Однако возможно и досрочное прекращение  президентских полномочий в результате:

• отставки; в данном случае Президент  обращается к парламенту с соответствующим  заявлением;

• стойкой неспособности исполнять  полномочия по состоянию здоровья. Механизм прекращения полномочий Президента по данному основанию не ясен, так  как данная процедура законодательно не урегулирована.

• отрешение от должности (импичмент).

Процедура импичмента имеет 3 стадии:

1) выдвижение Государственной Думой  обвинения против Президента  РФ (Госдума выдвигает двумя третями  голосов и по предложению не  менее 1/3 депутатов обвинение  в государственной измене или  в ином тяжком преступлении);  
 
2) заключение Верховного Суда РФ (о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления) и Конституционного Суда РФ (о конституционности процедуры обвинения);  
 
3) отрешение Президента от должности Советом Федерации (это решение принимается квалифицированным большинством голосов — 2/3+1 голос от общего состава — в 3-месячный срок с момента выдвижения обвинения; в противном случае импичмент считается отклоненным. Если импичмент состоялся, полномочия Президента прекращаются с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения. 

 

30. Компетенция Президента. Акты Президента.

Полномочия Президента РФ реализуются через принятие им правовых актов. Согласно ст. 90 Конституции  РФ Президент РФ издает указы и  распоряжения.

--Указами оформляются решения Президента РФ нормативного характера, то есть решения, содержащие общие правила поведения, рассчитанные на длительное и многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу субъектов.

Указы могут носить и индивидуальный характер. В форме  указов издаются решения о назначении и освобождении от должности руководителей  подотчетных Президенту РФ федеральных  органов исполнительной власти, о  гражданстве, о предоставлении политического  убежища, награждении государственными наградами, присвоении почетных званий, высших воинских и высших специальных  званий, о помиловании.

--Распоряжения Президента РФ - это акты организационно-оперативного характера, имеющие вспомогательное значение в правовом регулировании деятельности главы государства. Распоряжения, как правило, не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и  федеральным законам (ч. 3 ст. 90)

 

31. Администрация  Президента РФ. Совет Безопасности. Их состав и задачи

Администра́ция президе́нта Росси́и — государственный орган России, обеспечивающий деятельность президента и контролирующий исполнение его поручений и решений. 

Администрация президента РФ состоит из самостоятельных подразделений  и ряда отдельно указанных в положении должностных лиц (например, руководитель Администрации, его заместители, пресс-секретарь президента РФ, помощники, полномочные представители президента РФ, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка). К самостоятельным подразделениям Администрации относятся различные Управления президента Российской Федерации (с 2004 г. — основная структурная единица), а также ряд равноправных подразделений, как то Канцелярия президента РФ, Референтура президента РФ, аппарат Совета Безопасности РФ, Геральдический совет при президенте РФ, Секретариат Руководителя Администрации президента РФ, Аппарат советников президента РФ и другие.

Администрация Президента обеспечивает деятельность главы государства, создает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий. 
1.  в подготовке законопроектов для внесения их Президентом в Госдуму в порядке законодательной инициативы.  
2.   Администрация готовит проекты указов, распоряжений, поручений, обращений Президента, иных документов, в том числе проектов ежегодных посланий Президента Федеральному Собранию. 
3.   Администрация контролирует и проверяет исполнение федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента и представляет ему соответствующие доклады. 
 4.  Администрация обеспечивает взаимодействие Президента с политическими партиями, общественными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами иностранных государств, международными организациями. 
5.   В Администрации анализируются информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращения граждан, предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады Президенту. 
Президент осуществляет общее руководство своей Администрацией.

Информация о работе Конституционное право