Конституционно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 06:25, дипломная работа

Описание работы

Научная новизна выпускной квалификационной работы.Вопрос ограничения прав человека и гражданина требует постоянного и комплексного исследования, так как меняются и социально-правовые условия реализации прав и свобод человека и гражданина. Анализ юридической литературы показывает, что в науке конституционного права понятие и характе¬ристика пределов и ограничений прав и свобод человека и граж-данина исследуются в общем, концептуальном пла¬не. Поня-тию рассматриваемых ограничений и их характери¬стике теоретиками конституционного права внима¬ния уделяется мало.Отсутствуют в юридической литературе монографии, посвященные данной проблеме в целом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации………..…………………………….……………....7
1.1.Понятие конституционного статуса человека и гражданина……………………………………………………………………….7
1.2.Пределы и ограничения прав и свобод ………….…..………….18
Глава II. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………31
2.1.Ограничения общего характера в сфере: личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………31
2.2.Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………..………….47
Заключение……………………………………………………………….58
Библиографический список…………………………………..……….61

Файлы: 1 файл

Конституционно-правовой статус.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Обобщая последние исследования по правам человека и гражданина в теории права, С.С Алексеев прямо не определяет, что такое ограничение прав и свобод человека и гражданина на современном этапе. В то же время он говорит о правах человека как о явлении глобального порядка и в этом контексте подчеркивает необходимость строгого соблюдения прав и свобод человека и гражданина в демократическом обществе, устранении возникающих нарушений, коллизий и т.д. С.С. Алексеев говорит о равенстве людей в социальном государстве, т.е. о равенстве всех перед законом и судом и о равенстве в стартовых позициях в социально-экономической жизни (без незаконных ограничений)16.

Однако всеобщим, применимым к любому праву основанием для определения пределов его осуществления (и в этом смысле — ограничения) и является принцип формального равенства, выражающий сущность права как особого социального явления17. Равенство субъектов прав и свобод человека и гражданина прямо или косвенно закреплено в целом ряде статей Конституции РФ18. Содержательно же этот принцип раскрыт в ч. 3ст. 17, которая гласит, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Данное положение восходит к знаменитому «золотому правилу» нормативной регуляции, воспринятому христианством из греко-римской правовой мысли: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иначе говоря: «Не поступайте по отношению к людям так, как вы не хотели бы, чтобы люди поступали по отношению к вам». В плоскости правового подхода эта формула означает, что индивид может осуществлять свои права в тех пределах, в которых не нарушаются аналогичные права других лиц. Таким образом, здесь, по сути дела, сформулирован принцип формально-юридического равенства, означающий отсутствие у любого человека каких-либо привилегий перед другими людьми в сфере права. Этот принцип и определяет самые общие пределы правовой регуляции, то есть пределы осуществления прав и свобод.

В связи с этим можно отметить, что Т.Н. Радько в рамках ограничительной функции права выделяет понятие «ограничение прав» вообще иопределяет его как своего рода уравновешивание противоположных интересов. Через это понятие он трактует ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые могут быть установлены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях зашиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц19.

Ашихмина А.В. дает следующее понятие: ограничение права — это законодательно санкционированное временное сокращение либо уменьшение как по существу, так и по времени, пользования этим благом, составляющим предмет субъективного права20. Ограничиваются, следовательно, не само благо (его объем, содержательные полнота и целостность, качественная определенность и др.), а условия притязания на личное или общественное благо, на продолжительность, полноту и качество пользования этим благом.

Как категория конституционного права, таким образом, ограничение права, а отсюда и ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, — это действительно законодательно санкционированное ограничение условий и возможностей притязать на рассматриваемое благо, а не уменьшение самого данного блага, объем и качество которого представляют величину в достаточной мере постоянную. Вместе с тем ограничение конституционных прав и свобод человекаи гражданина — это заключение этих прав и свобод в определенные рамки, границы, или же своего рода уравновешиваниесамых разных интересов и благ субъектов права (человека, гражданина).

Ограничение прав человека и гражданина выступает фундаментальной категорией конституционного статуса личности. В частности, тесная взаимосвязь с принципами конституционного статуса личности (например, сочетания свободы и ответственности, прав и обязанностей) предполагает то, что ограничение прав пронизывает и интегрирует иные элементы конституционного статуса личности. Без ограничений права человека не могут быть реализованы на практике и останутся лишь красивой декларацией. Фактически ограничения служат базой для познания отдельных основных прав. Прежде всего, это касается основных личных и политических прав, которые выполняют функцию защиты свободы от посягательств со стороны государства. Категория «ограничение» выражается также в правосубъектности, гражданстве, гарантиях, которые являются условиями реализации прав, обязанностей и предопределяют тот или иной их объем.

Подходы к определению ограничений прав и свободчеловека и гражданина условно можно разделить натри группы. Первая группа –это понимание ограничений прав и свобод как собственно средства. Сюда можно отнести точку зрения Т.Н. Радько, рассмотренную выше, а такжеДолжикова А. В., который считает, что под ограничением основных прав понимает обусловленную природными социальными и духовными причинами систему конституционно-правовых средств, определяющих носителя, сферу нормативного содержания и порядок реализации основных прав человека и гражданина, но допустимую лишь в случае соответствия формальным и материальным критериям21.

Второй подход к данной проблематике заключается в понятии ограничений как сужении объема прав и свобод. Помимо вышеприведенного мнения Ашихминой А.В., можно указать и многие другие примеры, так как это пожалуй, наиболее популярный среди ученых-правоведов и, следует признать, обоснованный подход. Л. Л. Беломестных, например, дает определениеограничения прав и свобод человека и гражданина как законодательно санкционированное (со стороны государства) сужение рамок, границ прав и свобод человека и гражданина и ограничение условий и возможностей последних притязать на определенные блага22.В. И. Гойман определяет ограничение права (свободы) как осуществляемое в соответствии с предусмотренными законом основаниями и в установленном порядке сужение его объема23, а М. А. Нагорная – как изменение содержания или объема действия нормы права24. Довольно полное определение в рамках данного подхода дает А. А. Подмарев — это установленные законодательством пределы (границы) реализации осуществления человеком (гражданином) прав и свобод, выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства25. С.С.Алексеев, как мы видим из вышеизложенного, также разделяет такой подход.

Согласно третьему подходу, ограничение прав и свобод – это определенные изъятия из них. В пример можно привести высказывание B.C. Эбзеева — это «допускаемые Конституцией и установленные федеральным законом изъятияиз конституционного статуса человека и гражданина» и, кроме того, «в качестве ограничения основных прав может рассматриваться также изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод»26.

Однако, с таким подходом едва ли можно согласиться. Как отметил В.И. Крусс: «Категорию "ограничения" можно трактовать в двух смыслах: широком — как родовое понятие, и узком — как специфическую форму опосредования основных прав и свобод человека и гражданина. Именно с ограничением в узком смысле связывают, как правило, изменение содержания прав человека, которое не должно касаться их сущности»27. А изъятие из права уже означает изменение его сущности…

Многообразие мнений по поводу сущности правовых ограничений объясняется тем, что правовые ограничения — явление многогранное, которое позволяет охватить разнообразные юридические инструменты (обязанности, запреты, приостановлении, сервитуты, лимиты, меры защиты, наказания, пресечения и т.п.), «интегрируя и унифицируя их»28.

Исследовав научные подходы к понятию ограничение прав и свобод, отмечаем, что естественная свобода является изначальным и абсолютным явлением, которым человек наделен от рождения и которое заканчивается вместе с его смертью. Вместе с тем она приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порой заходя в глубокие противоречия. В таких условиях, когда каждый будет реализовывать только свою абсолютную свободу, невозможным становится достижение общесоциальных целей, без которых не способно существовать общество, а значит, и сам человек29.

Ограничение рассматривается в качестве императивного, основанного на положениях конституции, предпринятого в установленных ею целях и в соответствии с определяемыми ею требованиями нормативного сужения круга возможностей того или иного субъекта конституционного права. Ограничение, поскольку мы остановимся на том, что оно означает изменение содержания (объема) субъективного права или компетенции, выступает их динамической характеристикой.

1.2.Пределы и ограничения  прав и свобод

 

Итак, конституционный институт ограничений прав и свобод человека, как ни парадоксально это выглядит на первый взгляд, занимает «едва ли не доминирующее положение в системе гарантий свободы личности, определенной Конституцией РФ»30. Однако, как пишет известный специалист в области прав человекаСветлана Горшкова, права человека, являющиесяобщечеловеческим достоянием, не должны ограничиваться, однако в случаях, когда это необходимо, государство должно устанавливать четкое обоснование, конкретные пределы введения ограничений прав и цели возможных отступлений от тех прав, которые защищены международными соглашениями31.

   Интересно отметить мнение немецкого ученого Г.Ханай, что метод ограничений и урезаний свобод исторически находит отражение в западноевропейском законодательстве, исходя из тезиса о том, что правовые нормы должны устанавливать границы действий индивида, которые обусловлены общественной необходимостью32.

Достаточно дискуссионным, например, является отождествление понятий «цель» и «основание ограничений прав». Для большинства авторов свойственно смешение данных понятий, как, например, для Гасанова К.К. и Стремоухова А.В.33. В то время как более глубокие исследования данного вопроса подтверждают необходимость строго разграничения рассматриваемых категорий. Так, Лапаева В.В. в отождествлении понятий видит опасность рассмотрения цели как самостоятельного основания для ограничения прав34. Пчелинцев С.В. также считает, что нельзя смешивать категории «цель» и «основание»,так как основание – это причина, и целью является как раз её устранение35.

Основание - статичная категория: военные действия, катастрофы являются основанием введения чрезвычайного положения, при котором ограничиваются права и свободы. Цель оценивается именно в динамике, ее результат – восстановление нормального функционирования общества, жизнедеятельности личности.

Таким образом, цель ограничения прав есть представление общества о его высших ценностях, нормальном и безопасном функционировании, защита которых является задачей введения ограничительных мер. Нормы об аресте и содержании под стражей подразумевают, например, цели защиты общественного порядка, прав и свобод, восстановления справедливости. Четкое представление о целях ограничений, в особенности – целях институтов позволяет постоянно соизмерять первичные представления о необходимых мерах с конечным результатом действий, более правильно и предметно применять ограничительные меры.

Комитет ООН по правам человека выработал принцип строго соответствия цели, согласно которому ограничения могут устанавливаться только для тех целей, для которых они предназначены и должны быть прямо связаны с конкретной целью. В своем Замечании общего порядка № 22 (пункт 8) Комитет приходит к следующему выводу: не признаются никакие основания для установления ограничений, кроме тех, которые конкретно предусмотрены, даже если такие ограничения разрешаются в отношении других прав, защищаемых пактом, в частности по соображениям государственной безопасности36.

Международный пакт о гражданских и политических правах использует систему закрепления ограничений прав в нормах статей, гарантирующих само право, тем самым достигается дифференциация целей ограничения прав. В случаях же, когда пакт не содержит ссылки на цели ограничений прав, как следует из Замечания общего порядка № 16 (пункт 4), при ограничении прав должны применяться цели и задачи пакта. Таким образом, принцип строгого соответствия цели состоит в том, что ограничения прав должны проводиться только в целях, предусмотренных конкретной ограничительной нормой, в случае же отсутствия таковых - в соответствии с общими целями правового регулирования.

 Следует  отметить, что цели ограничений  в научной литературеопределяются по-разному: это и сдерживание противозаконного деяния в целях защиты общественных отношений (А.В. Малько)37; запрет всего общественно вредного, исключающего злоупотребление свободой (ВА Четвернин)38; защита общества, прав и свобод (интересов) других лиц от произвола правопользователя (В.И. Гойман)39; необходимость уважения прав и свобод других людей и нормальное функционирование общества и государства (В.В. Маклаков, Б.А. Страшун)40; поддержание правопорядка, обеспечение личной безопасности, обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государство, создание благоприятных условий для экономической деятельности и охрана всех форм собственности, учетгосударственных минимальных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан(А.С.Мордовец)41.

Отмечают следующиеспособы ограничения прав. Они могут быть различными, в зависимости от целей и оснований. Это:

а) запрет на определенный вариантреализации права или свободы, т.е. установление границ поведения (относительный запрет);

б)запрет но реализацию права (свободы) в целом (абсолютный запрет);

в) вмешательство (вторжение) в право (свободу) уполномоченных государственных органов (характеризуется активными действиями государственных органов и пассивным поведением личности);

г) обязанность;

д) ответственность.42

Как известно, в современном российском праве действует правило — ограничения прав и свобод могут быть обоснованы только самой Конституцией РФ43.Устанавливая принципы, цели и юридическую форму ограничений, т.е. конституционные основания или, как это чаще употребляется в научной литературе, основы (общие условия) ограничений прав и свобод, Конституция тем самым защищает человека и его права от произвольных действий со стороны государства, поскольку ограничивает государственную власть в возможности посягать на права и свободы личности, на сферу ее свободы. Конституционные основы ограничений прав и свобод являются ограничением полномочий в первую очередь законодательной власти. Чем больше ограничивается полномочие законодательной власти налагать ограничения на права человека, тем меньше становится опасность ликвидации прав и свобод.  
Для того чтобы законодательная власть не выходила за пределы полномочий, предоставленных ей Конституцией РФ, положения, санкционирующие ограничения прав личности, должны быть сформулированы и конкретизированы в текущем законодательстве с предельной четкостью и ясностью и в законах должно быть обязательно указано в каких целях, при каких обстоятельствах, в какой степени, в какой форме и каким органом власти допускается ограничение прав и свобод человека.

Информация о работе Конституционно-правовой статус