Контрольная работа по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:17, контрольная работа

Описание работы

1. Понимание статуса Президента Российской Федерации, его роли как главы государства достижимо лишь при уяснении и использовании совместно главы 4 “Президент Российской Федерации” и других структурных подразделений Конституции, прежде всего глав о “Федеральном Собрании – парламенте Российской Федерации и Правительстве Российской Федерации”.
2. Под наследованием понимается переход имущества умершего наследователя к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единого целого и в один и тот же момент. Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК.
3. К числу основных назначений и функций правового государст¬ва относятся гарантирование, защита и реализация основных прав и свобод человека. Это согласуется и с принципиальной установ¬кой международного права, согласно которой государство, в пер¬вую очередь, несет ответственность за осуществление всеми людь¬ми и всеми группами людей прав человека и основных свобод на основе полного равенства в достоинстве и правах.

Содержание работы

1. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации
2. Общие положения наследственного права
3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
4. Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная правоведение.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

Определенное своеобразие государственного гарантирования возникает при взаимоусловленности  прав общественного или политического образования (профессиональные союзы, организации, объединения, партии и др.) с правами образующих их лиц — членов данных образований. Будучи самостоятельным субъектом права и обладая, соответственно, собственными правами, указанные объединения с необходимостью предполагают наличие коллективных прав и обязанностей, принадлежащих только лицам-членам. Определение права в качестве «коллективного», следовательно, означает, что правами этими обладает как коллектив в целом, юридически представленный общественной организацией или объединением, так и члены коллектива, каждый в отдельности.

Демократическое правовое государство гарантирует как права общественных и политических образований (организаций, союзов и т.п.), так и специфические права индивидов — членов этих образований. При этом гарантией осуществления прав индивидов — членов общественных и политических образований также выступают гарантированные государством права этих образований.

Гарантирование государством прав и свобод такой наиболее многочисленной категории лиц, как собственные  граждане, имеет" ряд своих особенностей. Права и свободы граждан можно  подразделить на те из них, которыми они обладают как индивиды, и на те, составляющие относительно небольшую группу, которые принадлежат исключительно гражданам. Конституция РФ в формулировании статей, посвященных правам и свободам человека и гражданина, применяет часто выражения «каждый», «все», «никто», имея в виду, что распространяются права действительно на каждого человека, находящегося на территории Российской Федерации безотносительно к тому, является ли он гражданином РФ, иностранным гражданином или апатридом. Признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, т.е. относящиеся к первой, наиболее многочисленной их группе, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1ст. 17).

Из этого следует, что основным и главным гарантом указанных прав и свобод человека и гражданина являются именно принципы и нормы международного права, а на основе обязанности государства следовать этим принципам и нормам, не противоречить им и при включении общепризнанных международно-правовых принципов и норм в правовую систему государства, последнее в соответствии с Конституцией выполняет функцию гаранта основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права, принадлежащие только гражданину, гарантируются в основном и главным образом государством. Основывается данное гарантирование на той устойчивой правовой связи, которая существует между гражданином и государством его гражданства и в силу которой обеспечивается глубинная и постоянная сопричастность гражданина и его государства с широкими правовыми возможностями гражданина реально участвовать в демократических процедурах (выборах) формирования органов государства, в контроле над деятельностью государства, его органов и должностных лиц, в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. С этим связано и обладание гражданином теми политическими правами, которые не могут принадлежать ни иностранному гражданину, ни апатриду. Гарантирование государством прав гражданина основывается на гражданстве — устойчивой правовой связи, существующей между гражданином и государством. Понятие «гражданин», как уже отмечалось, не употребляется, как правило, в универсальных международных правовых актах, и это обстоятельство служит доказательством отнесения прав гражданства к внутренним делам государства, к тем его суверенным прерогативам, преступать границы которых международное право не считает вправе. И, тем не менее, права, свойственные человеку как гражданину, отнюдь не чужды международному праву вовсе. Отметим, например, в этой связи, что ст. 21 Всеобщей декларации прав человека закрепляет, как право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей, так и право равного доступа к государственной службе. И хотя данная статья обращена к «каждому человеку», совершенно очевидно, что в ней имеется в виду именно гражданин, поскольку и управление предполагается «своей страной» и доступ к государственной службе может иметь место в своей стране. О содержании ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, закрепляющей ряд основных политических прав граждан, уже говорилось ранее. Более существенно то, что группа прав и свобод, применимых исключительно к гражданам и не распространяющихся в силу гражданства на иностранцев и апатридов, в условиях демократического гражданского общества и правового государства сущностною однородны со всем массивом общепризнанных прав и свобод человека, отвечают единым принципам правового статуса личности, являются неотделимым компонентом единого правового статуса личности (ст. 64 Конституции РФ).

Представляется, что важнейшей  составляющей понятия государственного гарантирования прав и свобод является, помимо гарантирования каждого права в отдельности, также и создание правовых условий, исключающих противопоставление их друг другу, конкуренцию и, тем более, их взаимоисключение. Сказанное относится и к конституционным обязанностям. В связи с этим заслуживает быть отмеченной необходимость гарантирования государством осуществления принципов правового статуса человека и гражданина во внутригосударственном праве. Конституционные принципы в обобщенной, концентрированной форме характеризуют и закрепляют отношения, лежащие в основе правового статуса личности. К ним, по-нашему мнению, следует отнести:

    • принцип равенства прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ);
    • принцип равенства прав и свобод перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции РФ);
    • принцип соразмерности при осуществлении, исключающим нарушения, прав и свобод человека и гражданина с правами и свободами других лиц (ч. 3 ст. 17 конституции РФ);
    • принцип публичности нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
    • принцип свободы доступа каждого к документам и материалам, непосредственно затрагивающим его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24 Конституции РФ).

Назначению государственного гарантирования отвечает и система конституционных принципов, относящихся к области прав и свобод гражданина:

    • принцип полноты прав и свобод граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);
    • принцип равенства обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ);
    • принцип единого и равного гражданства, независимого от оснований приобретения (ч. 1 ст. 6 Конституции РФ);
    • принцип невыдачи и невысылки государством граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 61 Конституции РФ);
    • принцип защиты и покровительства государством граждан Российской Федерации за ее пределами (ч. 2 ст. 61 Конституции РФ).

С точки зрения характеристики механизма  осуществления государственного гарантирования прав и свобод особое значение имеют те из них, которые непосредственно влекут конституционные обязательства государства. В данном случае, каждое из таких обязательств выступает формой гарантирования конкретного права. Ими являются:

    • права потерпевших лиц с соответствующими обязанностями государства охранять их посредством закона, а также обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию и компенсировать причиненный ущерб (ст. 52 Конституции РФ);
    • права каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями( или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ);
    • права каждого и соответствующая ответственность государства, связанные с обжалованием в суд решений и действий или бездействия органов государственной власти и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ).

Итак, все формы и разновидности государственного гарантирования, основных прав и свобод человека и гражданина — это гарантирование в строгих рамках права и посредством права — международного и внутригосударственного. Понимание системы государственного гарантирования как гарантирования правового позволяет сделать выводы о том, что:

    • данное обстоятельство служит существеннейшей характеристикой государства как правового;
    • эта система дает возможность выявлять соответствие праву всех законодательных и подзаконных актов, их норм;
    • обеспечение, защита (государственная и судебная) и реализация основных прав и свобод человека и гражданина носят правовой характер;
    • система выявляет деструктивную несовместимость реального гарантирования государством основных прав и свобод с практикой их систематического и масштабного нарушения, неправомерного ограничения, не обеспечения необходимыми материальными, организационно-правовыми и др. ресурсами.

Институционально функция государства  по гарантированию прав и свобод человека и гражданина выражена, согласно Конституции РФ, полномочиями органов государственной власти и среди них, прежде всего, Президента РФ, который в соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В присяге Президента РФ народу при вступлении в должность содержатся слова: «Клянусь, при осуществлении полномочий Президента РФ, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина» (ст. 82 Конституции РФ). Президент вправе приостанавливать действие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ).

Полномочия законодательных органов  Российской Федерации по вопросам обеспечения  основных прав человека и гражданина входят как в ведение Российской Федерации (п. «в «ст. 71 Конституции РФ: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств), так и в совместное ведение Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72 Конституции РФ: защита прав и свобод человека и гражданина).

Осуществление мер по обеспечению  прав и свобод граждан — важнейшая  составляющая компетенции Правительства  РФ (п. «е» ст. 114). Функция обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина является главным, назначением судебной системы.

Смысл конституционной гарантии государственного признания, обеспечения и защиты прав и свобод состоит в том, что и признание, и обеспечение, и защита составляют обязанности всего государственного механизма, всех органов государства и должностных лиц и что неисполнение или ненадлежащее исполнение ими этих конституционных обязанностей означает нарушение Конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Список литературы:

 

1. Гражданский кодекс.

2. Гражданское право  / под ред. А.Г. Калпина, А.И.  Масляева – М., 1997 г.

3. Международные акты  о правах человека

4. Правоведение / под ред.  О.Е.Кутафина – М., 2003 г.

5. Шевцов В.С. Права человека  и государство в Российской Федерации. Москва, 2002

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"