Конституционно-правовые формы реализации власти народа в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации высшей непосредственной власти народа Российской Федерации при осуществлении им государственной и муниципальной власти.
Предмет исследования составляют нормы конституционного права, закрепляющие систему непосредственного народовластия в России при осуществлении публичной власти, и их гарантии.
Целью данной работы является выявление специфики народовластия в Российской Федерации, изучение форм народовластия и конституционных гарантий осуществления народовластия в Российской Федерации.

Содержание работы

1. Понятие и сущность власти народа в Российской Федерации.
2. Формы власти народа в РФ
2.1. Государственная власть
2.2. Власть местного самоуправления
3. Разделение и виды властей.
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

Основная же масса организационных  вопросов должна определяться законодательством субъектов Российской Федерации и уставами самих муниципальных образований, так как при осуществлении местного самоуправления особенно велика роль местных условий и традиций. В организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации не должно быть единообразия. Задача законодателя заключается в том, чтобы при необходимом многообразии и учете местных традиций в законодательстве субъектов Российской Федерации не допустить прямого или косвенного ограничения прав населения на самостоятельное осуществление местного самоуправления, закрепленное в Конституции Российской Федерации.

3. Конституционные  гарантии прямого народовластия  в РФ

 

Процесс осуществления власти Российского народа необходимо требует  гарантии его обеспечения. В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.

К социально-политическим гарантиям  прямого народовластия в Российском государстве относится общественно-политический строй и роль Президента РФ (о чем говорит ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) в реализации власти народа. Все дело в том, что социально-политические гарантии власти народа сами по себе не могут в должной мере обеспечить эффективное осуществление народовластия и требуют специальных гарантий. Последние выступают как дополняющие объективные гарантии, они расширяют рамки действия объективных гарантий. Природа, характер, социальная сущность специальных гарантий определяется объективными гарантиями, но специальные гарантии в свою очередь действуют более непосредственно.

Под специальными гарантиями народовластия понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление  прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует  фактическое осуществление этой власти.

Правовым средством выступают, прежде всего, правовые нормы, закрепляющие фактические институты народовластия. Когда говорится о гарантиях  власти народа, то здесь необходимо иметь в виду то положение, что  само непосредственное народовластие  есть гарантия представительного народовластия. Но, выступая по отношению представительных органов народовластия конституционно-правовой гарантией, прямое народовластие само нуждается в правовых гарантиях.

По Конституции  РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:

собираться мирно, без  оружия, проводить собрания, митинги, шествия;

 участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

 избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

 обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

 получать информацию, если она не является государственной тайной;

 объединяться, создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В Федеральном законе «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные федеральные государственные органы и государственные органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также в органы местного самоуправления.

Эти гарантии закон определяет как: «правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»

Конституцией права лишь декларируются.

На сегодняшний день существует лишь конституционный контроль и  конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем  говорится в Конституции РФ и  Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

Конституционный надзор представляет собой самостоятельную форму правовой охраны Конституции. Как правило, конституционный надзор носит предварительный, консультативный характер.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что система правовой охраны Основного  Закона имеет важное значение в обеспечении стабильного развития общества, цивилизованным урегулировании возникающих конфликтов, защите основных прав и свобод граждан. В конечном счете, речь идет не просто о защите правовых норм, а об охране конституционного строя России.

 

Заключение

Все рассмотренные  главные организационно-правовые формы  осуществления народовластия взаимосвязаны, должны служить реализации суверенитета народа - единого и единственного  конституционного источника власти в стране. Выше были лишь схематично показаны конституционные формы народовластия, его юридический каркас.

Реальное же осуществление  власти народа, управление обществом  носит сложный, многоаспектный характер. Народовластие (демократия -синоним)- власть народа, но народ никогда не осуществляет власть, её осуществляют чиновники: государственные деятели, политические лидеры, партии, другие общественные объединения. Они завоевывают поддержку избирателей, оказываю влияние на формирование, выражение через демократические институты воли народа, мнения социальных слоев и групп, на определение и проведение политики государства. Процессы реализации власти протекают в рамках политической системы, охватывающей разные организационные формы народовластия.

Выделяют две формы  народовластия:

Представительная демократия - осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население проживающее на той или иной территории. Выборное представительство - важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образуют избираемые народом: государственные органы, органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия - форма прямого волеизъявления народа или каких - либо групп населения.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (в редакции Законов РФ о поправке к конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 №1-ФКЗ, от 14.10.2005 №6-ФКЗ, от 12.07.2006 №2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.о7.2007 № 5-ФКЗ, с учётом Указов Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841). Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г.
  2. Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г. ( в редакции Федерального конституционного закона РФ от 30.12.2006 № 7-ФКЗ). Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №4264 от 10 января 2007 г.
  3. Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. (в редакции Федеральных законов РФ от 28.12.2004 № 186-ФЗ, от 18.04.2005 № 34-Ф3, от 29.06.2005 № 69-ФЗ, от 15.02.2006 № 24-ФЗ, от 18.07.2006 № 120-ФЗ, от 1.12.2006 № 198-ФЗ, от 21.07.2007 № 187-ФЗ, от 10.07.2008 № 77-ФЗ, от 25.11.2008 № 222-ФЗ, от 7.05.2009 № 90-ФЗ). Опубликовано в "РГ" - Федеральный выпуск №4908 от 13 мая 2009 г.
  4. Авакъян С. А. Конституционное право России: учебник для вузов / С. А. Авакъян. – М.: Юристъ, 2010. – 778 с.
  5. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов / М. В. Баглай. – М.: Издательство Норма, 2004. – 802 с.
  6. Материалы лекций по предмету «Конституционное право Российской федерации»

1 см. Конституцию РФ от 12.12.1993 г..

2  см. Федеральный конституционный закон Российской Федерации № 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г.

3  см. Конституцию РФ от 12.12.1993 г.

4  см. Конституцию РФ от 12.12.1993 г.

5  см. Конституцию РФ от 12.12.1993 г.

6  см. Федеральный закон Российской Федерации № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.


Информация о работе Конституционно-правовые формы реализации власти народа в Российской Федерации