Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 12:59, контрольная работа
Цель моей работы - это исследование именно сущности и содержания конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в российской науке права тема конституционно-правовой ответственности появилась относительно недавно, и она не является ещё достаточно разработанной. Следовательно, и сам правовой институт конституционно-правовой ответственности в отрасли конституционного права ещё окончательно не сформирован.
Самая актуальная на сейчас задача заключается в защите закреплённых в Конституции РФ устоев демократически-правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от всех попыток их демонтажа. Из чего следует, что для этого нужна система процедур, устройств, основанных на единой теории конституционной ответственности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности….4
Глава II. Субъекты и санкции конституционно-правовой ответственности….8
2.1 Субъекты конституционно-правовой ответственности…………………….8
2.2 Конституционно-правовые санкции…………………………………..……12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...17
«Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»
Контрольная работа на тему:
«Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды»
ПО КУРСУ: ПРАВОВЕДЕНИЕ
Выполнила:
студентка 1 курса
заочного отделения
факультета экономики
группы 1у-116
Балдина Е. А.
Гатчина
2012 год
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности….4
Глава II. Субъекты и санкции конституционно-правовой ответственности….8
2.1 Субъекты конституционно-
2.2 Конституционно-правовые
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
На всенародном референдуме 12 декабря 1993 года была принята Конституция Российской Федерации. С этого момента началось формирование новой российской государственности и формирование системы права новой России, как демократической страны.
Обеспечение соблюдения
и исполнения конституционных норм
реализуется через
Цель моей работы - это исследование именно сущности и содержания конституционно-правовой ответственности в Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в российской науке права тема конституционно-правовой ответственности появилась относительно недавно, и она не является ещё достаточно разработанной. Следовательно, и сам правовой институт конституционно-правовой ответственности в отрасли конституционного права ещё окончательно не сформирован.
Самая актуальная на сейчас задача заключается в защите закреплённых в Конституции РФ устоев демократически-правовой государственности, рыночной экономики, гражданского общества от всех попыток их демонтажа. Из чего следует, что для этого нужна система процедур, устройств, основанных на единой теории конституционной ответственности.
Конституционная ответственность – это самая острая тема правовой науки. Без налаженной системы ответственности право становится бессильным и ненадёжным, оно не оправдывает возложенных на него социальных ожиданий. Правовые нормы, а равно проистекающие из них права и обязанности членов общества преобразуются в благие пожелания, в случае если власть не способна организовать восстановление нарушенных прав, принуждение к выполнению обязанностей, наказание нарушителей правовых запретов. Хотя, если взглянуть с другой стороны, государственное принуждение, с помощью которого охраняются право и правопорядок, более всего затрагивает личность, ее интересы, права и свободы. Если оно применяется для защиты несправедливого права, вне права или вопреки праву, неувязка публичного взаимодействия права и государственного принуждения становится в особенности острой.
Глава I. Понятие и основания конституционно-правовой ответственности
Конституционно-правовая
ответственность – это
Основание конституционной ответственности – это действие, либо бездействие, которое причинило или могло причинить вред народу, государству независимо от того, происходит при этом нарушение конституционных норм или не происходит.
Из этого следует, что основание конституционно-правовой ответственности – это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами она наступает. Основанием позитивной конституционно-правовой ответственности обязан быть факт приобретения специального конституционно-правового статуса. Так как конституционно-правовая ответственность рассматривается мною как юридическая ответственность, то есть её основанием в первую очередь является факт недолжного поведения в конституционно-правовой сфере. В итоге это отклонение от модели поведения, закрепленной конституционно-правовыми нормами. Тяжело согласиться с непоколебимым утверждением, что на конституционном уровне говорить о правонарушениях просто бессмысленно. Внешняя сторона правонарушения постоянно выступает как несоответствие выраженному в норме права обязательному масштабу поведения, как отклонение от содержащихся в ней требований. Внутренняя (содержательная) сторона объясняется нарушением общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.
В.В. Виноградов отмечает 3 основания конституционно-правовой ответственности:
Правомерен ли вопрос: с какого момента появляется конституционно-правовая ответственность? Видится, что она не может начинаться с момента совершения конкретного конституционного деликта (фактического основания), так и с момента начала конституционно-правовых процедур по привлечению к конституционно-правовой ответственности (к примеру, с выдвижения обвинения Государственной Думой против Президента Российской Федерации). Если же допустить, что конституционно-правовая ответственность появляется с момента совершения конституционного деликта, либо же с момента начала конституционно-правовых процедур по привлечению к конституционно-правовой ответственности, то в подобных вариантах до принятия решения соответствующей инстанцией субъект уже отчасти понесёт конституционно-правовую ответственность. А также, окончательное решение о конституционно-правовой ответственности выносит инстанция, уполномоченная на это конституционно-правовыми нормами (в случае с отрешением Президента РФ – Совет Федерации).
Для появления конституционно-правовой ответственности обязательно наличие всех 3-х оснований. Принципиальна так же и их последовательность: в первую очередь, обязана существовать конституционно-правовая норма, которая устанавливает модель поведения и санкцию за отклонение от неё. Далее возникает фактическое основание – не соответствующее конституционно-правовой норме деяние. При наличии нормы и не соответствующего ей деяния, уполномоченная инстанция в установленном конституционно-правовыми нормами порядке может определить меру конституционно-правовой ответственности за данное деяние.
Есть мнение, согласно которому в отношении фактического основания конституционно-правовой ответственности разрешено применяать термин «конституционный деликт» (от латинского слова «delictum» – правонарушение, проступок). Конституционный деликт наступает, когда имеется негативное отклонение в фактическом поведении субъектов конституционно-правовых отношений от требований норм конституционного права.
В юридической литературе фактическое основание конституционно-правовой ответственности рассматривается по-разному. Группа исследователей рассматривают в качестве основания - несоответствие действия субъекта более высокому интересу, неразумность действия, нежелательное поведение и как следствие недостижение желаемого результата. Естественно, ясность и исчерпывающая полнота в описании состава правонарушения не характерны конституционным деликтам, правда в этом и не всегда появляется потребность. И всё же указание настолько неопределённых, «размытых» оснований конституционно-правовой ответственности чревато негативными последствиями. Данный подход открывает «дорогу» волюнтаризму, произволу, противопоставлению целесообразности и законности. Не может являться оправданием и ссылка на существовавшую в прошлом возможность отмены вышестоящим советом решения нижестоящего местного органа власти, сообразно мотивам не только незаконности, а так же неправильности и нецелесообразности акта. Такая практика сомнительна в условиях правового государства. И следовательно не может быть рассмотрена в качестве основания конституционно-правовой ответственности то, что не связано конкретно с конституционным законодательством, не базируется на его предписания. «Высшие интересы» – это далеко не лучший критерий надёжности для установления оснований конституционно-правовой ответственности.
Некоторые юристы, напротив, сужают понятие основания конституционно-правовой ответственности, определяя его как «существенные нарушения Конституции, совершённые виновно-деликтоспособным лицом, которые являются общественно опасными и причиняющие значимый урон (ущерб, вред)». Разумеется, что основанием конституционно-правовой ответственности являются не только нарушения, и не одной лишь Конституции РФ, и не обязательно виновные. Так как конституционное законодательство не определило понятие основания конституционно-правовой ответственности, его возможно сформулировать лишь методом научного анализа. Базируясь на природе общественных отношений, регулируемых конституционным правом, определим основание конституционно-правовой ответственности субъекта конституционно-правовых отношений, не соответствующее должному поведению, предусмотренному нормами конституционного права, также влекущее за собой применение установленных мер конституционно-правовой ответственности.
Такими действиями, либо бездействием не осуществляются или ненадлежащим образом исполняются конституционные обязанности, нарушаются права и законные интересы участников конституционных правоотношений. Сама формулировка «несоответствие должному поведению» охватывает любое деяние, отклоняющееся от конституционной модели, нарушающее запреты, выходящее за рамки позволенного поведения, которое зафиксировано нормами конституционного права или, хотя и не предусмотрено конкретной нормой права, противоречит общим принципам и смыслу Конституции РФ.
Глава II. Субъекты и санкции конституционно-правовой ответственности
2.1 Субъекты
конституционно-правовой
В юридической литературе ограничивают круг субъектов конституционной ответственности. Таковыми признаются: высшие органы гос. власти, их должностные лица, депутаты, то есть те структуры и те люди, кто принимают более значимые решения.
Есть и иная точка зрения, когда круг субъектов ответственности расширяется. В таком случае к ним относят граждан, депутатов, должностных лиц органов исполнительной власти, должностных лиц, обязанных содействовать депутатам в реализации их депутатских полномочий, избирательные комиссии и члены избирательной комиссии, ответственные за соблюдение избирательного законодательства, суды и прокуратуры в части нарушения ими конституционного режима.
Как мне кажется, субъекты конституционной ответственности потенциально совпадают с субъектами конституционных правоотношений. Иными словами, ежели субъект права владеет конституционными правами, либо обязанностями, то он – субъект конституционной ответственности. Обратимся к Конституции РФ, где зафиксировано, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Таким образом, обязанность соблюдать Конституцию РФ подразумевает и наличие соответствующей ответственности в случае нарушения конституционных обязанностей. Поэтому все органы и лица, приведённые в ч. 2 ст.15 Конституции РФ, следует признавать субъектами конституционной ответственности.
К органам государственной власти относят: Президента РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации (согласно ч.1 ст.11 Конституции РФ).
Исходя из вышесказанного конкретными субъектами конституционной ответственности признаются: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица, граждане.
Президент РФ и Правительство
РФ как орган федеральной
Иным шагом сообразно пути укрепления конституционной законности стало бы наиболее точное распределение обязанностей меж органами исполнительной власти, невыполнение которых должно стать правовым основанием наступления конституционной ответственности. Итак, перейдем к исследованию остальных субъектов ответственности.
Следует признать, что
Федеральное Собрание – это коллективный
субъект конституционной
Конституция Российской Федерации 1993 года не подразумевает применения мер конституционной ответственности ни к Верховному Суду РФ, ни к Высшему Арбитражному Суду РФ, ни тем более – к Конституционному Суду РФ. Принцип независимости судебной власти не дозволяет использовать какие-либо активные функциональные меры действия к судам извне. Суды, в том числе и конкретные судьи оказались за пределами мер конституционной ответственности, что неприемлемо.
Так же субъектами конституционной ответственности признаются – общественные объединения. Например, при злоупотребления ими своими правами наступают такие меры, как ограничение права на объединение. Иными словами, неблагоприятными последствиями, установленными ч. 5 ст.13 Конституции РФ, является запрет на их создание и деятельность.
Должностные лица и физические лица – чаще всего это субъекты административной, дисциплинарной ответственности, но для них не исключена и конституционная ответственность, когда деяния данных субъектов нарушают нормы Конституции РФ и налицо другие черты конституционной ответственности. К примеру, ежели физическое лицо получило гражданство Российской Федерации на основании предоставления заведомо ложных сведений и «липовых» документов, то вступает в силу мера конституционной ответственности, как отмена решения о приеме в гражданство РФ.
Органы местного самоуправления – это самостоятельные субъекты конституционной ответственности, так как они обладают как конституционными правами, так и конституционными обязанностями.
Информация о работе Конституционно-правовая ответственность: понятие и виды