Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 09:52, контрольная работа
Источники административного права. Вопросы его кодификации.
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.
Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность регулируемых отношений деятельности органов исполнительной власти, государственного управления требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ЭКЗАМЕННАЦИОННАЯ РАБОТА
Дисциплина: __ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО______
Административное право.
Экзаменационный билет № 2
Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты.
Нормы административного права содержатся в различных по значению и характеру нормативно-правовых актах. Сложность регулируемых отношений деятельности органов исполнительной власти, государственного управления требует разработки и принятия многих законов и подзаконных нормативных актов. Административно-правовые нормы могут содержаться в нормативных актах других отраслей права. Например, многие законы и подзаконные нормативные акты содержат одновременно нормы конституционного права, гражданского, финансового, трудового, таможенного, административного и других отраслей права.
Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:
1. Конституция Российской Федерации, многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы: закрепляющие основные права, свободы и обязанности граждан, реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. ст. 22, 24 - 25, 27, 30 - 35); определяющие основы формирования и деятельности органов исполнительной власти (ст. ст. 77, 110 - 117); разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. ст. 71 - 73).
Вместе с
тем источниками
2. Законодательные акты Российской Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют законы Российской Федерации, поскольку они содержат административно-правовые нормы, действие которых распространяется и на ее субъекты. Особое значение имеет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, завершивший формирование законодательства об административных правонарушениях, принятый 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ и введенный в действие Федеральным законом 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ.
Кроме того, в качестве примера можно назвать Федеральные законы: от 27.05. 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В настоящее время законодательная форма источников административного права значительно расширена. Соответственно административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.
3. Нормативные указы Президента Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые его указами положения.
Принципиальное значение имеют Указы Президента РФ: от 09.04.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти; от 13.05.2000 № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»; от 01.09.2000 № 1602 «О Государственном совете Российской Федерации» и др. Следует указать также на утверждаемые им положения о федеральных органах исполнительной власти (например, о Министерстве юстиции Российской Федерации и др.).
Источниками административного
права являются и указы высших
должностных лиц субъектов Росс
4. К числу источников административного права относятся также нормативные постановления Правительства Российской Федерации (ст. 115 Конституции Российской Федерации). Примером может служить Постановление Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 № 410 «О порядке взаимодействия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов». Правительство Российской Федерации утверждает различного рода положения (например, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе от 31.12.1999 № 1441 и т.д.).
Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации.
5. В межотраслевом
и отраслевом масштабе в
6. Источниками административного права являются также нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ).
7. Административно-правовые нормы могут найти свое выражение в межгосударственных соглашениях, которые в таких случаях следует рассматривать в качестве источников административного права, так как в соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Международными актами регулируются, например, некоторые вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля, дорожного движения.
8. Наконец, источниками
административного права
Приведенная многообразная
система источников административного
права остро ставит проблему систематизации
и кодификации административно-
Система источников норм административного права кодифицирована частично, что создает проблемы своевременного и качественного их применения в рамках законности и эффективности регулирования управленческих отношений в сфере исполнительной деятельности, государственного управления.
Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению с многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция Российской Федерации создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречивых.
Единого административного кодекса нет и его невозможно создать. Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное количество норм, которого требует правовое регулирование управления. Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию правотворчества, лишение органов исполнительной власти в центре и на местах возможности регулирования общественных отношений.
По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется в виду Кодекс РФ об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно представить возможность общей административно-правовой кодификации. В силу этого на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с интересами проводимой социально-экономической и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции. Разумеется, при этом требуется существенное обновление соответствующего административно-правового нормативного материала, а также устранение довольно частых пробелов в административно-правовом регулировании управленческих общественных отношений, инкорпорация административного права (объединение и расположение в систематизированном порядке норм по его важнейшим институтам) и т.п.
Систему административно-правовых актов необходимо совершенствовать. Основными направлениями этой работы в настоящее время являются:
1) повышение качества и
2) усиление роли законов в
регулировании организации и
функционирования
3) устранение пробелов в админист
Административное задержание регламентируется главой 27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Административное задержание представляет собой кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях (если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении).
Административное задержание
применяется с целью пресечения
административного
Административное задержание
может иметь место только при
наличии достаточных данных, указывающих
на событие административного
Административное задержание также не допускается:
а) при наличии возможности на месте совершения правонарушения установить личность нарушителя и обстоятельства происшествия, составить протокол об административном правонарушении;
б) при наличии основания для назначения административного наказания в виде предупреждения или штрафа на месте совершения административного правонарушения.
Административному задержанию
не подлежат совершившие правонарушение
иностранные граждане, пользующиеся
дипломатической
Как правило, не подвергаются административному задержанию военнослужащие. Однако при отсутствии военных патрулей военнослужащие могут быть задержаны для немедленной передачи их и материалов о правонарушениях военным комендантам, командирам воинских частей или военным комиссарам.
В силу своего правового статуса не подлежат административному задержанию: члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы; депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, неприкосновенность которых, однако, не распространяется на действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий; без согласия прокурора субъекта Российской Федерации - депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования и некоторые другие категории граждан Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Информация о работе Контрольная работа по "Административное право"