Конституционно-правовые формы реализации власти народа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации высшей непосредственной власти народа Российской Федерации при осуществлении им государственной и муниципальной власти.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права, закрепляющие систему непосредственного народовластия в России при осуществлении публичной власти, и их гарантии.
Целью данной работы является выявление специфики народовластия в Российской Федерации, изучение форм народовластия и конституционных гарантий осуществления народовластия в Российской Федерации.

Содержание работы

1. Понятие и сущность власти народа в Российской Федерации.
2. Формы власти народа в РФ
2.1. Государственная власть
2.2. Власть местного самоуправления
3. Разделение и виды властей.
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Президент РФ;

Федеральное Собрание (Совет  Федерации и Государственная  Дума);

Правительство РФ;

суды РФ.

Государственная власть в  субъектах Российской Федерации, осуществляется образуемыми ими органами государственной власти. Ч. 1 ст. 77 Конституции РФ гласит, что субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа) самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти, установленными федеральным законом4. В результате данного положения в субъектах Российской Федерации возникли самые разнообразные системы государственной власти с серьёзными различиями полномочий и взаимоотношений законодательной и исполнительной властей.

В федеративном государстве  принцип единства государственной  власти предполагает чёткое распределение  компетенции (предметов ведения и полномочий) между федерацией и её субъектами.

Одно из главнейших предназначений Конституции РФ состоит в организации  системы органов государственной  власти, через которую государство  осуществляет свои функции. Эта система  включает в себя не только органы государственной власти, через которые осуществляются властные полномочия и наличие которых определено Конституцией, но и большое число других органов и учреждений, построенных по вертикали и горизонтали, отражающих различную степень соподчиненности. Совокупность этих органов и учреждений составляет государственный механизм, который должен действовать как единая и эффективная система властвования.

Органы государственной  власти - важнейшая часть этого  механизма, выполняющие, в первую очередь, организаторскую роль государства в обществе. Поэтому орган государственной власти имеет такие задачи и собственные полномочия, которые соответствуют функциям государства.

Орган государственной власти создается только государством и  действует от имени государства. Только государство устанавливает порядок организации и функционирования этих органов, наделяет их кругом конкретных полномочий, за который они не должны выходить, устанавливает их права и обязанности и объем ответственности в случае их нарушения.

Каждый орган государственной власти имеет свою особую структуру и объем полномочий, которые отличают его от других органов государственной власти, но все они вместе выступают как единое целое, как единая государственная власть, осуществляющая функции государства.

Конституция определяет способ и порядок образования органов  государственной власти. На федеральном  уровне государственную власть в  РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство РФ и суды РФ. Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции РФ. Вместе с тем, Конституция устанавливает, что образование этих органов должно осуществляться в соответствии со специально принятыми законами, поскольку в Конституции невозможно предусмотреть все детали и особенности формирования и функционирования органов государственной власти. Через соответствующие Конституции уставы и законы образуются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Президент РФ и Государственная  Дума, например, избираются непосредственно  гражданами на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при  тайном голосовании, а судьи Конституционного Суда, Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ, как и Генеральный прокурор РФ. Председатель Правительства РФ назначается по представлению Президента Государственной Думой; члены Правительства назначаются Президентом по представлению Председателя Правительства РФ. В создании органа могут участвовать не один, а несколько органов государственной власти. Так, например, Конституция РФ предусматривает, что половину состава аудиторов счетной палаты и ее председателя назначает Государственная Дума, а вторую половину состава аудиторов и заместителя председателя Счетной палаты назначает Совет Федерации.

Для органа государственной  власти характерно то, что он создается  для осуществления задач государственной  власти, осуществления деятельности российского государства. Так, например, Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом Российской Федерации, Президент является главой государства, а Правительство осуществляет исполнительные функции. Задачи и функции органов государственной власти субъектов РФ определяются их Конституциями, уставами и другими законодательными актами.

Признаком органа государственной  власти являются его властные полномочия. Это означает, что его решения  носят общеобязательный характер, и  для их осуществления при необходимости может быть использовано государственное принуждение. Органы государственной власти издают нормативные правовые акты, которыми устанавливается порядок использования гражданами, общественными организациями и должностными лицами своих прав и выполнение обязанностей и регулирование отношения между государством и гражданином в установленной сфере государственной жизни.

Государственный орган имеет  определенные права, которые выступают  для него и в качестве обязанностей, имеет четко установленную сферу применения этих прав, пределы их территориального использования. Установлено это для того, чтобы орган государственной власти не выходил за рамки своей компетенции и не присваивал себе полномочий других органов государственной власти.

Обычно объем компетенции органа государственной власти устанавливается при его создании нормативными правовыми актами - законами, указами, положениями и т.д., которые впоследствии законным порядком могут быть изменены или дополнены. Орган государственной власти обладает самостоятельной компетенцией, чего, как правило, лишены его внутренние подразделения и в силу чего они не могут рассматриваться как самостоятельные государственные органы.

Органы государственной  власти могут состоять из выборных депутатов или назначенных в установленном законом порядке государственных служащих, осуществляющих от имени государства определенные властные полномочия. Орган государственной власти может быть представлен и в лице одного человека. Это, например, Президент РФ, президенты республик в составе Российской Федерации, Генеральный прокурор РФ, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституционных норм или на основе закона и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

 

3.2 Власть местного самоуправления

 

Новая Конституция России определила местное самоуправление как одну из самостоятельных форм осуществления власти народом, признавая  и защищая экономическую основу самоуправления - муниципальную собственность  равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

Конституционное право граждан  России на осуществление местного самоуправления обеспечивается самостоятельностью населения  в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых  населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закрепленным в Европейской Хартии местного самоуправления (принята Советом Европы 15 октября 1985 г.). Европейская Хартия определяет местное самоуправление как право и действительную способность местных сообществ "контролировать и управлять в рамках закона под свою ответственность и на благо населения значительной частью общественных дел".

Конституцией России право  населения, местных сообществ на самоуправление не только признается, но и декларируется его гарантия всеми государственными органами: как федеральными органами власти, так и органами государственной власти субъектов Федерации. Это гарантии экономические, юридические, организационные.

Реализация полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием муниципальной, в том числе земельной, собственности. Юридические гарантии включают установление федеральными законами, законами субъектов Федерации статуса местного самоуправления, обеспечения обязательности решений органов местного самоуправления.

Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном  уровне муниципальных служащих различных  рангов, информационное обеспечение  местного самоуправления.

Одно из ключевых понятий, раскрывающих сущность местного самоуправления – самостоятельность. Органы местного самоуправления, в соответствии с Конституцией, наделяются собственной компетенцией, свободой в осуществлении этой компетенции и несут за это ответственность. Самостоятельность местного самоуправления подчеркивается тем, что Конституция не включает органы местного самоуправления в систему органов государственной власти. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства, как это порой утверждается противниками местного самоуправления. С точки зрения сохранения единства власти и государственности такая трактовка, безусловно, поверхностна и неправомерна. Речь в Конституции идет о самостоятельности в пределах полномочий. Полномочия же предоставляются законом, принимаемым органом государственной власти. Таким образом, для сохранения единства власти нет никакой необходимости лишать местное самоуправление самостоятельности.

Помимо этого в государстве  существуют такие институты, как государственный контроль за реализацией переданных государственных полномочий, предусмотренный частью 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации5, прокурорский надзор за законностью в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, и, наконец, судебная власть. И что особо важно, пределы самостоятельности местного самоуправления определяются наличием и объемом его финансово-экономической базы, определяемой и регулируемой правовыми актами органов государственной власти.

Более того, в целях укрепления и сохранения территориальной целостности России как федерации возникает объективная необходимость выведения органов самоуправления из-под диктата органов государственной власти. Города, сельские населенные пункты, нынешние районы не являются экономически замкнутыми, а на оборот они самодостаточные образованиями и стремятся к "расширению" связей, укрепляющих "государственность". Поэтому федеральная власть, предоставляя и гарантируя в соответствии с Конституцией определенную самостоятельность местному самоуправлению, создает опору федеративному государству в решении вопросов, представляющих общенациональные и региональные интересы, и способствует консолидации всех структур власти.

Самостоятельность местного самоуправления, гарантированной Конституцией Российской Федерации. Это достигается через: право на самостоятельность населения в формировании органов местного самоуправления для решения своих повседневных проблем (вопросов местного значения) и самостоятельность этих органов от государственной структуры управления (системы органов государственной власти), реализующей, как правило, интересы государства "вообще" - то есть ориентирование органов местного самоуправления, прежде всего на интересы населения, их избравшего; способность органов местного самоуправления решать проблемы избравшего их населения (законодательное наделение необходимой для этого неотъемлемой компетенцией и соответствующими правовыми гарантиями); возможность населения и его органов местного самоуправления реально решать свои проблемы, - то есть наличие у местного самоуправления финансово-экономической базы и права самостоятельно ею распоряжаться.

Федеральный закон "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"6 - это не только и не столько закон о самостоятельности местной власти (хотя это, безусловно, важнейшее условие), это закон о реальных механизмах осуществления народовластия в России. Он устанавливает порядок реализации прав граждан на местное самоуправление, предоставляет населению широкую свободу в выборе форм его осуществления, определения структуры органов местного самоуправления. В законе четко разграничены полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти и установлены обязательные прямые выборы населением органов местного самоуправления.

Из текста закона следуют  три направления реализации его  положений: создание законодательной  и нормативной базы местного самоуправления; создание организационных структур местного самоуправления; проведение разграничения полномочий, финансов и собственности (включая землю) между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Но прописать все в  деталях Федеральный закон не может, да и не должен, так как  Конституция Российской Федерации  предусматривает, что установление общих принципов организации местного самоуправления, развивающих конституционные положения о местном самоуправлении, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Ряд наиболее крупных вопросов должны быть разрешены в федеральном законодательстве - это, прежде всего вопросы, которые трудно решаются на уровне области, республики: собственность, земля, финансы, урегулирование конфликтов между местным самоуправлением и органами государственной власти субъекта Российской Федерации (первый шаг в этом направлении сделан законодателем в новом Гражданском Кодексе, где впервые субъектом гражданских отношений наряду с Российской Федерацией и субъектами Федерации выступают и муниципальные образования).

Информация о работе Конституционно-правовые формы реализации власти народа в Российской Федерации