Контрольная работа по «Административному праву»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 19:00, контрольная работа

Описание работы

Административное право занимает почетное место среди наиболее фундаментальных отраслей права, таких как конституционное, гражданское и уголовное. Как следует из названия данной отрасли права, нормы административного права регулируют организацию и деятельность исполнительной ветви государственной власти. Административное право относят к так называемым государствоведческим отраслям. Более того, рядом русских правоведов административное право включалось в состав государственного права. «Администрация» есть организующая деятельность государства. То есть если законодательная (представительная) власть определяет нормы и правила в отношениях между государством и гражданами и обществом в целом, а также между гражданами, на исполнительную власть возложена задача организовать практическую реализацию этих норм и правил.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНО - ПРАВОВОЙ НОРМЫ…………
Виды административно-правовых норм……………………………..
Реализация норм административного права……………………………..
Источники административного права…………………………………
Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ…………
2.1 Понятие, структура и особенности административно-правовых отношений…………
2.2 Виды административно-правовых отношений…………………………..
2.3 Юридические факты как условие возникновения административно-правовых отношений…
2.4 Понятие и виды субъектов административного права………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 34.23 Кб (Скачать файл)

2) Акты субъектов Федерации:

* конституции, уставы субъектов  Федерации;

* законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты субъектов Федерации:

* указы, распоряжения президентов (губернаторов) субъектов Федерации;

* постановления, распоряжения правительств, министерств, иных государственных  органов исполнительной власти  и должностных лиц субъектов  Федерации.

3) Акты местного самоуправления.

4) Административно-правовые договоры.

5) Акты СССР и РСФСР (не противоречащие  российскому законодательству).

6) Международные акты.

Источники административного права имеют следующие особенности. Они:

- множественны по органам, издающим  их (в том числе единоличным);

- множественны по органам, применяющим  их (в том числе единоличным);

- многообразны по формам (законы, указы, постановления, приказы, положения, уставы, инструкции, правила и т.п.);

- чаще всего не являются кодифицированными  актами;

- не имеют единой системы  и систематизируются в форме  инкорпорации по отдельным отраслям  государственного управления либо  по предметам правового регулирования.

 

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНО- ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

2.1  Понятие, структура и особенности административно-правовых отношений.

Основными элементами правоотношения являются субъекты, содержание правоотношений (реализация субъективных прав, осуществление юридических обязанностей), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и основания правоотношений (правовые нормы, юридические факты):

- субъекты - индивидуальные и коллективные  участники конкретного правоотношения, обладающие в нем взаимными  правами и обязанностями;

- объекты - общественные отношения  в сфере государственного управления, по поводу которых возникло  правоотношение;

- предметы правоотношения - материальные  предметы и нематериальные блага, по поводу которых возникает  правоотношение;

- содержание - права и обязанности  субъектов правоотношения.

Административные правоотношения возникают непосредственно в процессе реализации административно-правовой нормы. При этом норма предусматривает возможность его возникновения, определяя объем обязанностей и прав его сторон, а также ответственность за неисполнение юридических обязанностей или нарушение прав одной из сторон. Административно-правовые нормы устанавливают права и обязанности сторон.

Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти, в которых стороны выступают носителями прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовыми нормами.

Административные правоотношения являются разновидностью правоотношений и обладают свойственными им общими признаками и следующими характерными особенностями:

- административное правоотношение - это отношение по поводу реализации  государственной власти;

- обязательно наличие специального  субъекта управления (обязательной  стороны), наделенного государственно-властными  полномочиями, без которого нет  административно-правового отношения;

- субъекты административных правоотношений  не равны, обязанности и права  сторон данных отношений асимметричны;

- объектом управления является  воля, сознание и опосредованное  ими поведение;

- административные отношения складываются  преимущественно в сфере государственного  управления, то есть в сфере  исполнительной власти;

- они возникают по инициативе  любой стороны, согласие другой  стороны не требуется;

- ответственность стороны-нарушителя  наступает перед государством, а  не перед другой стороной, как  в гражданских отношениях;

- споры разрешаются преимущественно  во внесудебном порядке, имеется  институт административного обжалования.

2.2 Виды административно-правовых отношений.

Административные правоотношения классифицируются по ряду критериев. В зависимости от вида управленческих отношений и по составу их участников они делятся на:

* внутрисистемные (субординационные) - возникающие внутри системы  органов исполнительной власти  между соподчиненными субъектами  исполнительной власти, находящимися  на разном организационно-правовом  уровне (вышестоящие и подчиненные);

* возникающие между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на равном организационно-правовом уровне (координационные);

* правоотношения органов исполнительной  власти с субъектами, не являющимися  органами исполнительной власти:

- предприятиями и учреждениями  всех форм собственности;

- общественными объединениями;

- органами местного самоуправления;

- гражданами.

По характеру взаимоотношений между участниками правоотношения они могут быть:

*    вертикальными - основанными на подчинении одной стороны другой;

* горизонтальными - построенными на началах фактического и юридического равенства сторон.

По правовой природе:

* материальными - регулируемыми материальными  нормами административного права;

* процессуальными - регулируемыми  административно-процессуальными нормами, которые в свою очередь делятся  на:

- административно-юрисдикционные;

- административно-процедурные.

По характеру юридических фактов административные правоотношения делятся на порождаемые, прекращаемые, изменяемые волевыми действиями людей:

* правомерными действиями (административными  актами, административными договорам, иными юридически значимыми действиями);

* неправомерными деяниями (административными  правонарушениями, дисциплинарными  проступками);

* или событиями - явлениями, не зависящими  от воли и сознания людей (например, стихийное бедствие, истечение срока).

2.3 Юридические факты как условие возникновения административно-правовых отношений.

Юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями нормы между сторонами должны или могут возникнуть конкретные правоотношения (обычно это действия и события). Действия представляют собой такие факты, которые происходят по воле людей, являются результатом их волеизъявления. Действия делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия соответствуют предписаниям административно-правовых норм, основным видом этих действий являются юридические акты, т.е. действия, совершаемые с намерением породить правовые последствия. Такие действия могут совершать как организации, так и граждане.

Неправомерные действия часто влекут за собой применение мер административно-правового воздействия.

События - это явления, происходящие без воли людей. Изменение и прекращение административно-правовых норм происходит на основе ряда фактов, которые предусматриваются в гипотезах административных норм.

2.4 Понятие и виды субъектов административного права.

Субъект административного права - это обладатель предусмотренных юридическими нормами прав и обязанностей в сфере государственного управления. Субъекты административного права подразделяются на две основные группы:

* индивидуальные (граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства);

* коллективные субъекты, разновидностями  которых являются:

- государственные организации (органы  государственной власти, государственные  предприятия и учреждения);

- негосударственные организации (общественные  объединения, органы местного самоуправления, частные предприятия и учреждения, ассоциации, трудовые коллективы).

Важен вопрос: к какому типу субъектов следует относить должностное лицо? Осуществляя свои полномочия, оно действует не как индивид, а как орган, представитель организации. Поскольку его действия влекут юридические последствия для организации, они должны быть признаны действиями организации. Субъектом правоотношений здесь выступает именно организация, а не должностное лицо, действующее от ее имени. Административная правосубъектность включает в себя:

- административную правоспособность - установленную и гарантированную  государством возможность субъекта  иметь права и нести обязанности в сфере государственного управления, ее отсутствие исключает возможность возникновения административно-правовых отношений. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и сохраняется до конца жизни, не зависит от состояния физического и психического здоровья. Административная правоспособность у коллективных субъектов возникает с момента их создания и продолжается до упразднения;

- административную дееспособность - возможность субъекта административного  права своими действиями осуществлять  права и выполнять обязанности, реализовывать их в рамках  конкретных правоотношений и нести административную ответственность. Административная дееспособность у индивидуальных субъектов возникает с наступлением определенного возраста (полная - с 18 лет, ограниченная - с 16 лет), зависит от состояния их психического здоровья, способности отдавать отчет в своих действиях. У коллективных субъектов административная дееспособность возникает и прекращается одновременно с административной правоспособностью.

Важной особенностью административного права является то, что оно наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений. Эта особенность обусловлена разнообразием управленческих связей, а также политикой государства, направленной на легализацию, предоставление права участия в общественных отношениях разнообразным объединениям индивидов. Система субъектов административного права сложнее системы субъектов любой другой правовой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Любая отрасль права состоит из юридических норм, является их организованной совокупностью. Первичными элементами административного права, "кирпичиками", на базе которых строится система отрасли, являются административно-правовые нормы. Их можно понимать как установленные или санкционированные государством правила, регулирующие отношения в сфере деятельности исполнительной власти, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуждением. Норма содержит правило, модель должного поведения (диспозицию) при наличии определенных условий (гипотезы).
Каждая норма органично включена в отраслевую систему, вне которой действовать не может. Огромное множество административно-правовых норм можно поделить на виды по самым разным критериям. Наиболее важными для понимания этих норм являются критерии их сущности, содержания и формы, которые и были рассмотрены в данной курсовой работе.
Многообразие упомянутой системы источников административного права, остро ставит систематизации и кодификации проблему административно-правовых норм.
Административное право относится к числу несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью. Долгие годы четких подходов к его систематизации не наблюдалось. Между тем административное право по сравнению со многими другими отраслями права отличается исключительной мобильностью (постоянные изменения, преобразования, модификация). Конституция Российской Федерации создает прочную правовую базу для проведения такого рода работы, включая формирование стабильного законодательства по кардинальным вопросам организации функционирования механизма исполнительной власти, упорядочения огромного массива действующих административно-правовых норм различного уровня, нередко устаревших и противоречащих.
По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт российского административного права. Имеется ввиду Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это лишь частичная кодификация. Конечно, трудно даже говорить об общей административно-правовой кодификации. В настоящее время на первый план выдвигается задача систематизации административно-правовых норм, приведение их в соответствие с потребностями времени, с целями проводимых социально-экономических и административной реформ, с институтами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.

Информация о работе Контрольная работа по «Административному праву»