Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 04:21, контрольная работа
ВОПРОС 7. Охарактеризуйте административную и судебную формы защиты прав граждан. Выявите преимущества и недостатки.
Административная форма защиты гражданских прав, наряду с судебной формой и самозащитой, представляет собой законодательно определенную совокупность действий лица, чьи права или интересы нарушены незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц, по их обжалованию в вышестоящие или надзорные органы, уполномоченные государством рассматривать такие жалобы.
ВАРИАНТ № 7
ВОПРОС 7. Охарактеризуйте административную и судебную формы защиты прав граждан. Выявите преимущества и недостатки.
Административная форма защиты гражданских прав, наряду с судебной формой и самозащитой, представляет собой законодательно определенную совокупность действий лица, чьи права или интересы нарушены незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц, по их обжалованию в вышестоящие или надзорные органы, уполномоченные государством рассматривать такие жалобы.
Процессуальным средством защиты нарушенных гражданских прав является жалоба, подаваемая в соответствующий орган, в отличие от судебной защиты, где основным средством защиты является иск.
Содержание административной формы защиты составляет совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с подачей жалобы. Характерным для административной защиты гражданских прав является то обстоятельство, что содержанию административной защиты для лица, чьи права нарушены, свойственно наличие только прав. Так, потерпевший вправе подать жалобу в вышестоящий орган, а может обратиться за защитой и в суд. Но если им избран административный порядок защиты, то на соответствующий государственный орган возлагается обязанность в определенный срок рассмотреть жалобу, принять по ней меры, о чем письменно сообщить лицу, обжалующему неправильные действия государственных органов и их должностных лиц.
Пункт 2 ст. 11 ГК РФ содержит положение, в соответствии с которым защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Хотелось бы отметить, что это правило о возможности обжалования неправомерных действий государственных органов и их должностных лиц только в специально предусмотренных случаях подразумевает обязательный административный порядок обжалования таких действий. Поскольку никто не вправе запретить лицу, чьи гражданские права нарушены действиями государственного служащего, обратиться к его начальнику с требованием, пресечь нарушение, совершенное его подчиненным, что в принципе он как руководитель сделать даже обязан. В случае, если руководитель откажет в соответствующем требовании, то за потерпевшим остается право обжаловать действия и непосредственно нарушителя, и его руководителя в судебном порядке.
Наряду с альтернативной возможностью обжаловать незаконные действия государственных органов и их должностных лиц в вышестоящие или судебные органы продолжает существовать порядок обязательного первоначального административного обоснования. Что, безусловно, ущемляет права граждан и в принципе противоречит Закону «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»», который расширил круг органов и лиц, решения и действия (либо бездействие) которых могут быть обжалованы в суд. В их число включены теперь все государственные служащие. Ответственность государственного служащего при этом, в соответствии со ст. 5 ФЗ от 31.07.95 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» № 119 – ФЗ, наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Он устанавливает принципы государственной службы и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
К коллегиальным и единоличным действиям, которые теперь могут быть обжалованы в суд, отнесено и предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий, нарушающих права и законные интересы граждан. Данное обстоятельство имеет достаточно большое значение, например, для получения разрешения органов государственного комитета по антимонопольной политике по совершению сделки по приобретению пакета акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо получает право распоряжаться более чем 20 процентами указанных акций.
Роль административной формы защиты в гражданском праве России.
Основу правового регулирования административной формы защиты составляет положение, закрепленное в ст. 33 Основного Закона Российской Федерации – Конституции, где указывается, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и в органы местного самоуправления. В соответствии с данным правилом возможность обжалования неправомерных действий и решений государственных органов в вышестоящих органах предусмотрена практически во всех нормативно-правовых актах, предоставляющих полномочия на совершение таких действий.
В соответствии с п. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Закон (ГК РФ) предусматривает общее правило, в соответствии с которым срок для обращения в суд с жалобой установлен в один месяц со дня получения отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом. Законом может быть предусмотрен и иной срок для судебного обоснования таких действий.
Проблемы административной формы защиты гражданских прав.
Основной проблемой административной формы защиты гражданских прав является нежелание граждан защищать свои права в административном порядке. Оно зачастую обусловлено бюрократической системой и позицией вышестоящих организаций, направленной в первую очередь на защиту чести мундира.
Другой проблемой является зачастую низкий уровень ведомственного нормотворчества. Суды в Российской Федерации призваны обеспечивать правильное и быстрое разрешение споров. Они служат целям охраны правопорядка и государственности, гражданских, жилищных, семейных и иных прав и законных интересов граждан, а также прав и интересов юридических лиц, государства, его субъектов. Судебная защита гражданских прав играет важнейшую роль в укреплении законности, предупреждении правонарушений, как путем общей, так и путем частной превенции. Роль, которая отводится законодателем для судебной защиты, прослеживается из текста ст. 11 ГК РФ (Судебная защита гражданских прав), где сказано, что защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел суд, арбитражный суд или третейский суд, а административная защита допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
Кроме того, любое решение или действие, а также бездействие государственных органов или иных должностных лиц, нарушающее права и законные интересы граждан или организаций, может быть обжаловано в суде. Это возводит судейскую защиту в ранг гарантий законности и обоснованности действий по защите нарушенных прав, предпринятых в административной форме или в форме самозащиты. Само право на защиту нарушенных прав и интересов в судебном порядке является конституционным правом. Пункт 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда», - закреплено в ст. 35 Конституции.
В этой связи интересен тот факт, что с введением в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в закон «Об обжаловании решений и действий государственных органов и должностных лиц, нарушенных прав и интересов граждан»» были развеяны те преграды, которые стояли перед возможностью граждан обратиться в суд за защитой своих прав и интересов, выражавшихся в предусмотренной ранее для некоторых категорий споров досудебной процедурой их урегулирования в административном порядке.
Проблемы судебной защиты гражданских прав можно разделить на две группы. Первая группа представляет собой проблемы осуществления правосудия, с которыми сталкиваются лица, потерпевшие от посягательства на их право в любом суде, будь то конституционный, арбитражный или суд общей юрисдикции. К числу таких проблем можно отнести декларированное законодательством равноправие стран, т.е. равную возможность осуществлять свои права. Однако такая правовая возможность во многом зависит от возможностей материальных. Не секрет, что в условиях достаточно большой загруженности судов (особенно арбитражных и судов общей юрисдикции) возрастает роль представителей и адвокатов, умение которых обосновать отстаиваемую позицию во многом определяет исход судебного рассмотрения. Чем опытней и квалифицированней такой адвокат, тем больше шансов принятия судом положительного решения по делу и тем дороже его услуги. Безусловно, в современных экономических условиях усиливается расслоение населения страны на еще более богатых и еще более бедных, делает возможность реальной судебной защиты прав последних, достаточно, призрачной.
Другой проблемой является длительная процедура самой судебной защиты, т.е. период времени от совершения противоправных действий до исполнения судебного решения. В этой связи стоит отметить, что в некоторых зарубежных странах по отдельным категориям такой период может ограничиваться несколькими часами, что делает судебную защиту только эффективней и предпочтительней по сравнению, например, с административной.
Несмотря на принятие ФЗ «Об исполнительном производстве» все еще значимой остается проблема исполнения судебных решений. Указанный закон содержит достаточный потенциал, чтобы решить ее, однако практика по использованию тех полномочий, которыми наделены приставы, еще не наработана.
Невозможность решения данной проблемы в условиях инфляции и девальвации национальной валюты ставит под сомнение эффективность всей судебной системы вообще, поскольку из-за указанных обстоятельств компенсировать понесенные убытки потерпевший на момент исполнения решения уже, как правило, не может. Причиной тому является обусловленная несовершенством исполнительной системы и законодательства, регулирующего ее деятельность, возможность должника сокрыть имущество или доходы, подлежащие взысканию в пользу потерпевшего.
Вторую группу проблем судебной защиты составляют проблемы, с которыми сталкиваются при защите конкретных прав и законных интересов. К их числу относятся, в частности, проблема подведомственности дел судам, а также обеспечение судебной защиты прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений по тем категориям дел, по которым нормами материального права уже предусмотрена возможность судебной защиты, а процессуальный порядок еще надлежащим образом не регламентируется. Часто по таким категориям отсутствует и достаточная судебная практика, например, при объявлении несовершеннолетних полностью дееспособными (эмансипация).
На решение данных проблем и направлено развитие судебной системы в Российской Федерации. Государство, стремящееся стать правовым, должно характеризоваться целостностью, гармоничностью всех его сторон, ускоренными темпами общественных процессов. Одним из важнейших условий такого развития является совершенствование процедурно-процессуального порядка реализации прав и законных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. Такой порядок должен осуществляться наиболее простыми, удобными и эффективными механизмами.
Процедурное урегулирование юридических действий обеспечивает уверенность участников гражданского оборота в реальности и полноте их осуществления. Это относится в первую очередь к тем правам и свободам, реализация которых связана с деятельностью государственных органов и прежде всего судов.
Таковы тенденции развития судебной защиты гражданских прав. Кроме того, все большее значение уделяется исполнительному производству. Приняты законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах». По некоторым категориям дел введен упрощенный порядок защиты, именуемый приказным производством. По сути, полномочие по взысканию в бесспорном порядке было делегировано нотариату по тем категориям дел, где задолженность одной стороны перед другой была очевидна. И при нежелании должника добровольно исполнить требование потерпевшего, удостоверенный исполнительной надписью последний вправе истребовать причитающееся ему имущество, денежные средства в принудительном порядке.
Проект ГПК предусматривал особенности рассмотрения отдельных категорий дел, которые уже сейчас требуют своей регламентации. Это и дела об эмансипации, и о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и ряд других категорий дел. Особенно хотелось бы отметить тенденции развития судебной защиты и прав и свобод человека и гражданина, которая выразилась во вступлении в международный суд и возможности обжалования действий, нарушающих законные права и интересы граждан, не только в рамках судебной системы Российской Федерации, но и в международном суде, решение которого обязательно для исполнения и в Российской Федерации.
Необходимо также отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому предоставляется возможность в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Сейчас возникла реальная возможность осуществления этой нормы.
Российская Федерация, как известно, вступила в Совет Европы и взяла на себя обязательства признать право на индивидуальные обращения в Европейскую комиссию по правам человека. После ратификации Россией Европейской Конференции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, граждане и неправительственные организации, исчерпав все внутригосударственные средства правовой защиты, смогут не позднее шести месяцев после принятия окончательного решения по их делу обращаться через Европейскую комиссию в Европейский Суд с жалобой на нарушение государством прав и свобод, гарантированных названной Конвенцией.
За последние годы, как указано в заключении Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам по результатам парламентских слушаний «Проблемы судебной реформы в Российской Федерации», утвержденным постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 25 мая 1995 г. № 492-1 СФ «О парламентских слушаниях «Проблемы судебной реформы в Российской Федерации», в Российской Федерации проделана определенная работа по утверждению судебной власти как самостоятельной силы, не зависимой в своей деятельности от власти законодательной и исполнительной, способной обеспечить защиту и неуклонное соблюдение основных прав и свобод человека, конституционные права граждан в судопроизводстве».
К реальным результатам осуществляемой в России судебной реформы в заключении отнесено, прежде всего, избрание в октябре 1991 г. Конституционного Суда, расширение судебной юрисдикции, расширение права на защиту, а также создание системы правовых и социальных гарантий независимости судей. В этой связи особо следует отметить принятие Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (в июне 1992 г.), Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» (в июле 1994 г.), направленных на укрепление судебной власти в России и повышение авторитета суда.
Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"