Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 06:25, дипломная работа
Научная новизна выпускной квалификационной работы.Вопрос ограничения прав человека и гражданина требует постоянного и комплексного исследования, так как меняются и социально-правовые условия реализации прав и свобод человека и гражданина. Анализ юридической литературы показывает, что в науке конституционного права понятие и характе¬ристика пределов и ограничений прав и свобод человека и граж-данина исследуются в общем, концептуальном пла¬не. Поня-тию рассматриваемых ограничений и их характери¬стике теоретиками конституционного права внима¬ния уделяется мало.Отсутствуют в юридической литературе монографии, посвященные данной проблеме в целом.
Введение……………………………………………………………………3
Глава I. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации………..…………………………….……………....7
1.1.Понятие конституционного статуса человека и гражданина……………………………………………………………………….7
1.2.Пределы и ограничения прав и свобод ………….…..………….18
Глава II. Содержание конституционных оснований ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………31
2.1.Ограничения общего характера в сфере: личных, политических, социальных и экономических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации………………………………………31
2.2.Ограничение прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов……………………………..………….47
Заключение……………………………………………………………….58
Библиографический список…………………………………..……….61
В связи с этим хотелось бы отметить высказывание Гаджиева Г.А., что основные экономические права, даже если они не содержат оговорки о возможности ограничений, могут быть ограничены путем принятия федерального закона (ст. 55, ч. 3 Конституции РФ). Но поскольку основные права не содержат указаний о возможных пределах ограничений, а лишь отсылают к закону, возникает вопрос относительно интенсивности такого рода вторжений в сферу экономических прав и свобод
Ведь формально законодатель может ограничить то или иное основное право в любом объеме и в результате — выхолостить его содержание. Предупреждая такую угрозу, Конституционный Суд РФ в ряде своих решений старался выстроить конституционно-правовую защиту, используя принцип пропорциональности и обеспечения баланса публичных и частных интересов.В этих целях суд использует понятие основного содержания субъективного конституционного права, которое означает, что законодательное ограничение сферы экономической свободы не дола быть чрезмерным, тем самым вырабатывая от решения к решению систему критериев о пределах вторжения.71
В качестве примера приведем решения Конституционного Суда РФ в области ограничения экономических прав. Это Определение Конституционного Суда РФ от 4 ноября 2004 г. № 342-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Советского районного суда города Красноярска о проверке конституционности части первой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации», где говорится о том, что ограничение прав работодателя допускается в связи с защитой материнства в РФ72.
Экономические права граждан являются одним из основных элементов структуры их правового статуса, что прямо вытекает из Всеобщей декларации прав человека и международных пактов по правам человека. Этому виду прав посвящен Международный пакт 1966 года об экономических, социальных и культурных правах. Основные, комплексные виды экономических прав граждан закреплены в Конституции Российской Федерации. К ним относятся право на не запрещенную законом экономическую деятельность (ст.34) и право собственности (ст.35, 36).Право на экономическую деятельность в сочетании с правом частной собственности составляют ядро правовой основы рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации сегодня. В качестве основных, комплексных прав, эти конституционные права составляют стержень экономико-правового статуса личности, в котором коренятся возможности возникновения других многочисленных прав, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан73.
Отдельно хотелось бытакже
осветить проблему ограничения прав в
области свободы массовой информации.
Свобода массовой информации является необходимым условием
жизнедеятельности демократического
общества и государства, одним из основных
элементов системы прав и свобод человека
и гражданина, которые Российское государство
согласно Конституции РФ обязано признавать,
соблюдать и защищать. Средства массовой
информации (далее - СМИ) в демократическом
обществе играют не только техническую
роль распространения всевозможной информации,
но и выполняют (в определенной степени)
социально-значимую роль «контролера»
за соблюдением государством общественных
интересов. Однако без эффективных конституционно
обоснованных правовых ограничений свободы
массовой информации, направленных на
предотвращение злоупотреблений этой
свободой, деятельность СМИ имеет тенденцию
к деструктивному воздействию на личность,
общество и государство, представляя угрозу
для демократического развития страны.
Влияние СМИ на формирование общественного
мнения граждан, общественной нравственности
и на всю систему общественных отношений
является в России настолько сильным,
что в условиях отсутствия эффективного
правового регулирования часто приводит
к нарушениям прав и законных интересов
граждан, интересов общества и государства.
Особенно заметны результаты такого влияния
СМИ во время выборов в органы государственной
власти, когда СМИ могут решающим образом
повлиять на настроения и мнения избирателей,
и, тем самым, на результаты выборов.
Существует реальная угроза формирования
устойчивой тенденции использования СМИ
в целях манипулирования общественным
мнением в частных интересах отдельных
политических и
финансовых групп. Экономическая неэффективность
значительной части СМИ делает их зависимыми
от коммерческих и политических интересов
их владельцев и спонсоров, позволяет
использовать СМИ для сведения счетов
с конкурентами, а иногда - даже превращать
их в средство массовой дезинформации,
средство борьбы с государством74. Недостаточность нормативного
правового регулирования отношений в
области реализации возможностей конституционных
ограничений свободы массовой информации
в интересах защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и законных интересов граждан, обеспечения
обороноспособности страны и безопасности
государства существенно затрудняют обеспечение
необходимого баланса интересов личности,
общества и государства в информационной
сфере.75 В Доктрине информационной
безопасности Российской Федерации совершенствование
законодательства в части конституционных
ограничений прав и свобод человека и
гражданина, введение запрета на использование
электронных СМИ для распространения
программ, пропагандирующих насилие и
жестокость, антиобщественное поведение,
отнесено к числу основных направлений
обеспечения информационной безопасности
Российской Федерации в сфере духовной
жизни.
Анализируя ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции, можно сделать вывод, что к основаниям ограничения основных информационных прав и свобод граждан законодатель относит:
- защиту основ конституционного строя;
- нравственности;
- здоровья;
- прав и законных интересов других лиц;
- обеспечение обороны страны и безопасности
государства.
Авторы учебника «Информационное право» под редакцией Топорнина Б.Н. в качестве оснований ограничения информационных прав граждан на основе анализа конституционныхположений выделяет следующие:
«По мнению Уполномоченного, обеспечение необходимости и соразмерности ограничения свободы слова требует выполнения следующих трех условий. Во-первых, эти ограничения должны быть всегда минимальны. Во-вторых, они должны быть одинаковы для всех, а значит, прежде всего, гарантировать права тех, кто отражает взгляды меньшинства или выступает с критикой государства. И, наконец, в-третьих, как необходимость, так и соразмерность ограничения свободы слова должны выдерживать проверку в подлинно независимом суде, готовом и умеющем толковать любые сомнения в пользу носителя конституционного права на свободу слова.»78
Исходя из смысла положений Доклада Уполномоченного по правам человека, можно сделать вывод о том, что такие условия фактически соответствуют и ограничениям других, перечисленных в этом параграфе прав.
2.2.Ограничение основных прав и свобод в условиях особых государственно-правовых режимов
Особого внимания заслуживают те режимы,
которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Конституция в качестве специальных
режимов деятельности органов государственной
власти называет чрезвычайное положение
и военное положение (ст.ст. 56, 87, и 88). Их
конституционно-правовое регулирование
объясняется тем, что введение этих режимов
влечет за собой ограничение отдельных
конституционных прав и свобод граждан
и организаций, а также определенные изменения
системыи структуры федеральных органов
исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации.79
Основанием ограничения прав и свобод граждан в период действия особых правовых режимов является возникновение угроз национальным интересам России, рассматривая «национальные интересы России» как комплексное и многоаспектное понятие, отражающее совокупность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, выражающее динамику развития Российской Федерации в качестве суверенного демократического и правового государства.
Как отмечает известный специалист в области международного права Карташкин В.А.:«Мир сегодня оказался перед дилеммой: обеспечить безопасность государств и права человека на основе соблюдения Устава ООН и укрепления Организации Объединенных Наций или бороться с терроризмом и другими нарушениями прав человека путем односторонних действий с применением вооруженной силы и дальнейшим ограничением основных прав и свобод человека»80.
Несмотря на принятие в соответствии
со ст.ст. 56, 87 и 88 Конституции РФ Федеральных конституционных
законов от30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайномположении» и от 30 января 2002 г. № I -ФКЗ
«О военном положении»81, в научной литературе отмечается необходимость
разработки научно обоснованной концепции
государственного управления в сфере
обеспечения особых правовых режимов82, одним из основных признаков которых
является ограничение прав и свобод
граждан. Анализируя законодательство
РФ, приходим к выводу, что понятие особого
правового режима на самом деле гораздо
сложнее и многоаспектнее, чем это кажется
на первый взгляд и можно предложить следующие
варианты толкования данного понятия:_
а) объективно вынужденный исключительный
комплекс мер временного характера, принимаемых
государством при возникновении чрезвычайных
ситуаций различного характера в целях
предотвращения внешних и (или) внутренних
угроз национальным интересам;
б) осуществляемый в соответствии с нормами
международного права и на основании конституции
и национального законодательства особый
порядок деятельности органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
органов военного управления, правоохранительных
органов, предприятий, организаций и граждан,
направленный на эффективное предотвращение
угроз национальным интересам, нейтрализацию
и минимизацию их отрицательных последствий;
в) межотраслевой правовой институт, охватывающий
по своему содержанию различные отрасли
права (конституционное, административное,
военное, международное, уголовное и др.)
и характеризующийся, прежде всего, возможностью
законного ограничения отдельных прав
и свобод граждан в период действия особых
правовых режимов;
г) противоречивый по правовой природе
процесс, имеющий своей целью, с одной
стороны, восстановление нормальных условий
жизнедеятельности государства, нарушенных
при возникновении чрезвычайной ситуации,
в ходе предотвращения угрозы национальным
интересам (включая обеспечение полномасштабного
осуществления конституционных прав и
свобод граждан, как одну из важнейших
составляющих национальных интересов),
а с другой - предусматривающий в этой
связи ограничение прав и свобод граждан.
Названные законы определяют временные ограничения, которые применяются во всех случаях независимо от оснований введения чрезвычайного или военного положения, а именно: а) введение особого режима въезда и выезда с территории, на которой действует режим чрезвычайного или военного положения, установление ограничений на свободу передвижения: б) запрещение или ограничение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий: в) запрещение забастовок и иных форм приостановления или прекращения деятельности организаций; г) ограничение движения транспортных средств и их досмотр.
Они устанавливают меры, которые применяются лишь при введении чрезвычайного положения в связи с попытками насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти, вооруженным мятежом, массовыми беспорядками, террористическими актами, блокированием или захватом особо важных объектов или отдельных местностей, подготовкой и деятельностью незаконных вооруженных формирований, межнациональными, межконфессиональными и региональными конфликтами, сопровождающимися насильственными действиями (при введении военного положения независимо от оснований). К таким мерам, в частности, относятся: а) запрет на нахождение граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток (введение комендантского часа); б) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и медицинских препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков; в) временное изъятие у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ: г) проверка документов. удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств.
Законом "О чрезвычайном положении" закреплены меры, которые применяются исключительно при введении чрезвычайного положения по вышеназванным основаниям, но не в условиях военного положения, а именно: а) выдворение лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой оно введено, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке; б) продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.
Законы "О чрезвычайном положении" и "О военном положении" устанавливают меры, которые применяются при введении чрезвычайного положения в связи с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, чрезвычайными экологическими ситуациями, требующими масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ (а при введении военного положения - независимо от оснований). К ним, в частности, относится мобилизация трудоспособного населения к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями.
К временным мерам, применяемым в условиях военного положения, относятся следующие возлагаемые на граждан обязанности и ограничения (которые не предусмотрены Законом "О чрезвычайном положении"): а) выполнение требований федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. органов военного управления, обеспечивающих режим военного положения, и их должностных лиц и оказание содействия таким органам и лицам: б) явка по вызову в перечисленные органы, а также в военные комиссариаты, на территории которых проживают граждане; в) выполнение требований, изложенных в полученных гражданами предписаниях, повестках и распоряжениях данных органов: г) предоставление гражданами в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества (с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества): д) задержание по основаниям, установленным федеральным законом, граждан и транспортных средств на срок до 30 суток; е) введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами; создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами; ж) запрещение работы приемопередающих станций индивидуального пользования; з) интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией; и) запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории страны; к) запрещение или ограничение выбора места пребывания или места жительства.
Отдельные положения о возможных ограничениях прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного и военного положения закреплены и в некоторых других федеральных законах, что свидетельствует о наличии у законодателя единого подхода к решению этой проблемы. В частности, ст. 4 Трудового кодекса РФ установлено, что не является принудительным трудом работа, выполняемая в случаях объявления чрезвычайного или военного положения83. А в ст. 51 и 93 Земельного кодекса РФ закреплено, что при чрезвычайном или военном положении допускается временное изъятие у собственника земельного участка с возмещением причиненных убытков и выдачей ему документа о реквизиции участка для нужд обороны и безопасности84. Данные положения Трудового и Земельного кодексов согласуются с предусмотренными ст. 13 и 29 Закона "О чрезвычайном положении" и ст.7 и 18 Закона "О военном положении" нормами о возможности привлечения граждан к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ с гарантированной оплатой труда, а также изъятии у них необходимого для нужд обороны имущества (во время режима чрезвычайного положения - использования имущества и ресурсов организаций) с последующей выплатой государством его стоимости (возмещение причиненного ущерба).