Особенностью
закона является введение для государственных
служащих классных чинов государственной
гражданской службы (вместо квалификационных
разрядов), соотносимых с воинскими званиями
и специальным званиями правоохранительной
службы.
Гражданским служащим, замещающим
должности федеральной гражданской
службы высшей группы, присваивается
классный чин гражданской службы
- действительный государственный советник
Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса,
главной группы - государственный советник
Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса,
ведущей группы - советник государственной
гражданской службы Российской Федерации
1, 2 или 3-го класса, старшей группы - референт
государственной гражданской службы Российской
Федерации 1, 2 или 3-го класса, младшей группы
- секретарь государственной гражданской
службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го
класса.
Порядок присвоения и сохранения классных
чинов указывается в ФЗ «О Государственной
гражданской службе Российской Федерации»
и Указе Президента РФ от 19.11.2007 N 1554 "О
порядке присвоения и сохранения классных
чинов юстиции лицам, замещающим государственные
должности Российской Федерации и должности
федеральной государственной гражданской
службы, и установлении федеральным государственным
гражданским служащим месячных окладов
за классный чин в соответствии с присвоенными
им классными чинами юстиции".
Таким образом на государственной
гражданской службе созданы условия
для карьерного роста государственных гражданских
служащих.
В число квалификационных
требований к должностям гражданской
службы входят требования к уровню
профессионального образования, стажу
гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу (опыту)
работы по специальности, профессиональным
знаниям и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей. В число квалификационных
требований к должностям категорий "руководители",
"помощники (советники)", "специалисты"
всех групп, а также категории "обеспечивающие
специалисты" главной и ведущей групп
входит наличие высшего профессионального
образования, а категории "обеспечивающие
специалисты" старшей и младшей групп
входит наличие среднего профессионального
образования, соответствующего направлению
деятельности. Квалификационные требования
к стажу государственной гражданской
службы (государственной службы иных видов)
или стажу работы по специальности для
федеральных государственных гражданских
служащих устанавливаются указом Президента
РФ от 27.09.2005 № 1131 "О квалификационных
требованиях к стажу государственной
гражданской службы (государственной
службы иных видов) или стажу работы по
специальности для федеральных государственных
гражданских служащих". Квалификационные
требования к профессиональным знаниям
и навыкам, необходимым для исполнения
должностных обязанностей, устанавливаются
нормативным актом государственного органа
с учетом его задач и функций и включаются
в должностной регламент гражданского
служащего.
К основным обязанностям государственного гражданского служащего
в соответствии с Федеральным законом
«О государственной гражданской службе
Российской Федерации» от 27 июля 2004 года
№79-ФЗ (ст. 15) относятся:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Законодательство субъектов РФ, регламентирующее деятельность
государственных служащих гражданской
службы, в вопросах прав и обязанностей
опирается на федеральное законодательство.
Список используемой литературы:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ
- Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ
- Комментарий к Федеральному Закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» / Под редакцией В.А. Козбаненко. М., 2008. С. 126
- Граждан В.Д. «Государственная гражданская служба», М.: Кнорус, 2007
- Дементьев А.Н., Лукьянова Н.И. Аналитический вестник №26 (314) «Проблемы реформирования государственной гражданской службы в Российской Федерации», М., 2006
- Мельников В.П., Нечипоренко В.С. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. М., 2003. С. 302.
- Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999
- Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. - М., 2002
- Савченко С.Д. Система государственной службы Российской Федерации: Проблемы реформирования и развития /Чиновник, 2004, №1 (29)
- http://www.consultant.ru/
- http://www.garant.ru/
- http://www.referent.ru/