Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 00:43, контрольная работа

Описание работы

Какие из перечисленных актов являются источниками административного права?
Законы РФ: О выборах народных депутатов РФ; Об образовании; О статусе судей;
Указы Президента РФ: О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента и Правительства РФ; О присвоении почетных званий «Заслуженный учитель школы РФ» работникам образования Костромской области

Файлы: 1 файл

gotovaya_kontr.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

И здесь в качестве социального элемента административно-правового  статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент административно-правового  статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права  и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному  интересу для удовлетворения своих  чисто индивидуальных потребностей. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Итак, общий административно-правовой статус гражданина можно образно  представить в виде «матрешки», когда в статус человека (личности) входит статус гражданина, в него — социальный, а затем и самый маленький по объему прав и обязанностей особый статус. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что это единый статус, единый правовой комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации.

 

 

ЗАДАНИЕ № 4

 

Используя критерии социальной роли индивида, выделите специальные статусы индивидуальных субъектов административного права.

В реальной жизни существует огромное разнообразие специальных  административно-правовых статусов. Их можно сгруппировать в несколько  родовых общностей, выделив специальные статусы:

    • членов административных коллективов;
    • субъектов административной опеки (сирот, безработных, беженцев и др.);
    • жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами;
    • субъектов разрешительной системы (водителей, лицензиатов, допущенных к государственной тайне, и др.);
    • государственных и муниципальных служащих;
    • индивидуальных предпринимателей;
    • лиц, совершивших правонарушения, и прежде всего лиц, совершивших умышленные преступления.

Субъекты общего административно-правового статуса (граждане) могут одновременно иметь один или несколько специальных административно-правовых статусов. Так, гражданин РФ может быть сиротой, студентом, жителем пограничной зоны. Речь идет не об особых категориях субъектов, которые не являются гражданами, а о расширении статусов граждан (граждан РФ, иностранцев, апатридов). Любой специальный статус наслаивается на общий статус гражданина.

Понятие административный коллектив в юридической науке  не применяется. Но оно необходимо. Уже давно говорят, пишут, используют в законодательстве термин «трудовой коллектив», под которым понимают и самостоятельный субъект права, и работников определенной организации. В этом случае речь идет об организованной группе людей, участвующих своим трудом в деятельности организации. Отношения членов трудового коллектива с предприятием (учреждением), его администрацией, их личные права регулируются трудовым правом. Административным же коллективом предлагается именовать личный состав организации, в которой отношения ее членов с администрацией (организацией), их личные права и обязанности регулируются административным правом. Это органы внутренних дел, воинские части, военизированные пожарные, горноспасательные части, студенческие коллективы и др.

Существуют и смешанные  коллективы. Например, в гражданском  вузе преподаватели и иные сотрудники образуют трудовой, а студенты —  административный коллектив, в который  уже в ином качестве (как носители служебных полномочий) входят администрация  и преподаватели.

Вопрос  о правосубъектности и видах  административных коллективов еще  ждет своего исследователя. Сейчас же нужно отметить, что, став добровольно, по призыву членом административного  коллектива, гражданин приобретает  специальный административно-правовой статус, комплекс специальных прав и обязанностей (студента, военнослужащего, сотрудника). Речь идет о личных, а не служебных правах и обязанностях, так как вторые конкретизируют полномочия коллективного субъекта — организации. Это особенно наглядно видно на примере статуса аттестованного работника полиции. К его личным правам относятся закрепленные Законом РФ «О полиции» на обязательное государственное страхование жизни и здоровья, на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества (ст. 28), право на жилищное обеспечение (ст. 48), право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание (ст. 45) и др.

Административное право  регламентирует дисциплинарную ответственность членов административных коллективов, время их работы (учебы) и отдыха, основания, размеры и порядок оплаты их труда (выдачи денежного содержания, выплаты стипендий). Как правило, споры военнослужащих (сотрудников милиции, студентов и др.) с администрацией решаются в административном, а не в судебном порядке, и соответствующие процедуры определяются административно-правовыми нормами. В то же время в ряде случаев (оплата работникам милиции за дежурства в ночное время, в выходные и праздничные дни; предоставление женщинам отпусков по беременности; выплата суточных в командировках и др.) на личные права членов административных коллективов прямо или субсидиарно распространяются нормы трудового права, и все чаще права обеспечиваются судебной защитой.

Применительно к членам административных коллективов различаются  статусы: обучающихся (студентов, аспирантов, учащихся техникумов и др.); сотрудников  правоохранительных органов (работников милиции, судебных приставов-исполнителей и др.); военнослужащих.

Очевидно, что каждая из этих родовых общностей состоит  из большого числа видов. Так, различно правовое положение лиц, находящихся  на военной службе в сухопутных войсках, военно-морском флоте, во внутренних, железнодорожных и иных войсках.

Одним из ярких проявлений социальной политики государства служит установление административной опеки над лицами, которые нуждаются в помощи. Опека состоит в выдаче денежных сумм, организационном содействии, оказании специальных медицинских услуг, обеспечении жильем, предоставлении разнообразных льгот и привилегий и т. д. Практическую деятельность по оказанию помощи лицам, нуждающимся в социальной защите, осуществляет аппарат публичной исполнительной власти. И та часть государственной опеки, которая регламентируется нормами административного права, может быть названа административной. Ее субъекты — безработные, «чернобыльцы», беженцы и вынужденные переселенцы, инвалиды Отечественной войны, «афганцы» и приравненные к ним лица, дети-сироты, многодетные родители, жертвы политических репрессий, лица, страдающие психическими заболеваниями, больные диабетом, туберкулезом и еще многие категории граждан.

Основаниями для приобретения такого специального административно-правового  статуса могут быть демографические  обстоятельства, техногенные и экологические катастрофы и иные неблагоприятные социальные факторы. Именно последние лежат в основе правовых актов о помощи безработным, о мерах по социальной защите военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы.

Всех субъектов административной опеки условно можно поделить на две группы: слабые (дети, больные и др.) и жертвы экстремальных ситуаций.

В политике административной опеки высшие органы России проводят курс на децентрализацию, предоставляя органам субъектов Федерации  и местного самоуправления, администрациям предприятий и учреждений возможность расширять перечень ее субъектов, увеличивать размеры производимых выплат, объем предоставляемых льгот. В системе административной опеки нужно различать правовую базу, содержание, экономико-организационную основу, порядок признания (беженцем, безработным и т. д.), реализацию и прекращение опеки.

Административную опеку  следует отличать от другой формы  социальной защиты: выплаты пенсий, связанных с трудовой деятельностью, военной и приравненной к ней  службой. Во втором случае социальное обеспечение зависит от выполнявшейся работы, стажа, размера заработка и в основном состоит в регулярной выплате пенсий. Но и пенсионеры по возрасту, инвалидности и др. тоже могут быть включены в орбиту административной опеки, им могут быть предоставлены налоговые, транспортные льготы, ссуды, выплачены дополнительные суммы. К сожалению, невнимание административно-правовой науки к этим категориям граждан в прошлом не позволяет четко определить границы, содержание, виды, основания возникновения отношений административной опеки. Законы о занятости, социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, психиатрической помощи и ряд других актов социальной направленности ориентируют на серьезное и глубокое изучение проблем административной опеки.

В России с ее огромными  и разнообразными по климату, состоянию  экологии и другим признакам регионами  законодатель выделяет различные территориальные  режимы. Так, трудовое законодательство особо регулирует трудовые отношения на Крайнем Севере. Но больше всего существует специальных административно-правовых режимов территорий. Они могут быть постоянными (установленными на неопределенное время) и временными. Среди временных территориальных режимов различаются режимы военного и чрезвычайного положения, режим карантина и др.

Среди постоянных административно-правовых режимов территорий следует, прежде всего, назвать пограничный режим, режимы закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), особо охраняемых природных территорий. На таких территориях постоянные и временные жители приобретают специальные административно-правовые статусы жителей режимных территорий. Он включает чаще всего особые правила въезда в зону и выезда из нее, передвижения, деятельности в ней, осуществления административного надзора, применения административного принуждения.

Так, во исполнение Закона РФ «О закрытом административно-территориальном  образовании» Правительство РФ утвердило  положение об обеспечении режима ЗАТО, на территории которого расположены объекты Министерства обороны РФ. В нем сказано, что особый режим включает:

а) установление запретной  зоны (территория объекта) и контролируемой зоны (территория закрытого образования  без территории объекта);  
б) ограничение на въезд и (или) проживание граждан на территории закрытого образования;  
в) ограничение на полеты летательных аппаратов над территорией закрытого образования;  
г) ограничение на ведение хозяйственной и предпринимательской деятельности, владение, пользование и распоряжение землей, природными ресурсами, недвижимым имуществом, вытекающее из ограничения на въезд и (или) проживание.

 

 

ЗАДАНИЕ № 5

 

Заполнить карту  сравнительного анализа видов юридической  ответственности

Признаки

Виды ответственности

административная

дисциплинарная

уголовная

Фактическое основание

административное правонарушение

дисциплинарный поступок

преступление

Нормативное основание

законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях

законодательством о труде, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих

Законы об уголовной  ответственности

Процессуальное основание

КоАП РФ

Трудовой кодекс РФ и  др.

Уголовный кодекс РФ

Субъект, налагающий взыскание

физические лица, так  и коллективные образования

вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций  является дискуссионным. Но его постановка обоснованна, ибо предусматривается  отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п. Природа этих мер не определена в законодательстве.

Государство, физические лица

Субъекты, налагающие наказания  и взыскания

Суды, судьи, органы исполнительной власти

Прямой начальник, федеральная инспекция труда

Суд

Виды взысканий

административные взыскания

дисциплинарные взыскания

уголовные наказания


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации// Интернет-ресурс. URL:  http://www.constitution.ru/ (дата обращения: 30.03.2012 г.)
  2. Федеральный закон от 14 июля 1992 г. № 3297 «О закрытом административно – территориальном образовании» // Интернет-ресурс. URL: http://base.consultant.ru/cons/ 8 (дата обращения: 30.03.2012 г.) 
  3. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» // Интернет-ресурс. URL: http://base.garant.ru/12182530/ (дата обращения: 30.03.2012 г.) 
  4. Алехин А. П., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации – М., 2004.
  5. Лазарев В.В. Основы права - М.: Юристъ, 2001. — 448 с.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"