Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 20:45, контрольная работа
Что понимается под административной опекой, каково ее содержание? Чем она отличается от гражданско–правовой опеки? Каковы субъекты административной опеки?
Задание № 2
Как соотносятся понятия «метод государственного управления» и «метод административно-правового регулирования»?
Ответ:
Предмет правового регулирования — главный, но не единственный критерий разграничения системы права Российской Федерации на отрасли права. Они различаются также по методу правового регулирования, по источникам правовых норм, субъектам отрасли права (субъектам правоотношений) и другим признакам.
Приступая к характеристике административно-правового метода регламентации общественных отношений, необходимо предварительно привести ряд важных теоретических положений. Совместная деятельность предполагает управление, последнее объективно необходимо и является неотъемлемым признаком общественного бытия, его атрибутом. Любой коллектив, любая социальная организация — это управляемая группа людей. Управленческие отношения всегда были и будут, пока существует человеческое общество. Они, как и семейные, экономические связи появились намного раньше, чем юридические нормы. Последние не создают властеотношений, а используются для того, чтобы их формализовать, упорядочить, развить, охранять.
Администрирование (управление) предполагает
доминирование, преобладание одной
воли над другой, а часто и подчинение
одного лица другому, оно неразрывно
связано с властью. В системе
управленческих связей субъекты не равны
и к тому же они выполняют разные
социальные роли. Этого неравенства
право не может и не стремится
устранить. Воспринимая его как
объективную необходимость, законодатель,
регламентируя организацию и
функционирование исполнительной (административной)
власти, юридически оформляет такое
неравенство, асимметрию прав и обязанностей
субъектов. Этим объясняются особенности
административно-правового
Главные признаки метода правового регулирования следующие: каково устанавливаемое правовой нормой юридическое положение сторон; с какими юридическими фактами связывается возникновение, изменение, прекращение правоотношений; как определяются права и обязанности субъектов правоотношений и, наконец, как они защищаются.
Можно утверждать, что совместная деятельность разных субъектов может быть обеспечена двумя путями: 1) путем использования власти, преобладания одной воли; 2) путем согласования, договора. Конечно, возможно сочетание команды и договора, но это лишь использование различных методов регулирования поведения людей. Поэтому наибольшей спецификой, качественной определенностью обладают два существенно различных метода регулирования -- административно-правовой и гражданско-правовой. Их сравнение позволяет лучше выяснить особенности каждого.
Совместная деятельность предполагает сотрудничество. Разные отрасли регулятивного права призваны обеспечить сотрудничество фактически не равных людей, организаций. При этом гражданское право закрепляет принцип правового равенства фактически не равных субъектов.
Административное право —
Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. В п. 3 ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и иным финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».
Конечно, административные правоотношения
могут возникнуть из договора, а
гражданские — из недоговорных отношений,
но административно-правовые отношения
чаще всего возникают в связи
с событиями, односторонними волеизъявлениями.
Действиями, совершаемыми по воле одной
стороны и влекущими
Субъекты гражданского права во
многих случаях сами выбирают, с
кем и когда вступать в отношения,
заключая договоры, определяют взаимные
права и обязанности: «Здесь государственная
власть принципиально воздерживается
от непосредственного властного
регулирования отношений. Здесь
она не ставит себя мысленно в положение
единственного определяющего
При административно-правовом регулировании законодатель, руководящий орган исполнительной власти берет на себя роль определяющего центра. Во-первых, нельзя допускать, чтобы субъект административной власти по договору с невластной стороной определял взаимные права и обязанности. Во-вторых, власть должна действовать единообразно в отношении разных субъектов. В-третьих, граждане должны быть равны перед носителями власти.
В условиях возникновения споров между участниками равноправных, гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помощью к третьей, незаинтересованной стороне — суду. Санкции, которые применяются к виновной стороне, чаще всего являются правовосстановительными (взыскание убытков и т. д.) и используются в интересах пострадавшего. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но в основном права участников таких отношений обеспечиваются, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом власти, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.
Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать. Более того, субъекты исполнительной власти во многих случаях вправе применять самые разнообразные меры воздействия на других участников правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения.
Естественным продолжением названного неравенства сторон является то, что у невластной стороны имеются скудные возможности для защиты своих прав своими действиями, для самозащиты. С неправильными действиями субъектов власти граждане, учреждения и предприятия могут бороться чаще всего только путем подачи жалоб в компетентные государственные органы. Административно-правовое регулирование предполагает, что субъекты власти, как правило, в одностороннем порядке решают, а невластные субъекты вправе обжаловать такие решения.
Еще раз отметим, что особенности
предмета обуславливают специфику
метода регулирования. Административное
право закрепляет юридическое неравенство
субъектов, право носителей
Участники управленческих отношениях выступают как субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. И властвующий уже не вправе делать то, «что левая нога захочет», выдавая свой каприз, административную импровизацию за государственную мудрость, а подвластному не нужно упрашивать «дать слово молвить». Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, процедуры решения дел и разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает властеотношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии. «Одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость. Должностное лицо может быть наделено большими правами нежели гражданин, но перед законом они становятся принципиально равными».[2]
Благотворное влияние
Задание № 3
Составьте схему «Административно-
Ответ:
Президент РФ
Министерство юстиций РФ (Минюст РФ)
Функций
|
Компетенция
|
Организационная структура |
Финансирование
|
выработка и реализация государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры, нотариата |
основные задачи |
министр |
Бюджет РФ | ||
обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнение судебных актов и актов других органов |
разработка общей стратегий |
7 заместителей министра |
организация, формирования, ликвидация | ||
регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним |
нормативно-правовое регулирование
в установленной сфере |
Центральный аппарат |
Президент РФ | ||
обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина |
аппарат Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам |
Правительство РФ | |||
Регистрация актов гражданского состояния |
нормативно-правовое регулирование
в установленной сфере деятельн |
территориальные органы Минюста РФ | |||
Регистрация некоммерческих организаций |
обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека заместителя Минюста |
Подведомственные службы и их территориальные органы | |||
федеральные законы |
Ответственность | ||||
акты Президента РФ акты Правительства РФ международные договоры РФ Положение о министерстве юстиций РФ |
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Минюст России задач и реализацию государственной политики в установленной сфере |
Полномочия и права Минюста РФ
вносить Президенту РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенций Минюста России и подведомственных ему федеральных служб |
подготавливает ежегодные |
на оснований и во исполнение Конституций РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности |
вносит в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении международных договоров РФ, ведет их реестр |
участвует в организаций работы по систематизаций законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ |
представляет предложения о |
проводит юридическую |
принимает в пределах своей компетенции
решения о нежелательности |
осуществляет организационное |
организует и проводит проверки деятельности
территориальных органов и |
определяет состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения |
осуществляет контроль за соответствием решений подведомственных Минюсту России федеральных служб |
утверждает форму |
обобщает практику деятельности подведомственных Минюсту России федеральных служб и федерального агентства, принимает меры, направленные на ее совершенствование |
определяет порядок ведения |
организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение их устных и письменных обращений с уведомлением граждан о принятии решений в установленный законодательством РФ срок |
утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий | |
ведет государственный реестр муниципальных образований РФ, регистрацию их уставов | |
осуществляет государственную |
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"