Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:43, контрольная работа
Какие из перечисленных актов являются источниками административного права?
Законы РФ: О выборах народных депутатов РФ; Об образовании; О статусе судей;
Указы Президента РФ: О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства РФ; О присвоении почетных званий «Заслуженный учитель школы РФ» работникам образования Костромской области
ЗАДАНИЕ № 1
Какие из перечисленных актов являются источниками административного права?
Законы РФ: О выборах народных депутатов РФ; Об образовании; О статусе судей;
Указы Президента РФ: О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства РФ; О присвоении почетных званий «Заслуженный учитель школы РФ» работникам образования Костромской области;
Постановления Правительства РФ: О развитии производства поваренной соли в РФ; Об утверждении Устава Финансовой академии при Правительстве РФ;
Инструкция Министерства РФ «О порядке исчисления пособий по безработице»;
Приказ Министра Обороны РФ «О назначении на должность командующего войсками Уральского военного округа»;
Постановление главы администрации области «О мерах по укреплению дисциплины и общественного порядка на улицах и дорогах области».
К источникам административного права относятся те правовые нормативные акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы административного права, например, Кодекс об административных правонарушениях или Положение о конкретном министерстве. В последнем определяется компетенция данного органа по руководству отраслью.
Не относятся к источникам
административного права
Из перечисленных актов источниками административного права являются: законы РФ, указы Президента РФ, Правительства РФ, приказы Министра обороны РФ, а также постановление главы администрации области.
ЗАДАНИЕ № 2
Как соотносятся понятия «субъект административного права» и «субъект административно-правового отношения»?
Общая характеристика правоотношения
заключается в том, что оно
представляет собой обязательную форму
индивидуально-волевых
Правоотношение выражает особую общественную связь между лицами – через их права и обязанности.
Простейшая структура правоотношения выглядит так: праву покупателя соответствует обязанность продавца передать ему вещь после оплаты ее стоимости.
Административно-правовые
отношения – это
Подводя итог вышесказанному, можно дать соответствующее понятие административного правоотношения, как урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.
Данные понятия соотносятся как общее и частное. Любой субъект административного права становится субъектом конкретного административно-правового отношения, когда общественное отношение, в которое он вступает, регулируется нормами административного права. В частности, субъектами административного права являются должностные лица органов местного самоуправления, например главы поселковой администрации. Когда глава поселковой администрации рассматривает заявление гражданина. Он является субъектом административно-правового отношения по разрешению заявлений граждан.
Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которые в соответствии с действующим законодательством могут быть участниками (сторонами) регулируемых административным правом управленческих отношений, носителями соответствующих прав и обязанностей. Круг таких субъектов многообразен. Главное, что объединяет их - обладание особым юридическим качеством, а именно: административной правоспособностью.
Субъекты административного права могут быть индивидуальными и коллективными.
Субъекты административного права становятся субъектами административно-правовых отношений тогда, когда они обладают практической способностью реализовать свою административную правоспособность в рамках конкретных административно-правовых отношений. Но для этого требуется, чтобы они были наделены административной дееспособностью. Налицо соотношение административно-правового статуса того или иного субъекта административного права (правоспособность) с процессом его практической реализации в условиях управленческой действительности (дееспособность). Дееспособность также является важнейшим элементом административно-правового статуса наряду с правоспособностью.
На практике далеко не всегда возможно проведение четких граней между административной право- и дееспособностью, хотя условно можно утверждать, что они соотносятся как статическая и динамическая категории. Довольно часто они неразделимы, так как являются, по существу, двумя элементами единого административно-правового статуса. Это, в частности, относится к органам исполнительной власти, для которых они наступают одновременно, т.е. с момента образования и юридического закрепления их компетенции. В компетенции выражается административная правоспособность. В ней определяются и полномочия данного органа по участию в административно-правовых отношениях, т.е. их дееспособность. Например, закрепленная в ст. 114 Конституции РФ компетенция Правительства и соответствующие ей полномочия одновременно отражают его право- и дееспособность как субъекта административного права.
Для органов управления
способность участвовать в
В качестве субъектов
административного права можно
рассматривать российское государство,
субъекты Федерации, государственные
и негосударственные
Это означает, что субъектом административно-правовых отношений является, например, не республика, не край или область, не завод, не партия и т.п., а их органы управления.
Характерные для гражданско-правового регулирования обязанности и права предоставляются в соответствии с действующим законодательством предприятию (в его разновидностях) как юридическому лицу. Соответственно администрация предприятия субъектом гражданской правоспособности не является. Однако именно она реализует его гражданско-правовую дееспособность. Такое специфическое соотношение административной и гражданской право- и дееспособности объясняется прежде всего тем, что предприятие не является государственным органом, тем более - органом государственного управления. Потому оно и не наделено управленческой компетенцией, составляющей основу административно-правового статуса. Оно и не может в силу этого быть непосредственным участником административно-правовых отношений, хотя является субъектом административного права. В равной мере с подобных позиций могут быть охарактеризованы и различного рода коммерческие структуры. Единственный их отличительный признак - административная право- и дееспособность - возникает с момента их государственной регистрации. Этот момент важен и для определения статуса общественных объединений как субъектов административного права и административно-правовых отношений.
Иногда административная правоспособность и дееспособность не совпадают, что характерно для административно-правового статуса граждан как субъектов административного права и участников административно-правовых отношений: правоспособность возникает с момента рождения, а дееспособность, как правило, с 16 лет.
ЗАДАНИЕ № 3
Составьте схему «Административно-правовой статус гражданина (элементы)»
Административно-правовой
статус гражданина представляет собой
сложное юридическое
Первый и самый большой объем прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
Сформулированный в ст. 2 Конституции
РФ характер взаимоотношений личности
и государства является общепризнанным
для большинства стран и
Российское государство, следуя по пути признания общедемократических начал развития общества и международных актов в этой области, приняло в 1991 г. «Декларацию прав и свобод человека и гражданина», которая вошла в ныне действующую Конституцию РФ.
Согласно Конституции РФ и основанному
на ней законодательству личность,
человек, независимо от его служебного,
общественного или
Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).
Среди основных прав и свобод, составляющих
правовой статус личности и находящихся
в той или иной мере в сфере
административно-правового
Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).
Вместе с тем Конституция
РФ устанавливает в исключительных
случаях возможность
Вторая составная часть
Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.
Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст. 59) и др. Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности, в том числе на землю (ст. 35, 36), и др. Наконец, нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в личной или семейной сфере, не затрагивающей интересы общества, например, право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии, имени, отчества и др.
Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса — социальный. Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельностью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е. сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"