Контрольная работа по "Административные наказания"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Вступивший в действие с 1 июля 2002 г. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1. - Ст.1; 2009. - № 7. - Ст. 777. является единственным кодифицированным актом, устанавливающим структуру и содержание производства по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Возбуждение дела об административном правонарушении 4
1.1 Сущность возбуждения дела об административном правонарушениях 4
1.2 Поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении 7
Глава 2 Административно-процессуальные действия на стадии возбуждения дела 9
2.1 Порядок возбуждения дела об административном правонарушении 9
2.2 Общая характеристика административно-процессуальных мер, применяемых на стадии возбуждения дела об административном правонарушении 14
Заключение 18

Файлы: 1 файл

Админ.docx

— 51.25 Кб (Скачать файл)

Полагаем, что решение  о возбуждении дела об административном правонарушении в качестве процессуального  акта представляет собой имеющий  юридическое значение документ, оформляющий  волеизъявление должностных лиц  государственных органов начать производство по делу об административном правонарушении.

1.2 Поводы и основания  к возбуждению дела об административном  правонарушении

 

Возбуждение дела об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу, имеющей  решающее значение в определении  события административного правонарушения, фиксации обстоятельств, относящихся  к этому событию, определении  подведомственности (подсудности) рассмотрения дела.

Ст. 28.1 КоАП РФ установлен исчерпывающий перечень поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, в соответствии с которым производство по делу может быть начато при наличии достаточных данных, указывающих на событие административного правонарушения, а также материалов, содержащих такие данные, обоснованных сообщений и заявлений физических и юридических лиц, средств массовой информации. По делам об административных правонарушениях, предусматривающих в качестве административного наказания дисквалификацию, в п. 3 ч. 1 данной статьи определены специальные субъекты, от которых могут быть приняты имеющие значение для возбуждения дела сообщения.

Поводами к возбуждению  дела об административном правонарушении являются:

1.непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения;

2.поступившие из правоохранительных  органов, а также из других  государственных органов, органов  местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

3.сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  а также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения;

4.фиксация административного  правонарушения в области дорожного  движения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или  средствами фото- и киносъемки;

5.подтверждение содержащихся  в сообщении или заявлении  собственника (владельца) транспортного  средства данных о том, что  в случаях, предусмотренных пунктом  4 настоящей части, транспортное  средство находилось во владении  или в пользовании другого  лица.

Положения ч. 2 и 3 ст. 28.1 КоАП РФ, напрямую связанные с содержанием ст. 28.3 КоАП РФ, устанавливают, что дело об определенном административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ, могут возбуждать только уполномоченные на это должностные лица. В связи с этим, а также с учетом специфики производства по делам об административных правонарушениях по сравнению с уголовным процессом решение о возбуждении дела об административном правонарушении принимается уполномоченным должностным лицом самостоятельно без согласования с прокурором.

Таким образом ст. 28.1 КоАП РФ раскрывает поводы (источники), из которых полномочные органы или должностные лица получают информацию об административном правонарушении. Весьма важным представляется также законодательная регламентация категорий должностных лиц, уполномоченных применять меры административного производства.

 

Глава 2 Административно-процессуальные действия на стадии возбуждения дела

2.1 Порядок возбуждения дела об административном правонарушении

 

При принятии решения о  возбуждении дела об административном правонарушении весьма важна его  правильная первоначальная квалификация. Ряд статей КоАП РФ содержат составы административных правонарушений, пограничные с преступлениями. Следует учитывать, что отграничение указанных противоправных действий от уголовно наказуемых деяний осуществляется по соответствующим статьям УК РФ Уголовный кодекс Российской Федерации / Федеральный закон от 13 июня 1996 № 64-ФЗ (с изм. от 28 апреля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. -1996. - № 25. - Ст. 2954; Российская газета. - 2009. - 5 мая. - № 78., содержащим квалифицирующие признаки преступлений (например, размер причиненного ущерба). При оценке отличий административных правонарушений от дисциплинарных проступков необходимо учитывать положения ст. 2.5 КоАП РФ.

Частью 4 ст. 28.1 КоАП РФ определены процессуальные действия, с момента совершения которых дело об административном правонарушении считается возбужденным. К ним относятся действия, связанные с оформлением указанных в данной статье КоАП РФ протоколов, определений, постановлений, относящихся к производству по делу об административном правонарушении. Представляется, что данные положения требуют углубленного изучения.

Положения об отказе в возбуждении  дела об административном правонарушении, предусмотренные ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ, напрямую связаны с пп. 2 и 3 ч. 1 данной статьи, относящими поступившие к уполномоченному должностному лицу материалы, сообщения и заявления к поводам для возбуждения дела об административном правонарушении.

В ч. 4 ст. 30.1 КоАП РФ предусмотрено, что определение об отказе в возбуждении дела обжалуется в соответствии с правилами, установленными в главе 30 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, служащим основанием для  возбуждения производства по делу об административном правонарушении, поскольку  в данном документе фиксируется  факт совершения соответствующего нарушения.

В целях составления протокола  об административном правонарушении при  невозможности его составления  на месте выявления нарушения  уполномоченное лицо вправе применить  соответствующие меры обеспечения  производства по делу.

Протокол составляется практически  во всех случаях совершения правонарушений. КоАП РФ установлены два исключения из этого общего правила. Во-первых, дела о некоторых категориях административных правонарушений возбуждаются только прокурором, который выносит соответствующие постановления. Во-вторых, предусмотрены случаи, когда административное наказание в виде предупреждения или штрафа незначительного размера назначается на месте совершения правонарушения, где и происходит процессуальное оформление соответствующих действий, не требующих составления протокола.

В протоколе об административном правонарушении указываются данные о том, когда, где и кем он составлен. Важное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении. В случае составления протокола неправомочным лицом он признается ничтожным и должен быть возвращен в орган, где был составлен.

В протокол заносятся сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело. Применительно к физическому  лицу помимо его фамилии, имени и  отчества необходимо фиксировать дату его рождения, поскольку административная ответственность наступает с 16-летнего  возраста, а к лицам в возрасте от 16 до 18 лет применяются меры воздействия, предусмотренные федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних. В протоколе указываются и  иные необходимые сведения.

Сведения о личности нарушителя устанавливаются по имеющимся у  него документам. В случае отсутствия документов, удостоверяющих личность, необходимые сведения могут быть проверены в адресном бюро, а также  по месту жительства и работы (учебы) нарушителя с помощью телефонной связи. В целях установления личности нарушителя допускаются доставление  и административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей, транспортного  средства и изъятие вещей и  документов.

Аналогичная ситуация характерна и для юридического лица, в отношении  которого возбуждено дело. Сведения о  наименовании и месте нахождения юридического лица при необходимости  дополняются иными сведениями в  соответствии со ст. 51-58 ГК РФ Гражданский  кодекс Российской Федерации. Часть  первая / Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ (с изменениями от 9 февраля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; 2009. - № 7. - Ст. 775.. Это вытекает из положений  КоАП РФ, определяющих особенности привлечения к административной ответственности юридических лиц. В целях установления данных о нарушителе применяется осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

В протоколе об административном правонарушении указываются фамилии, имена, отчества, адреса потерпевших  и свидетелей в случае, если таковые  имеются. Важно обратить внимание на то, что наличие свидетелей не является обязательным условием при составлении протокола, как иногда полагают отдельные лица, осуществляющие рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В протоколе об административном правонарушении фиксируются место, время совершения и событие административного  правонарушения.

Фиксация места совершения правонарушения необходима, поскольку  по общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

Указание на время совершения правонарушения имеет важное значение в силу того, что постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено не позднее двух месяцев (в отдельных случаях - не позднее одного года) со дня совершения правонарушения.

Подробное описание события  совершенного правонарушения необходимо для его правильной квалификации, т.е. определения статьи Особенной  части КоАП РФ или статьи закона субъекта РФ, которой предусмотрена административная ответственность за подобные действия (бездействие).

В протоколе указывается  статья Особенной части КоАП РФ или статья закона субъекта РФ, устанавливающая ответственность за совершенное нарушение.

В протоколе об административном правонарушении фиксируется объяснение физического лица или законного  представителя юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело. Законным представителем юридического лица является его руководитель, а  также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.

Наличие данных объяснений является одним из источников доказательств  по делу. Они отражаются в протоколе, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу. Именно исходя из объяснений нарушителя можно сделать вывод о наличии его вины в содеянном и выявить обстоятельства, смягчающие ответственность, например чистосердечное раскаяние или способствовавшее совершению нарушения сильное душевное волнение.

В протоколе фиксируются  и иные сведения, необходимые для  разрешения дела. Это касается, например, описания нанесенного ущерба, который  является одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу.

Необходимо отметить, что  при составлении протокола об административном правонарушении предусмотренные  КоАП РФ процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, но и иным участникам производства. О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.

Важной гарантией полноты  и достоверности сведений, содержащихся в протоколе об административном правонарушении, является то, что физическому  лицу и законному представителю  юридического лица, в отношении которых  возбуждено дело, должна быть предоставлена  возможность ознакомления с протоколом. При этом указанные лица наделены правом представить свои объяснения и замечания по содержанию протокола, которые затем прилагаются к протоколу в качестве материалов дела.

Оформление протокола  об административном правонарушении завершается  его подписанием лицом, составившим  протокол, а также лицом, в отношении  которого возбуждено дело (имеется  в виду физическое лицо или законный представитель юридического лица). Лицо, совершившее правонарушение, имеет право отказаться от подписания протокола. В таком случае в указанном  процессуальном документе делается соответствующая запись об этом.

После составления протокола  об административном правонарушении его  копия вручается под расписку физическому лицу или законному  представителю юридического лица, в  отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

К несущественным недостаткам  относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление  протокола в отсутствие лица, в  отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом  сообщено о времени и месте  составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и  не уведомило о причинах неявки или  эти причины были признаны неуважительными.

Цель ст. 28.3 КоАП РФ - обеспечение законности и обоснованности возбуждения дел об административных правонарушениях.

В ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ в качестве общего правила устанавливается, что протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела в соответствии с главой 23 КоАП РФ (ст. 23.3-23.65). В ч. 2, 3 и 5 ст. 28.3 КоАП РФ перечисляются должностные лица федеральных органов исполнительной власти и некоторых организаций (например, члены избирательных комиссий, инспектора Счетной палаты РФ, должностные лица государственных внебюджетных фондов), которым в пределах их компетенции предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены конкретными статьями КоАП РФ и рассмотрение дел о которых согласно главе 23 КоАП РФ отнесено к подсудности судьей (ст. 23.1), к подведомственности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (ст. 23.2) и должностных лиц иных органов административной юрисдикции. Например, должностные лица органов внутренних дел (милиции) вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей, а также к компетенции других федеральных органов исполнительной власти, в том числе органов, осуществляющих санитарно-эпидемиологический надзор, органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Административные наказания"