Контрольная работа по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 04:21, контрольная работа

Описание работы

ВОПРОС 7. Охарактеризуйте административную и судебную формы защиты прав граждан. Выявите преимущества и недостатки.
Административная форма защиты гражданских прав, наряду с судебной формой и самозащитой, представляет собой законодательно определенную совокупность действий лица, чьи права или интересы нарушены незаконными действиями государственных органов или их должностных лиц, по их обжалованию в вышестоящие или надзорные органы, уполномоченные государством рассматривать такие жалобы.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Административное право.docx

— 47.69 Кб (Скачать файл)

 Федеральный  Конституционный закон «Об арбитражных  судах в Российской Федерации»  и Арбитражный процессуальный  кодекс Российской Федерации  позволяют создать новую, отвечающую  требованиям современной жизни, действенную систему арбитражных  судов в России, в полной мере  соответствующую базовой концепции  преобразования органов арбитража  в полноценные суды. Полностью сформирован состав Конституционного Суда Российской Федерации, что позволило ему вновь приступить к осуществлению своих полномочий. Дальнейшее проведение судебной реформы требует внесения существенных изменений в гражданское, процессуальное и уголовно-процессуальное законодательства, а по сути – создание новых Гражданского процессуального кодекса и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство должно осуществляться на основе состязательности и равноправия сторон. Однако в настоящее время суды осуществляют правосудие на основании действующих Уголовно-процессуального кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ, которые не обеспечивают в полной мере принципа состязательности. Этот принцип по-разному трактуется представителями наших юридических научно-исследовательских учреждений, например, в проектах Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, подготовленных Научно-исследовательским институтом проблем законности и правопорядка прокуратуры Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации, а также Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации.

Одной из важнейших задач судебной реформы является расширение процессуальных гарантий прав участников уголовного процесса. Однако совершенствование процессуальных гарантий в ходе судебной реформы коснулось в основном только прав и законных интересов обвиняемого (подозреваемого), но не потерпевшего. Поэтому защита прав и законных интересов потерпевших должна рассматриваться как одна из приоритетных задач судопроизводства. В ходе дальнейшего проведения судебной реформы и совершенствования уголовно-процессуального законодательства в соответствии с принципом состязательности необходимо устранить наметившийся в последние годы односторонний характер развития процессуальных гарантий только в интересах обвиняемого.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О действенности государственной власти в России» отмечается:«Одной правовой базой, однако, вряд ли удастся быстро помочь становлению полноценной судебной власти. Неоднократно уже говорилось, что престиж суда, судейского корпуса во многом зависит от их кадрового и материально-финансового обеспечения. Тем не менее, в этой области сделано недопустимо мало».

Условия работы, уровень социальной защищенности, бытового обеспечения судей, расходы на содержание суда до сих пор зачастую зависят от благорасположения федеральных и региональных властей. Совершенно очевидна материально-техническая необеспеченность судов. Проблемой для подавляющего большинства судов до сих пор является вопрос с их размещением.

 Из федерального  бюджета на финансирование судебных  органов выделяются недостаточные  средства. Более того, судебные органы  из года в год не получают  полностью бюджетных ассигнований, которые должны быть им направлены  в соответствии с законом.

Что касается судебной реформы, то за счет средств федерального бюджета она фактически не финансируется. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 16 июля 1993 г.            (о суде присяжных) Правительству Российской Федерации было поручено выделить Министерству юстиции Российской Федерации во втором полугодии 1993 г. дополнительные средства на материально-техническое, кадровое, организационное и научно-методическое обеспечение суда присяжных в размере 1159 млн. рублей. Однако это поручение, по существу, не выполнено. По данным Министерства юстиции Российской Федерации, суды присяжных в девяти регионах введены в основном за счет внутренних резервов. Но это ушло 25 процентов бюджетных средств, направляемых на финансирование всей судебной системы.

Судебные вакансии не заполняются в ряде регионов главным образом из-за отсутствия юристов, готовых и, что не менее важно, согласных занять должность судьи. В ряде краев и областей судейские квалификационные коллегии поставлены перед дилеммой: либо заполнять вакантные места неквалифицированными юристами, либо перегружать дополнительной работой опытных судей. В том и другом случае страдают, прежде всего, интересы граждан. При этом следует учитывать, что нагрузка судей за последние пять лет возросла практически вдвое, а количество судей не увеличилось.

Отсутствие надлежащего материально-технического и кадрового обеспечения судов не позволяет на данном этапе ввести суд присяжных во всех регионах России, а также рассматривать уголовные дела в составе трех профессиональных судей.

В связи с переходом к рыночным отношениям квалифицированная юридическая помощь стала недоступной (вопреки ст. 48 Конституции Российской Федерации) не только для неимущих, но и для среднеобеспеченных граждан.

Подлинно состязательный судебный процесс невозможен без сильной прокуратуры и столь же сильной адвокатуры. В свою очередь они нуждаются в независимом, эффективно работающем суде. Но при этом необходимо иметь в виду, что попытки усилить одну систему за счет ослабления другой – заведомо порочный путь. Ни к чему, кроме обессиливания действующего комплекса правоохранительных органов, он не приведет. В этой связи предложения о лишении прокуратуры обязанности заниматься правозащитной деятельностью (общенадзорная функция) выглядят, по крайней мере, преждевременными. Преждевременным было бы отказывать прокурору в праве на опротестование незаконных судебных решений. Это было бы явно не в интересах защиты прав и свобод граждан, оказавшихся в орбите судебного разбирательства.

 

ВОПРОС 17. Выявите общие и различные черты административного правонарушения и дисциплинарного проступка.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. В законодательстве понятие административного правонарушения было сформулировано в Основах законодательства СССР и союзных республик от 23.10.1980 г. С уточнением оно было воспринято КоАП, согласно которому административное правонарушение (проступок) представляет собой посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность (исключена), права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Это понятие охватывает собой конститутивные признаки административного правонарушения.

 Ими являются:

1)  антиобщественность;

2)  противоправность;

3) виновность;

4) наказуемость деяния.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие деяния. Это акт волевого поведения, включающий в себя два аспекта - действие или бездействие. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения. Административная ответственность также относится к безусловным признакам административного правонарушения.

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Признаками (элементами) состава административного правонарушениями являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Объективная сторона заключается в действии или бездействии, запрещенном административным правом. Наличие объективной стороны административного правонарушения законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших его вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, его систематичности. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами административного правонарушения признаются:

-  граждане;

-  организации.

Субъективная сторона административного правонарушения - психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности. Вина является обязательным признаком правонарушения. Только при наличии состава административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть привлечено к административной ответственности.

 

Освобождение от административной ответственности.

Основания, условия и последствия освобождения от административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотрены в ст. ст. 21 и 22 КоАП РСФСР. Основанием освобождения от административной ответственности является характер правонарушения и личность правонарушителя.

Условиями освобождения от административной ответственности являются: наличие в действиях (бездействии) нарушителя состава административного правонарушения; целесообразность применения к лицу, совершившему его, меры общественного воздействия; принятие решения об освобождении от административной ответственности органом (должностным лицом), уполномоченным решать дело о данном правонарушении. Согласно ст. 22 КоАП РСФСР, освобождение от административной ответственности возможно при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности необходимо отличать от обстоятельств, исключающих неправомерность действия(бездействия). Имеются в виду необходимая оборона и крайняя необходимость.

 

Ограничение административной ответственности.

Ограничение административной ответственности выражается в ограничении применения к тем или иным субъектам административных правонарушений взысканий либо оснований для их применения. Так, например, административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам 1 и 2 групп.

Ограничение оснований для применения административных взысканий установлены в отношении военнослужащих и приравненных к ним лицам, судей, прокуроров, лиц пользующихся депутатской неприкосновенностью. Не подлежат ответственности за административные правонарушения иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом от административной юрисдикции в РФ.

 

Дисциплинарный проступок и дисциплинарное взыскание.

Статья 192 ТК РФ связывает применение взысканий с нарушением трудовой дисциплины. Нарушением трудовой дисциплины является противоправное виновное неисполнение работником трудовых обязанностей. Такое правонарушение, не влекущее уголовной ответственности, принято именовать дисциплинарным проступком.

Действие (бездействие) работника является нарушением трудовой дисциплины лишь при одновременном наличии 3 условий:

1) если действие (бездействие) является противоправным (например, не может считаться  нарушением трудовой дисциплины  отказ работника выполнить распоряжение  работодателя о переводе на  другую постоянную работу, так  как в соответствии со ст. 72 ТК РФ такой перевод может  иметь место лишь с согласия работника);

2) если противоправное  действие (бездействие) является виновным, т. е. совершено умышленно или  по неосторожности (иначе говоря, неисполнение работником трудовых  обязанностей по причинам, от  него не зависящим,— недостаточная  квалификация, отсутствие надлежащих  условий работы и т. д.— не  может рассматриваться как нарушение  трудовой дисциплины, ибо здесь  нет вины работника в неисполнении  трудовой обязанности);

3) если не  исполнена именно трудовая обязанность, т. е. обязанность, вытекающая из  данного трудового правоотношения (опоздание на работу, прогул, отказ  от перемещения по работе и  т. п.).

В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. Перечисленные в ст. 192 ТК РФ меры дисциплинарных взысканий являются общими, т е. относящимися ко всем работникам. Однако, как сказано в данной статье, для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания. Так, например, в соответствии со ст. 14 Закона РФ от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на служащего может налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать его на государственную должность государственной службы, помимо дисциплинарных взысканий, перечисленных в ст. 192 ТК РФ, такое дисциплинарное взыскание, как «предупреждение о неполном служебном соответствии».

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение в этом случае производится распоряжением руководителя, имеющего право назначать государственного служащего на занимаемую им должность (п. 2 ст. 14 вышеупомянутого Закона).

Информация о работе Контрольная работа по "Административному праву"