Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2015 в 21:44, контрольная работа
Задание 1. Понятие, виды и особенности норм административного права.
Задание 2. Составьте схему: «Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти».
Задание 3. Назовите виды актов реагирования прокурора на нарушения законности в порядке общего надзора.
Задание 1. Понятие, виды и особенности норм административного права.
Для выполнения заданий, установленных условиями настоящей контрольной работы, полагаю, что в первую очередь необходимо в полной мере изучить понятие административно-правовая норма, а также исследовать виды и особенности административно-правовых норм, поскольку без полного и всестороннего изучения данного понятия, а также его структуры и особенностей, не представляется возможным ответить на вопросы следующих заданий, т.к. данное понятии является важным, основополагающим понятием всей науки и дисциплины административное право, а изучение административного права – важное слагаемое подготовки юриста.
Нормы административного право, безусловно, обладают общими для всех правовых норм свойствами и признаками, однако, наряду с этим, они также и существенно отличаются от других правовых норм, и обладают своей широкой спецификой, изучив которую, полагаю, что наиболее точное и широко отражающее суть понятия «административно-правовая норма» определение данного понятия содержится в учебнике для ВУЗов под редакцией Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной, в котором суть вышеуказанного исследуемого понятия отражена следующим образом: «Административно правовые нормы представляют собой установленные государством правила поведения субъектов административного права с целью регулирования управленческих отношений, возникающих в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления».1
Как было сказано выше, административно-правовые нормы обладают рядом своих особенностей по сравнению с иными правовыми нормами. Изучив данные особенности, полагаю необходимым выделить следующие:
– предмет регулирования административно-правовых норм и специфика регулируемых общественных отношений складываются в сфере государственного управления;
– административно-правовые нормы содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различным субъектам, действующим в сфере государственного управления, но главным образом это относится к органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления);
– нормы административного права направлены на организацию, упорядочение и совершенствование отношений, которые складываются в сфере управления. Посредством административно-правовых норм определяются правовое положение и компетенция большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношений с другими субъектами управления. Нормы административного права определяют также правовое положение физических и юридических лиц в различных сферах и областях государственного управления;
– с помощью административно-правовых норм обеспечивается охрана (защита) административно-правовых отношений от возможных нарушений. Охранительные нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с применением мер административного принуждения. Кроме того, административно-правовыми нормами нередко защищаются общественные отношения, регулируемые другими отраслями права.
Также можно выделить следующие, не заметные на первый взгляд, особенности норм административного права.
Так любая правовая норма, в том числе и административно-правовые - это акт правотворчества. За соответствующими субъектами исполнительной власти действующим законодательством закреплены полномочия по самостоятельному установлению правовых норм. Таким образом, следует вывод и наличии такого явления, как административное законотворчество.
Также, ввиду того, что основным содержанием административно-правовой деятельности является исполнение или применение к конкретным обстоятельствам требований законов, составляющих основу всей правовой системы Российской Федерации, административно-правовые нормы как регулятор общественных отношений управленческого типа могут выступать одной из важнейших юридических форм правоприменения в сфере государственного управления. Таким образом, вышеуказанные нормы несут в своем содержании двоякую юридическую функцию: правоустановительную и правоприменительную, т.к. тесная связь между этими функциями заключается в том, что правоустановление (правотворчество) по своей сути служит целям правоприменения (исполнения).
Таким образом, административно-правовое регулирование служит интересам общества во всех сферах управленческой, исполнительной деятельности государства. Нормы административного права порождают новые управленческие правовые отношения, вызванные современными внутренними и внешними условиями развития общества, способствуют совершенствованию существующих общественных отношений.
При исследовании понятия «виды административно-правовых норм», также можно выделить множество данных видов, существенная часть которых также присуща только административно-правовым нормам и никаким другим, из чего следует вывод, что виды административно-правовых норм также являются и еще одной отличительной особенностью вышеозначенных норм от других норм права. Полагаю, что все административно-правовые нормы можно классифицировать на виды по следующим основаниям:
1). По содержанию (по типу регулируемых однородных отношений) административно-правовые нормы объединяются в правовые институты, с их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения, где выделяют следующие группы (виды) норм:
– регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
– закрепляющие основные положения организации, функционирования и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;
– устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
– закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти и государственного управления;
– закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
– регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
– разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;
– определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферах и межотраслевом управлении.
2). По предмету правового регулирования административно-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные, в зависимости от того, регулируют ли они материальные или процессуальные управленческие отношения:
– нормы, регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий, т.е. материальные нормы;
– нормы, регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения, т.е. административно-процессуальные нормы.
3). По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений административно-правовые нормы подразделяются на:
– обязывающие — содержат юридическое предписание действовать так, как предусмотрено нормой. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением;
– уполномочивающие (правонаделительные) — уполномочивают или наделяют правами субъектов административного права совершать определенные юридические действия;
– запрещающие — запрещают совершение определенных действий;
– стимулирующие — создающие условия должного поведения в сфере управленческих отношений с помощью средств материального или морального поощрения или наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность (ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КРФоАП).
4). По форме предписания на:
– императивные (категорические);
– рекомендательные (решения научно-консультативных советов при органах исполнительной власти, научно-методических семинаров, обмен опытом и др.);
– диспозитивные (регулирующие права и обязанности в рамках, предоставленных нормой права).
5). По пределу действия в пространстве административно-правовые нормы действуют в пределах Российской Федерации и за ее границами. Соответственно территориальным масштабам действия административно-правовые нормы делятся на:
– федеральные или общероссийские;
– региональные, действующие в пределах субъектов РФ;
– местные;
– локальные, действующие в пределах государственного органа, предприятия, учреждения, организации и т.п.
6). По пределу действия во времени административно-правовые нормы делятся на:
– срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия
– бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
Как срочные, так и бессрочные нормы могут быть длительными и кратковременными. Разновидностью срочных норм являются чрезвычайные нормы, т.е. нормы, ограниченные во времени исключительными обстоятельствами: стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, межнациональными конфликтами и другими факторами, предусмотренными законодательством о чрезвычайном положении.
7). По пределу действия по субъектам (адресатам) регулирования в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.
Наконец, административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер. В последнем случае их действие охватывает все виды участников регулируемых управленческих отношений.
Задание 2. Составьте схему: «Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти»
Понятие «принципы организации и деятельности органов исполнительной власти» является одним из важнейших понятий административного права как науки, и как отрасли. Данное понятие гарантирует обеспечение исполнения административного законодательства на территории всей страны, т.к. на основе указанного понятия осуществляются все виды организации и деятельности всех органов исполнительной власти Российской Федерации, в то время как деятельность означенных органов является одной из важнейших составляющих практики применения административного законодательства.
Изучив вышеуказанные принципы, а также мнение ученых-юристов, полагающих, что «к основополагающим принципам организации и функционирования органов исполнительной власти относятся: разделение властей, федерализм, законность, гласность, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, народовластие, ответственность»2, проанализировав изученное, полагаю возможным представить систему видов принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в виде следующей схемы:
Виды принципов |
Общие |
Организационные |
Федеративное устройство |
Отраслевой |
Централизация |
Межотраслевой |
власти |
Плановость |
Территориальный |
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Административное право"