Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:45, контрольная работа

Описание работы

Что понимается под административной опекой, каково ее содержание? Чем она отличается от гражданско–правовой опеки? Каковы субъекты административной опеки?

Файлы: 1 файл

Админ право.docx

— 45.15 Кб (Скачать файл)

 

 

Задание № 2

 

Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и  «метод административно-правового  регулирования»?

 

Ответ:

 

Предмет правового регулирования  — главный, но не единственный критерий разграничения системы права  Российской Федерации на отрасли  права. Они различаются также  по методу правового регулирования, по источникам правовых норм, субъектам  отрасли права (субъектам правоотношений) и другим признакам.

 

Приступая к характеристике административно-правового  метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических  положений. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком  общественного бытия, его атрибутом. Любой коллектив, любая социальная организация — это управляемая  группа людей. Управленческие отношения  всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и  семейные, экономические связи появились  намного раньше, чем юридические  нормы. Последние не создают властеотношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.

 

Администрирование (управление) предполагает доминирование, преобладание одной  воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, оно неразрывно связано с властью. В системе  управленческих связей субъекты не равны  и к тому же они выполняют разные социальные роли. Этого неравенства  право не может и не стремится  устранить. Воспринимая его как  объективную необходимость, законодатель, регламентируя организацию и  функционирование исполнительной (административной) власти, юридически оформляет такое  неравенство, асимметрию прав и обязанностей субъектов. Этим объясняются особенности  административно-правового метода регулирования.

 

Главные признаки метода правового  регулирования следующие: каково устанавливаемое  правовой нормой юридическое положение  сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и, наконец, как они защищаются.

 

Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может  быть обеспечена двумя путями: 1) путем  использования власти, преобладания одной воли; 2) путем согласования, договора. Конечно, возможно сочетание команды и договора, но это лишь использование различных методов регулирования поведения людей. Поэтому наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования -- административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.

 

Совместная деятельность предполагает сотрудничество. Разные отрасли регулятивного  права призваны обеспечить сотрудничество фактически не равных людей, организаций. При этом гражданское право закрепляет принцип правового равенства  фактически не равных субъектов.

 

Административное право — юридическая  форма, модель формирования и функционирования государственной администрации. Оно  закрепляет юридическое неравенство  субъектов властеотношений. Это часто связано с подчинением одной стороны другой, которое может быть линейным (связи типа «начальник — подчиненный») или функциональным (связи типа «инспектор — контролируемый»). Юридическое неравенство сторон обусловлено и разными ролями, задачами субъектов. Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне административной иерархии, не одинаковые права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. И не равны полномочия инспекторов, саннадзора, рыбоохраны и др. К тому же их правовое положение в разных ситуациях может изменяться. Например, преподаватель (он же водитель) и студент (он же инспектор таможни).

 

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое  равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские  правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. В п. 3 ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или  ином властном подчинении одной стороны  другой, в том числе к налоговым  и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено  законодательством».

 

Конечно, административные правоотношения могут возникнуть из договора, а  гражданские — из недоговорных отношений, но административно-правовые отношения  чаще всего возникают в связи  с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной  стороны и влекущими юридические  последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

 

Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с  кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности: «Здесь государственная  власть принципиально воздерживается от непосредственного властного  регулирования отношений. Здесь  она не ставит себя мысленно в положение  единственного определяющего центра, а, наоборот, предоставляет такое  регулирование множеству маленьких  центров. Эти маленькие центры предполагаются носителями собственной инициативы, и именно им предоставлено регулирование  взаимных отношений между собой»[1]. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами  четко определяется, когда и между  какими субъектами должны возникать  правоотношения, каковы будут права  и обязанности сторон. Так, отношения  граждан, связанные с призывом на воинскую службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают  при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти. И при этом права и обязанности  сторон четко закреплены юридической  нормой. Точно так же в определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

 

При административно-правовом регулировании  законодатель, руководящий орган  исполнительной власти берет на себя роль определяющего центра. Во-первых, нельзя допускать, чтобы субъект  административной власти по договору с невластной стороной определял  взаимные права и обязанности. Во-вторых, власть должна действовать единообразно в отношении разных субъектов. В-третьих, граждане должны быть равны перед  носителями власти.

 

В условиях возникновения споров между  участниками равноправных, гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помощью к третьей, незаинтересованной стороне — суду. Санкции, которые  применяются к виновной стороне, чаще всего являются правовосстановительными (взыскание убытков и т. д.) и используются в интересах пострадавшего. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но в основном права участников таких отношений обеспечиваются, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом власти, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.

 

Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях вправе применять самые разнообразные меры воздействия на других участников правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.

 

Естественным продолжением названного неравенства сторон является то, что  у невластной стороны имеются  скудные возможности для защиты своих прав своими действиями, для  самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане, учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб  в компетентные государственные  органы. Административно-правовое регулирование  предполагает, что субъекты власти, как правило, в одностороннем  порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения.

 

Еще раз отметим, что особенности  предмета обуславливают специфику  метода регулирования. Административное право закрепляет юридическое неравенство  субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

 

Участники управленческих отношениях выступают как субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. И властвующий уже не вправе делать то, «что левая нога захочет», выдавая свой каприз, административную импровизацию за государственную мудрость, а подвластному не нужно упрашивать «дать слово молвить». Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, процедуры решения дел и разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии. «Одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость. Должностное лицо может быть наделено большими правами нежели гражданин, но перед законом они становятся принципиально равными».[2]

 

Благотворное влияние правового  опосредования властеотношений состоит также и в том, что право внедряет в административную деятельность не свойственные ей в прошлом способы воздействия: договоры, рекомендации, конкурсы. Конечно, главным методом, который используется при правовом регулировании административной деятельности, был и остается административно-правовой. Но наряду с этим право в условиях демократии использует при регулировании административно-правовых отношений и средства, близкие к гражданско-правовому методу. Так, оно обязывает органы государственной власти заключать административные договоры, проводить конкурсы.

 

Задание № 3

 

Составьте схему «Административно-правовой статус органа исполнительной власти (элементы)».

 

Ответ:

 

 

Президент РФ

Министерство юстиций РФ (Минюст РФ)

 

Функций

 

Компетенция

 

Организационная

структура

Финансирование  

 


выработка и реализация государственной  политики и нормативно-правовое регулирование  в сфере исполнения уголовных  наказаний, адвокатуры, нотариата

основные задачи

министр

Бюджет РФ

обеспечение установленного порядка  деятельности судов и исполнение судебных актов и актов других органов

разработка общей стратегий государственной  политики в установленной сфере  деятельности

7 заместителей министра

организация, формирования, ликвидация

регистрация права на недвижимое имущество  и сделок с ним

нормативно-правовое регулирование  в установленной сфере деятельности

Центральный аппарат

Президент РФ

обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и  гражданина

аппарат Уполномоченного РФ при Европейском  суде  по правам

Правительство РФ

Регистрация актов гражданского состояния

нормативно-правовое регулирование  в установленной сфере деятельности

территориальные органы Минюста РФ

Регистрация некоммерческих организаций

обеспечение деятельности Уполномоченного  РФ при Европейском суде по правам человека заместителя Минюста

Подведомственные службы и их территориальные  органы

 

федеральные законы

Ответственность

акты Президента РФ

акты Правительства РФ

международные договоры РФ

Положение о министерстве

юстиций РФ

Министр несет персональную ответственность  за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной  политики в установленной сфере


           

 

 

Полномочия  и права Минюста РФ


 

вносить Президенту РФ проекты федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, актов Президента РФ и Правительства  РФ, другие документы, по которым требуется  решение Президента РФ или Правительства  РФ, по вопросам, относящимся к компетенций Минюста России и подведомственных ему федеральных служб

подготавливает ежегодные доклады  Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдений законности федеральными органами исполнительной власти при принятий ими нормативных правовых актов, о состояний работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных лиц

на оснований и во исполнение Конституций РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности

вносит в соответствии с законодательством  РФ предложения о заключении международных  договоров РФ, ведет их реестр

участвует в организаций работы по систематизаций законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ

представляет предложения о заключении и выполнении международных договоров  РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным, уголовным и иным делам

проводит юридическую экспертизу, проектов законодательных и иных нормативных правовых актов

принимает в пределах своей компетенции  решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан  и лиц без гражданства

осуществляет организационное и  методическое руководство деятельностью  судебно-экспертных учреждений Минюста  России

организует и проводит проверки деятельности территориальных органов и федеральных  государственных учреждений Минюста  России

определяет состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения

осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб

утверждает форму свидетельства  о государственной регистрации  некоммерческой организации

обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб  и федерального агентства, принимает  меры, направленные на ее совершенствование

определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ

организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан  о принятии решений в установленный  законодательством РФ срок

утверждает формы реестров регистрации  нотариальных действий

ведет государственный реестр муниципальных  образований РФ, регистрацию их уставов

осуществляет государственную регистрацию  нормативных правовых актов 

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"