Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 07:26, контрольная работа

Описание работы

Изложенные исходные позиции позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения принято называть управленческими.

Содержание работы

Введение
Понятие и виды административно-правовых норм
Заключение
Список использованных источников
Задание 1 - 5

Файлы: 1 файл

Контрольная по административному праву.docx

— 40.35 Кб (Скачать файл)

Введение

Сущность и социальное назначение административного права, специфика административно-правового  регулирования общественных отношений  раскрываются при анализе правовых норм, составляющих содержание данной правовой отрасли, и позволяют определить ее место в правовой системе Российской Федерации.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило  поведения, соблюдение которого гарантируется  различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также  применением в отношении тех, кто его не соблюдает, мер юридического принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность). Подобные качества в полной мере присущи  административно-правовым нормам. Нормы  этой отрасли права несут на себе отпечаток общественных отношений, составляющих ее предмет. Соответственно проявляются определенные особенности, характерные для административно-правовых норм.

Изложенные исходные позиции  позволяют определить административно-правовую норму в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью  которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма  исполнительной власти или (в широком  смысле) государственного управления. Указанные общественные отношения  принято называть управленческими.

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды административно-правовых норм

В юридической литературе имеются различные подходы к  определению понятия административно-правовых норм. Профессор Е.В. Додин считает, что "нормы административного  права есть установленные компетентными  органами, строго определенные, обеспеченные мерами государственного принуждения правила поведения участников государственного управления".

Профессор М.И. Еропкин считает, что "административно-правовая норма - это правило поведения, установленное  или санкционированное государством в лице его компетентных органов  для регулирования общественных отношений в сфере государственного управления".

Профессор А.П. Коренев административно-правовую норму рассматривает как установленное  государством правило поведения  в целях регулирования конкретных общественных отношений в сфере  государственного управления.

Профессор Ю.Н. Старилов считает, что административно-правовые нормы "предусматривают установленные государством, его органами представительной либо исполнительной власти, местной администрацией правила должного или возможного поведения субъектов административного права, соблюдение которых обеспечивается специальными мерами государственного воздействия".1

Общим в различных трактовках является то, что административно-правовая норма учеными понимается как  установленное государством или  лицами, уполномоченными от его имени, правило поведения в целях  регулирования общественных отношений  в сфере государственного управления.

Выделяют следующие две  особенности, присущие административно-правовым нормам: предмет их регулирования  и специфика регулируемых общественных отношений складываются в сфере государственного управления; они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом это относится к органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления).2

Виды административно-правовых норм. Следует отметить, что действие норм административного права в  силу их комплексного характера позволяет  оказывать регулирующее воздействие  на различные отраслевые правоотношения. Основным критерием классификации  административно-правовых норм (как  и других норм права) является их юридическое  содержание. В соответствии с этим нормы могут быть подразделены на:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме;

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме;

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие  возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность  участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или  воздержаться от них.

В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:

а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти (местного самоуправления), формы  и методы их деятельности, организацию  работы;

б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус государственных служащих;

в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение предприятий и некоммерческих организаций;

г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По своей служебной  роли нормы административного права  подразделяются на материальные и процессуальные. Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений. Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).3

По действию во времени  административно-правовые нормы делятся  на срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие  заранее установленного срока действия. Бессрочных абсолютное большинство, и они действуют до их отмены. Некоторые авторы выделяют временные административно-правовые нормы.

По кругу лиц, на которых  распространяется их действие, административно-правовые нормы делятся на: общие, которые  относятся ко всем лицам на данной территории; специальные, которые действуют  лишь в отношении конкретных субъектов (военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных  за соблюдение правил пожарной безопасности, и других).

По пределу действия в  пространстве (классификация проф. А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:

а) общероссийские (федеральные);

б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;

в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной  единицы (например, при объявлении режима чрезвычайной ситуации или особого  правового режима чрезвычайного  положения);

г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.);

д) локальные.

К этой классификации дополнительно  следует добавить: действующие в  пределах федеральных округов (всего  их семь).

По объему регулирования (классификация проф. Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с таким критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма (как и нормы права других отраслей) может состоять из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии  которых необходимо руководствоваться  данной нормой, исполнять или применять  ее. Фактически указанные в ней  условия являются основанием возникновения, изменения или прекращения административных правоотношений.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть: абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие  которых дает основание руководствоваться  данной нормой; относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться  данной нормой.

Диспозиция - часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме - то, что запрещено); это своего рода это содержание административно-правовой нормы.4

Санкция - это часть административно-правовой нормы, предусматривающей меру государственного воздействия принудительного характера  к лицам, нарушающим установленные  в диспозиции правила должного поведения. Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:

1. Меры дисциплинарной  ответственности, к которым относятся:  замечание, выговор, строгий выговор,  предупреждение о неполном служебном  соответствии, понижение в должности  и др.

2. Меры финансового воздействия  (различные финансовые (в т.ч. кредитные) и налоговые санкции - прекращение кредитования (полностью или частично)).

3. Меры административного  наказания. Согласно ст. 3.2 КоАП  РФ к ним относятся:

предупреждение (ст. 3.4 КоАП); административный штраф (ст. 3.5 КоАП); возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (ст. 3.6 КоАП); конфискация орудия совершения или предмета административного  правонарушения (ст. 3.7 КоАП); лишение  специального права (ст. 3.8 КоАП); административный арест (ст. 3.9 КоАП); административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без  гражданства (ст. 3.10 КоАП); дисквалификация (ст. 3.11 КоАП); административное приостановление деятельности (статья 3.12 КоАП).5

Санкциям норм административного  права присущ и такой элемент, как поощрение за добросовестное выполнение функциональных или общественных обязанностей. Нередко структурные  элементы административно-правовой нормы  находятся в различных статьях  или частях акта управления. Например, гипотеза и диспозиция содержатся в  одном правовом акте, в то время  как санкция предусматривается  в другом. Такие нормы в теории права получили название "отсылочные" или "бланкетные".

Реализация норм административного  права представляет собой процесс  практического претворения в  жизнь содержащихся в них правил поведения в интересах регулирования  общественных отношений в сфере  государственного управления. Она осуществляется в следующих формах.

Соблюдение характеризуется  добровольным подчинением требованиям  административно-правовых норм. Сущность данной формы состоит в воздержании  субъекта от совершения действий, запрещенных  нормами.6

Исполнение заключается  в активных правомерных действиях  по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах.

Использование состоит в  добровольном совершении правомерных  действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере государственного управления.

Применение состоит в  разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов. Основными требованиями правильного применения норм административного  права являются: законность; обоснованность; целесообразность; научная организация  правоприменительной деятельности.

 

Заключение

Итак, в заключение можно  сделать ряд выводов.

Основание административного  права - это административно-правовая норма. По своему юридическому значению норма права - это установленное  правило поведения, соблюдение которого гарантируется различными способами.

Административно-правовые нормы  обеспечивают упорядоченность организации  и функционирования всей системы  исполнительной власти, устанавливают  вариант должного поведения, имеют  свои средства защиты, регулируют общественные отношения.

Особенностями административно-правовых норм является то, что создание их опосредовано деятельностью по установлению норм. Административно-правовые нормы, создаваемые  органами исполнительной власти, помогают закона прямо действовать, т.е. для  действенности закона его нормы  должны быть опосредованы нормами административного  права, но есть требования к административным нормам, которые должны соблюдаться: во-первых, нормы должны издаваться уполномоченными на то органами; во-вторых, они должны основываться на законодательстве.

В современном российском праве существует множество видов  административных норм с различными основаниями классификации, например, по целевому назначению нормы делятся  на регулятивные и охранительные, с  учетом федеративного устройства нормы  общефедеральные и субъектов  РФ и т.д. Каждый вид несет свою цель и значение, в соответствии с которым они применяются  на практике. Реализация административно-правовых норм - это использование их. Основными  способами реализации являются применение и исполнение, иногда выделяют соблюдение и использование, но они являются составной частью применения.

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1). КоАП РФ. Российская газета, N 256, 31.12.2001.

Литература

1). Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право: Учебник. М.: Юстицинформ, 2007.

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"