Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:00, контрольная работа
Административное право занимает почетное место среди наиболее фундаментальных отраслей права, таких как конституционное, гражданское и уголовное. Как следует из названия данной отрасли права, нормы административного права регулируют организацию и деятельность исполнительной ветви государственной власти. Административное право относят к так называемым государствоведческим отраслям. Более того, рядом русских правоведов административное право включалось в состав государственного права. «Администрация» есть организующая деятельность государства. То есть если законодательная (представительная) власть определяет нормы и правила в отношениях между государством и гражданами и обществом в целом, а также между гражданами, на исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих норм и правил.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ НОРМЫ…………
Виды административно-правовых норм……………………………..
Реализация норм административного права……………………………..
Источники административного права…………………………………
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………
2.1 Понятие, структура и особенности административно-правовых отношений…………
2.2 Виды административно-правовых отношений…………………………..
2.3 Юридические факты как условие возникновения административно-правовых отношений…
2.4 Понятие и виды субъектов административного права………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО
- ПРАВОВОЙ НОРМЫ…………………………………………………………………
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………
2.1
Понятие, структура и особенности административно-правовых
отношений………………………………………………………
2.2 Виды административно-правовых отношений…………………………..
2.3 Юридические
факты как условие возникновения административно-правовых
отношений………………………………………………………
2.4 Понятие и виды субъектов административного права………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Введение
Административное право занимает почетное место среди наиболее фундаментальных отраслей права, таких как конституционное, гражданское и уголовное.
Как следует из названия данной отрасли права, нормы административного права регулируют организацию и деятельность исполнительной ветви государственной власти. Административное право относят к так называемым государствоведческим отраслям. Более того, рядом русских правоведов административное право включалось в состав государственного права. «Администрация» есть организующая деятельность государства. То есть если законодательная (представительная) власть определяет нормы и правила в отношениях между государством и гражданами и обществом в целом, а также между гражданами, на исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих норм и правил. В условиях Российской Федерации практически организующую деятельность выполняет аппарат государственного управления во главе с правительством, включающий многочисленные органы в центре и на местах в лице министерств и ведомств.
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ НОРМЫ.
Административно-правовая норма - устанавливаемое государством правило поведения неоднократного применения, распространяющееся на неопределенный круг лиц, обеспечиваемое принудительной силой специально созданных для этого государственных органов, целью которого является регулирование общественных отношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования механизма исполнительной власти или (в широком смысле) государственного управления.
Административно-правовые нормы в системе права предназначены для урегулирования административно-правовых отношений в сфере государственных отношений. Цель такого регулирования заключается в обеспечении должного поведения участников общественных отношений. Благодаря административным нормам возможно эффективное воздействие на различные стороны хозяйственной, социально-культурной и политической жизни. Административно-правовые нормы обеспечивают охрану собственности, природы, общественного порядка и т.д. Структурно административно-правовая норма, как и любая другая, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза - условие действия нормы (часто это юридические факты, например, достижение определенного возраста). При регламентации деятельности аппарата управления она может быть прямо не выражена. Предполагается, что она является условием соответствия этой деятельности установленной компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Она может быть во вводной части нормативного акта, общей для многих норм, выражена в других нормативных актах, изложена в составе перечня других юридических фактов, содержать лишь общую характеристику условий применения нормы.
Диспозиция - обстоятельства ее действия, выражающие разрешения, запреты или ограничения, то есть конкретное поведение, урегулированное правовой нормой. В диспозиции административно-правовой нормы наряду с правами, обязанностями, дозволениями могут определяться структура органов, предметы ведения, рекомендации, право на применение к другой стороне административных мер принуждения.
Санкция - термин условный, так как действие норм административного права не всегда завершается наступлением неблагоприятных последствий для объектов управления и часто регулирует позитивные процессы (при удовлетворении заявления гражданина о выделении жилья, при поощрении). Таким образом, санкция - это последствие закрепленного в диспозиции действия, то есть санкция и ответственность не одно и то же. Ответственность - это применение некоторых (не всех) санкций административно-правовых норм. Санкции административно-правовых норм весьма разнообразны: административные, дисциплинарные, материальные. Они могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными, основными и дополнительными.
Административно-правовые нормы не всегда имеют 3 элемента - чаще всего один из них отсутствует. Поэтому эти нормы часто носят бланкетный, т.е. отсылочный характер. Таким образом, особенностями административно-правовых норм является то, что они:
- регулируют общественные
- определяют административно-
- содержат в себе юридически
обязательные правила
- часто не имеют конкретных
санкций и носят
- обычно императивны, что выражается
в односторонности
Нарушение административно-правовых норм влечет ответственность перед государством. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм (административное нормотворчество).
1.1 Виды административно-правовых норм.
Основные виды (по предмету регулирования):
* материальные - определяют содержание
прав и обязанностей, ответственность,
правовой режим у конкретных
сторон в общественных
* процессуальные - определяют порядок реализации этих обязанностей, прав и делятся в свою очередь на:
- административно-
- административно-процедурные, регулирующие
процедуры, которые не связаны
с разрешением спора (например, подготовка
и проведение заседаний
По целевому назначению различают следующие нормы административного права:
* регулятивные (правила созидательной деятельности) - так называемая «активная администрация»,
* охранительные (защита административных отношений) - «пассивная администрация».
В зависимости от юридического содержания или по методу воздействия на поведение субъектов нормы административного права делятся на:
* обязывающие - предписывающие обязательное совершение конкретных действий;
* запрещающие - предусматривающие запрет на совершение определенных действий;
* уполномочивающие - предусматривающие возможность действовать субъекту по своему усмотрению, совершать или воздерживаться от определенных действий;
* дозволительные;
* поощрительные, стимулирующие;
* рекомендательные.
Наличие в составе административного права помимо норм прямого властвования дозволительных, побудительных, стимулирующих норм свидетельствует о его развитии и «демократизации». В зависимости от субъекта нормы административного права делятся на (предел действия по кругу лиц):
* регулирующие правовое положение органов государственного управления, формы и методы их деятельности (напр., положение о министерстве юстиции);
* закрепляющие административно-правовой статус служащих;
* закрепляющие административно-правовой статус общественных организаций;
* закрепляющие административно-правовой статус граждан и лиц без гражданства.
По юридической силе нормы административного права подразделяются на:
* основные - устанавливаются Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
* производные - устанавливаются подзаконными нормативными актами.
По объему регулирования (по сфере применения, по уровню обобщенности диспозиции) нормы административного права подразделяются на:
* общие, регулирующие отношения, общие для всех отраслей и сфер государственного управления;
* специальные - носят более конкретный характер, регулирующие более узкий круг общественных отношений;
* исключительные - предназначены для тех сфер, где требуется особая административно-правовая регламентация.
По действию в пространстве (предел действия в пространстве) нормы административного права подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
По времени действия нормы административного права подразделяются на срочные (чрезвычайные нормы - одна из разновидностей срочных) и бессрочные.
Действие новой нормы во времени можно охарактеризовать как:
* перспективное - на факты, отношения, возникшие после вступления ее в силу (например, нормы, усиливающие наказание);
* немедленное - на вновь возникшие и ранее возникшие правоотношения, но с даты вступления ее в силу (например, норма, увеличившая срок военной службы, была распространена и на военнослужащих, которые были призваны ранее, но не были демобилизованы к дате ее вступления в силу);
* с обратной силой - на вновь возникшие отношения и на правоотношения, которые возникли до ее вступления в силу, но с более ранней даты (например, нормы, устраняющие или смягчающие ответственность).
1.2 Реализация норм административного права.
Реализация административно-правовых норм - это осуществление процесса практического претворения в жизнь субъектами административного права предписаний, выраженных в нормах. Различают четыре формы реализации административно-правовых норм:
- соблюдение - добровольное подчинение запретам, установленным в правовой норме, воздержание от запрещенных деяний;
- исполнение - активные правомерные
действия по выполнению
- использование - осуществление предоставленной
нормой возможности по своему
усмотрению воспользоваться
- применение - действие компетентного
органа (должностного лица) по подведению
конкретного факта (лица) под действие
нормы административного права
и принятию индивидуального
1.3 Источники административного права.
Источниками административного права называют внешние формы выражения административно-правовых норм. Источники административного права не ограничиваются нормативными актами Российской Федерации, они включают в себя также нормативные правовые акты СССР и РСФСР. Последняя группа источников применяется в той части, которая не противоречит законодательству Российской Федерации. Наряду со значительным количеством чисто административно-правовых источников существует много смешанных, многоотраслевых актов, которые одновременно содержат нормы разных отраслей права (например, административного и уголовного, административного и гражданского).
В зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы, а значит, и в зависимости от их юридической силы все источники административного права можно поделить на несколько типов:
1) Федеральные акты:
* законы Российской Федерации:
- Конституция (Основной закон) Российской Федерации;
- акты Федерального собрания Российской Федерации: федеральные конституционные законы; федеральные законы (Основы законодательства, кодексы и др.) и иные акты Федерального собрания Российской Федерации.
Подзаконные федеральные акты:
* указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
* постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
* приказы, постановления министерств
и иных федеральных органов
исполнительной власти и
Информация о работе Контрольная работа по «Административному праву»