Контрольная работа по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:17, контрольная работа

Описание работы

1. Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 “Президент Российской Федерации” и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о “Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации”.
2. Под наследованием понимается переход имущества умершего наследователя к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единого целого и в один и тот же момент. Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК.
3. К числу основных назначений и функций правового государст¬ва относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установ¬кой международного права, согласно которой государство, в пер¬вую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людь¬ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах.

Содержание работы

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
2. Общие положения наследственного права
3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная правоведение.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

К первым, безусловно, относятся общепризнанность прав и свобод, их неисчерпаемость, неотчуждаемость, неограниченность и непосредственность действия, способность прав и свобод определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти и местного самоуправления. Особенность этой категории прав состоит как раз в отсутствии видимой зависимости их проявлений от государства, прерогатив властных государственных органов. В самом деле, как, например, может зависеть от государства способность указанных прав определять смысл, содержание и применение законов, деятельность органов власти, если содержательно правовое государство определяемо правами человека и основными свободами. Всем своим смыслом права и свободы подчеркивают независимость от государства и его власти, способность реализоваться помимо государства, вне сферы его суверенных прерогатив («непосредственно»). Само собой разумеется, что и общепризнанность, и неотчуждаемость, и неограниченность действия прав и свобод человека прямо свидетельствуют о независимости этих свойств прав в их проявлениях, прежде всего от государства.

Форма признания — это участие  государств — членов Сообщества в договорах, пактах, протоколах и др. по поводу основных прав человека. И первенствующее значение среди них занимает Всеобщая декларация прав человека. Как указывалось в Воззвании Международной конференции по правам человека в Тегеране в 1968 г., Всеобщая декларация прав человека отражает общую договоренность народов мира в отношении неотъемлемых и нерушимых прав каждого человека и является обязательством для членов международного Сообщества.

Международные пакты об экономических, социальных и культурных правах, а также о гражданских и политических правах наряду с конкретными обязательствами государств постоянно подчеркивают и момент признания государством того или иного права человека. Признание государством прав в контексте данных международно-правовых документов универсального характера означает обязанность государства обеспечивать, соблюдать, гарантировать и защищать данное право, но, вместе с тем, в них подчеркивается и первопричина такого обязательства, а именно признание государством этого права, как и всех универсальных прав и свобод в целом. Без признания государством — членом Сообщества определенного комплекса основных прав человека не может быть и самого признания данного комплекса прав Сообществом, как системой государств-членов, объединенных общими идеалами и целями, структурированных Организацией Объединенных Наций, организованных добровольно взятыми на себя обязательствами. А признание мировым Сообществом указанного комплекса прав человека и основных свобод и означает их общепризнанность.

Таким образом, общепризнанность как  фундаментальное свойство прав человека и основных свобод имеет под собой, в качестве непременной основы признание этих прав человека и основных свобод государством — членом Сообщества. Но общепризнанность как фундаментальное и универсальное свойство основных прав человека для каждого государства должна быть в каждом отдельном случае подтверждена признанием данных основных прав этим государством, признанием им общепризнанности основных прав, наконец, признанием государством связанных с основными правами обязательств. Признание каждым государством в отдельности и всеми государствами — членами международного Сообщества в целом всего комплекса прав человека и основных свобод придает им юридическое свойство общепризнанности, лежащей в основе и других свойств прав и свобод.

Общепризнанность определяет, например, непосредственность действия основных прав человека, которые именно в силу этого свойства не нуждаются в каком-либо дополнительном санкционировании, опосредовании законодательными, исполнительными, судебными органами государства. В равной степени общепризнанностью определяется неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав человека. Таковыми их признало международное Сообщество, возведя данную качественную характеристику прав человека в категорию общепризнанности. Непосредственность действия, неотъемлемость, равенство, судебная защищенность прав и свобод и др. качественные проявления становятся имманентно присущими правам человека и основным свободам, исключительно в силу той международно-правовой общепризнанности, которая делает их обязательными для государств — членов Сообщества.

Для общепризнанных прав человека и основных свобод основной международно-правовой гарантией выступает их общепризнанность. Однако поскольку общепризнанность, как уже отмечалось, предполагает участие государства, ее роль в качестве гаранта прав человека требует активной роли государства, которое признает принцип общепризнанности с вытекающими из него правовыми последствиями, закрепляет этот принцип в своем законодательстве, прежде всего, конституционно, следует этому принципу и выступает его гарантом, конституционно гарантируя выполнение общепризнанных и одновременно конституционных прав и свобод человека, отдавая приоритет в правовой системе общепризнанным принципам и нормам международного права, считая для себя обязательными и действующими те общепризнанные права и свободы, которые не закреплены конституционно.

Можно прийти, следовательно, к выводу, что общепризнанные права человека и основные свободы имеют в  качестве главных гарантий проявления их сущностных свойств общепризнанность как действенный принцип международного права и признание государством этих прав и свобод как общепризнанных, его обязанность закреплять их в качестве таковых законодательно (конституционно), следовать им и защищать их. Конечно, соотношение между этими двумя факторами-гарантами у различных прав может быть также различным. Показательно в этом отношении такое сущностное свойство некоторых основных прав, как возможность их ограничения государством. Возможность ограничения есть общепризнанное правило. Всеобщая декларация прав человека в ч. 2 ст. 29 устанавливает в качестве общепризнанной нормы, гарантирующей одно из основных сущностных свойств прав человека и основных свобод, их неограниченность действия, а также критерии возможного, в порядке исключения из общего правила, ограничения, а именно:

  • ограничение только законом;
  • ограничение исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.

Конституция РФ в порядке реализации общепризнанных в международном  праве норм установила в ст. 55 (ч. 3), что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, указанное конституционное положение основано на общепризнанных международно-правовых нормах и, тем не менее, с ними содержательно не вполне совпадает, охватывает более широкий круг целей, достигаемых введением возможных ограничений прав ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Всеобщая декларация прав человека (ч. 3 ст. 29) дает исчерпывающий перечень подобных целей («установлены законом исключительно с целью...»). При этом в перечне Всеобщей декларации отсутствуют такие упомянутые в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ цели введения возможных ограничений, как защита конституционного строя, здоровья, законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Итак, государство — гарант основных прав и свобод лишь отправляется в данном случае от основных положений общепризнанных принципов и норм международного права, однако законодательно (конституционно) развивает и в ряде случаев конкретизирует их. Ограничителем здесь служит, как нам представляется, принципиальное соответствие, непротиворечивость по существу. Вместе с тем, все это определенным образом характеризует положение и роль государства как гаранта во взаимодействии с системой международно-правовых гарантий основных прав и свобод.

Государство выступает основным и  главным гарантом осуществления такого сущностного свойства прав и свобод, как их способность определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Соответствующий этому сущностному свойству прав и свобод правовой принцип едва ли может быть причислен к общепризнанным в современном международном праве, хотя общий смысл и содержательная направленность принципа, безусловно, коренятся в нем.

Между тем вопрос этот первостепенен. Ведь общепризнанные права человека и основные свободы, обладающие огромным потенциалом демократического, гуманистического, всечеловеческого созидания, с необходимостью требуют для своего последовательного и полного воплощения участия государства, его понимания, согласия и одобрения этих прав и свобод, его конституционно-законодательного закрепления, организационного претворения, судебной защиты и т.д. Современное международное право способно и даже обязано оказывать в присущих ему формах и процедурах влияние на зарождение, развитие, активизацию демократических процессов во всех странах мира. Общепризнанные права человека и основные свободы — главное, наиболее действенное средство

Права и свободы, будучи сами по себе системами определенных общественных отношений и занимая одно из значимых мест в общей в масштабах всего общества системе общественных отношений, определяющим образом воздействуют на смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Но все это определяющее воздействие прав человека и основных свобод на содержание государства, его законодательной и иной деятельности невозможно без самого государства как, повторяем, органа общества. Именно в таком качестве государство в данном случае выступает и как гарант прав и свобод.

Самостоятельный аспект гарантирования государством основных прав и свобод составляют те из них, которые непосредственно обусловлены правовым статусом таких структурных подразделений общества, как социальные общности. Всеобщая декларация прав человека в числе таких общностей называет прямо семью, характеризуя ее как естественную основную ячейку общества, имеющую право на защиту со стороны общества и государства (часть 3 ст. 16). С семьей непосредственно связано право достигших совершеннолетия мужчин и женщин вступать в брак при свободном и полном согласии обеих вступивших в брак сторон и основывать семью без всяких ограничений по признаку рас, национальности или религии (ч. 21 и 2 ст. 16). Указанные положения Всеобщей декларации были конкретизированы и развиты в ряде международно-правовых актов универсального уровня: Конвенции и Рекомендации о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков, Декларации и Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин . Более обстоятельно правовой статус семьи и связанные с этим права человека регламентированы в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 10).


Основные права и свободы  связаны с существованием и жизнедеятельностью такой масштабной социальной общности людей, как народ. Полагаем, что к народу, а следовательно и к обществу в целом, применимы все права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку граждане, люди в своей цельности и системном единстве представляют в правовом выражении самую «плоть» народа, «плоть» общества, имея в виду под «плотью» в данном случае многообразие общественных отношений, связей, взаимодействий и взаимозависимостей и т.д. Вместе с тем, правомерно выделить и значительно более узкий круг отношений, соответственно и прав, которые в наиболее обобщенном виде выражают самую суть этой наиболее масштабной социальной общности людей.

 Не определяя правовой статус народа в целом, Всеобщая декларация прав человека охарактеризовала существеннейшее его свойство — быть носителем суверенитета и единственным источником власти — через такие права человека, как право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей и право равного доступа к государственной службе в своей стране (ч. 1 и 2 ст. 21). «Воля народа, — говорится во Всеобщей декларации, должна быть основой власти правительства, эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах закрепляет уже такое основополагающее право каждого народа, как право на самоопределение, в силу которого народ свободно устанавливает свой политический статус и свободно обеспечивает свое экономическое, социальное и культурное развитие (ч. 1 ст. 1). К правам народа Пакт относит также возможность свободно распоряжаться для достижения своих целей своими естественными богатствами и ресурсами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из международного экономического сотрудничества, основанного на принципе взаимной выгоды, и из международного права. Ни один народ, ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования (ч. 2 ст. I) .

Государственное гарантирование основных прав человека и гражданина, непосредственно  обусловленных их принадлежностью к социальным общностям — семья, народ, нация, народность и др. имеет свои особенности. Помимо закрепления общепризнанных и, следовательно, обязательных для него прав этих социальных общностей и прав, обусловленных принадлежностью к этим общностям прав человека в Конституции и законодательстве, государство должно гарантировать осуществление и тех и других прав в их полноте и взаимосвязанности.

Полнота как критерий состояния  государственного гарантирования необходима, поскольку лишь достаточно полный правовой статус социальной общности в состоянии обеспечить необходимую полноту правового положения каждого человека, принадлежащего к этой общности. С другой же стороны, лишь полноценный правовой статус каждого члена социальной общности способен обеспечить полноту соответствующего статуса социальной общности. Каждый из этих статусов (социальной общности людей и отдельной личности), вполне самостоятельный в правовом своем значении и к тому же включающий в себя каждый статус в отдельности, права совершенно различного типа, с различными субъектами не могут существовать друг без друга. Обуславливая друг друга, они и взаимно гарантируют один другого. Система государственного гарантирования в данном случае двухплановая. Гарантируя осуществление неотъемлемых прав социальных общностей, она гарантирует одновременно осуществление прав принадлежащих к этой общности лиц и наоборот.

Одной из разновидностей общепризнанных прав человека являются права, связанные со спецификой отдельных групп населения.

Конституция РФ закрепляет принцип  равноправия, согласно которому мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19). Не упоминая конкретно об основных правах детей, Конституция РФ устанавливает два принципа. Согласно одному, материнство и детство находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38), а в соответствии с другим — забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38). На трудоспособных детей, достигших 18 лет, возлагается конституционная обязанность заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 3 ст. 38). Конституционные права лиц, содержащихся под стражей, наряду с задержанными и обвиняемыми в совершении преступления, сводятся к праву пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ч. 2 ст. 48). Относятся ли права ребенка и женщины, права лиц, лишенных свободы или приговоренных к смертной казни, закрепленных, по крайней мере, в Пактах, к числу общепризнанных прав человека? Очевидно, что да. Государство, являясь основным исполнителем и гарантом этих прав, конкретно регламентирует эти права в своем текущем законодательстве. При этом обязательными стандартами и критериями соответствующих законодательных и иных внутригосударственных правовых норм являются обязательные для государства общеобязательные нормы международного права. Это не означает, разумеется, что законодательство, обеспечивающее государственное гарантирование данных прав, обречено лишь воспроизводить общепризнанные права. Но социально-правовая заданность и сущностно-содержательный смысл их для государства обязательны, что и означает, что оно законодательно не вправе противоречить общепризнанным правам человека. Именно такое соотношение определяет структуру гарантирования прав отдельных специфических прав человека и гражданина.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"