Содержание
Введение
Вопросы регулирования
сельскохозяйственного производства
являются в России актуальными в
любой исторический период ее развития.
Становление рыночной экономики
отнюдь не отменило необходимости государственного
воздействия на экономику села, изменились только приоритеты и методы
регулирования. Но если в сфере гражданско-правового
регулирования аграрного сектора России
в связи с принятием Гражданского и Земельного
кодексов РФ наступает определенность,
то в сфере публично-правового, а по сути
в сфере административно-правового регулирования,
еще имеются значительные возможности
для улучшения нормативной базы, тем более
что аграрный сектор, к сожалению, обойден
вниманием правоведов, а монографий и
статей по теме - буквально единицы например:
Егерева О. Законодательное обеспечение
АПК России при вступлении в ВТО // АПК:
экономика, управление, 2004. - № 1; Власов
В.А. Законы, регулирующие систему аграрных
отношений, нуждаются в совершенствовании
// Журнал российского права, 2001. - № 10.
Изучая аграрные
правовые отношения, юридическая
наука особое внимание уделяет учету особенностей
сельского хозяйства в правовом регулировании,
влиянию права и законодательства на формирование
аграрного рынка и выведение сельского
хозяйства из кризисной ситуации. Однако
наиболее важной остается проблема правовых
методов государственного регулирования
аграрного производства. Сегодня развитие
сельского хозяйства в нашей стране рассматривается
в качестве одного из приоритетных национальных
проектов. Это говорит о том, что, в аграрной
сфере накопилось множество серьезных
проблем, требующих своего решения.
Цель данной
контрольной работы - охарактеризовать
современное состояние административно-правового
регулирования в области сельского
хозяйства.
Поставленная
цель требует решения следующих задач:
- выявить специфику сельского хозяйства как особой производственной отрасли;
- выявить и охарактеризовать современное административно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
Задание №1. Административно-правовое
регулирование в сфере сельского хозяйства
Сельское хозяйство
традиционно понимается как деятельность
непосредственно по производству продукции
растениеводства и животноводства.
Наряду с этим применяется более
широкий термин - «агропромышленный
комплекс» (АПК). В это понятие включаются также отрасли,
непосредственно связанные с сельским
хозяйством, - как правило, закупка сельскохозяйственной
продукции, ее промышленная переработка,
агрохимическое обслуживание сельского
хозяйства, снабжение сельскохозяйственной
техникой, иногда также торговля сельскохозяйственной
продукцией и производство сельскохозяйственной
техники. Сюда относятся государственный,
коллективный, кооперативный, акционерный,
фермерский и мелкотоварный сектора, имеющие
разнообразные организационно-правовые
формы объединений и предприятий сельского
хозяйства, пищевой и перерабатывающей
промышленности, а также соответствующие
органы управления. На долю предприятий,
основанных на частной собственности,
приходится более 90% производимой продукции.1
В соответствии
с Федеральным законом от 29 декабря
2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»2 Федеральный закон РФ от 29.12.2006
№264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»
// РГ. 11.01.2007. №4265. государственная аграрная
политика представляет собой составную
часть государственной социально-экономической
политики, направленной на устойчивое
развитие сельского хозяйства и сельских
территорий. Под устойчивым развитием
сельских территорий понимается их стабильное
социально-экономическое развитие, увеличение
объема производства сельскохозяйственной
продукции, повышение эффективности сельского
хозяйства, достижение полной занятости
сельского населения и повышение уровня
его жизни, рациональное использование
земель.
Главная задача
государства в сфере агропромышленного
комплекса -- обеспечить должное функционирование
агропромышленного производства при многоукладности
сельского хозяйства, многообразии средств
производства. В этой связи государственный
протекционизм и регулирование развития
агропромышленного комплекса, его технико-технологическое
переоснащение, развитие форм и методов
хозяйствования являются основой государственной
политики в указанной отрасли. Государственная
аграрная политика основывается на следующих
принципах: доступность и адресность государственной
поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей;
доступность информации о состоянии государственной
аграрной политики; единство рынка сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия и обеспечение
равных условий конкуренции на этом рынке;
последовательность осуществления мер
государственной аграрной политики и
ее устойчивое развитие.3
В соответствии
с Положением о Министерстве сельского
хозяйства Российской Федерации
Постановление Правительства РФ
от 12.06.2008 №450 (в ред. от 27.01.2010) «Об
утверждении положения о Министерстве сельского
хозяйства РФ»4 // СЗ РФ. 23.06.08. №25. Ст. 2983. СЗ
РФ. 01.02.2010. Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации (Минсельхоз России)
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере агропромышленного
комплекса, включая животноводство, ветеринарию,
растениеводство, карантин растений, мелиорацию
земель, плодородие почв, регулирование
рынка сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую
промышленность, производство и оборот
табачной продукции, устойчивое развитие
сельских территорий, в сфере промышленного
рыбоводства (аквакультуры), а также в
области лесных отношений (за исключением
лесов, расположенных на особо охраняемых
природных территориях); по оказанию государственных
услуг в сфере агропромышленного комплекса,
включая устойчивое развитие сельских
территорий; по управлению государственным
имуществом на подведомственных предприятиях
и учреждениях.
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся
в его ведении Федеральной
службы по ветеринарному и фитосанитарному
надзору и Федерального агентства
лесного хозяйства.
Министерство
сельского хозяйства Российской
Федерации возглавляет министр,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Президентом РФ по представлению
Председателя Правительства РФ.
В структуре
Министерства сельского хозяйства
состоят 15 департаментов, а именно:
- Департамент
пищевой, перерабатывающей промышленности,
регулирования агропродовольственного
рынка и качества продукции
- осуществляет деятельность Минсельхоза
в сфере пищевой и перерабатывающей
промышленности АПК, производства
и оборота этилового спирта из пищевого
и непищевого сырья, спиртосодержащей,
алкогольной и табачной продукции;
- Департамент
государственной политики в сфере
АПК и информации - осуществляет
практическую реализацию возложенных
на Министерство функций по
выработке государственной политики
в сфере АПК в части определения основных
направлений единой информационной политики
Минсельхоза;
- Департамент
лесного хозяйства - осуществляет
практическую реализацию возложенных
на Минсельхоз функций по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в области лесных отношений
(за исключением лесов, расположенных
на особо охраняемых природных территориях);
- Департамент
управления делами;
- Департамент
сельского развития и социальной
политики - обеспечивает деятельность Министерства
в сфере развития сельских территорий,
взаимодействия с федеральными органами
исполнительной власти по вопросам реализации
социальных программ в сельской местности,
развития малого и среднего предпринимательства
в АПК, фермерства, сельскохозяйственной
кооперации, ведения гражданами личных
подсобных хозяйств, а также по вопросам
взаимодействия с общественными объединениями
и иными организациями;
- Департамент
государственной службы и кадровой
политики;
- Департамент
научно-технологической политики и образования
- осуществляет практическую реализацию
возложенных на Минсельхоз функций по
выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию,
оказанию государственных услуг по вопросам
технического и технологического обеспечения
агропромышленного комплекса, а также
участвует в управлении государственным
имуществом, переданным подведомственным
Минсельхозу организациям и закрепленным
в установленном порядке за департаментом;
- Департамент
правового обеспечения;
- Департамент земельной политики, имущественных
отношений и госсобственности;
- Департамент
экономики и финансов - осуществляет
практическую реализацию функций
Минсельхоза по проведению единой
экономической, финансовой и бюджетной
политики в сфере АПК, соблюдение единых принципов финансово-бюджетного
планирования;
- Департамент
административной работы и внешних
связей;
- Департамент
растениеводства, химизации и
защиты растений - осуществляет практическую
реализацию возложенных на Минсельхоз
функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию, оказанию государственных
услуг в сфере растениеводства, карантина
растений, плодородия почв, предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций в
агропромышленном и рыбохозяйственном
комплексе и обеспечения биологической,
химической и радиационной безопасности
РФ в сфере своей деятельности;
- Департамент
мелиорации - осуществляет практическую
реализацию возложенных на Минсельхоз
функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию, оказанию государственных
услуг в сфере мелиорации земель;
- Департамент
животноводства и племенного
дела - существляет практическую
реализацию возложенных на Минсельхоз
функций по выработке государственной
политики и нормативно-правовому
регулированию, оказанию государственных
услуг в сфере животноводства и племенного
дела, промышленного рыбоводства (аквакультуры),
селекционных достижений в области животноводства;
- Департамент
ветеринарии - осуществляет практическую
реализацию возложенных на Минсельхоз функций по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере ветеринарии, включая
предупреждение и ликвидацию заразных
и массовых незаразных болезней животных,
обеспечение безопасности продукции животноводства
в ветеринарно-санитарном отношении, защиту
населения от болезней, общих для человека
и животных, охрану территории РФ от заноса
заразных болезней животных из иностранных
государств, обращение лекарственных
средств для животных, кормов и кормовых
добавок, в том числе изготовленных из
генно-инженерно-модифицированных организмов,
наркотических средств и психотропных
веществ, а также в области обеспечения
биологической безопасности РФ.5
Министерство
сельского хозяйства РФ: вносит в
Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов,
нормативных правовых актов Президента
РФ и Правительства РФ и другие документы,
по которым требуется решение Правительства
РФ, по вопросам, относящимся к установленной
сфере деятельности Министерства и к сферам
деятельности подведомственных Министерству
федеральной службы и федерального агентства,
а также проект плана работы и прогнозные
показатели деятельности Министерства;
в установленном законодательством РФ
порядке размещает заказы и заключает
государственные контракты, а также иные
гражданско-правовые договоры на поставки
товаров, выполнение работ и оказание
услуг, а также на проведение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических
работ для государственных нужд в установленной
сфере деятельности, в том числе для обеспечения
нужд Министерства; ведет различные реестры
и учёты; осуществляет экономический анализ
деятельности подведомственных государственных
унитарных предприятий и утверждает экономические
показатели их деятельности, проводит
в подведомственных организациях проверки
финансово-хозяйственной деятельности
и использования имущественного комплекса
и другие полномочия.6
В соответствии
с Положением о Федеральной службе
по ветеринарному и фитосанитарному
надзору7 Федеральная служба по ветеринарному
и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере ветеринарии, карантина
и защиты растений, безопасного обращения
с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения
плодородия почв, селекционных достижений,
обеспечения качества и безопасности
зерна, крупы, комбикормов и компонентов
для их производства, а также побочных
продуктов переработки зерна, охраны,
воспроизводства, использования объектов
животного мира, отнесенных к объектам
охоты, и среды их обитания, а также функции
по защите населения от болезней, общих
для человека и животных.
Федеральная служба
по ветеринарному и фитосанитарному
надзору осуществляет свою деятельность
непосредственно и через свои
территориальные органы во взаимодействии
с другими федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, общественными
объединениями и иными организациями.
Федеральная служба
по ветеринарному и фитосанитарному
надзору осуществляет следующие полномочия:
осуществляет надзор в установленных
законодательством РФ случаях за юридическими
и физическими лицами, проводящими экспертизы,
обследования, исследования, испытания,
оценку, отбор проб, образцов, досмотр
и осмотр, посещение подконтрольных субъектов
и объектов, выдачу заключений, а также
иные работы в установленной сфере деятельности;
осуществляет надзор за безопасным обращением
с пестицидами и агрохимикатами, за использованием
селекционных достижений, за безопасностью
лекарственных средств для животных, кормов
и кормовых добавок, изготовленных из
генно-инженерно-модифицированных организмов,
на всех стадиях производства и обращения;
выдает лицензии на проведение мероприятий
по акклиматизации, переселению и гибридизации,
на содержание и разведение объектов животного
мира, отнесенных к объектам охоты, и водных
биологических ресурсов в полувольных
условиях и искусственно созданной среде
обитания; выдает разрешения на изъятие
объектов животного мира, отнесенных к
объектам охоты, и лицензии на пользование
объектами животного мира, отнесенными
к объектам охоты, и водными биологическими
ресурсами и иные разрешения. осуществляет
аккредитацию испытательных лабораторий
(центров), осуществляющих работы в области
подтверждения соответствия качества
и безопасности зерна, крупы, комбикормов
и компонентов для их производства, а также
побочных продуктов переработки зерна,
и проверку их деятельности в части работы
по подтверждению соответствия указанной
продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных
законодательством РФ; осуществляет
государственный контроль за качеством
и безопасностью зерна, крупы, комбикормов
и компонентов для их производства, а также
побочных продуктов переработки зерна
при осуществлении их закупок для государственных
нужд, при поставке (закладке) зерна в государственный
резерв, при его хранении в составе государственного
резерва и транспортировке; осуществляет
лицензирование в соответствии с законодательством
РФ отдельных видов деятельности, отнесенных
к компетенции Службы и другие полномочия.8 Структура федеральной службы
по ветеринарному и фитосанитарному надзору:
центральный аппарат Россельхознадзора,
территориальные управления, ветеринарные
лаборатории, научно-исследовательские
институты, референтные центры, пограничные
пункты пропуска и ветеринарные управления
субъектов РФ.