Контрольная работа по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 12:52, контрольная работа

Описание работы

Каждое государство стремится надлежаще урегулировать общественные отношения в различных сферах действительности. Основной закон Российской Федерации - Конституция, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения.
В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 26.44 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Правоведение

Вариант: 10

 

 

 

 

 

Исполнитель: студентка

Группа: УКп-09Р

Ф.И.О.

 

Екатеринбург

2013

Правотворчество: понятие, виды, принципы

Каждое государство стремится надлежаще урегулировать общественные отношения в различных сферах действительности. Основной закон Российской Федерации - Конституция, закрепив принцип разделения властей, исходит из того, что каждая ветвь власти принимает нормативные акты по вопросам своего ведения.

В настоящее время, когда политические и экономические реформы, проводимые в России, потребовали интенсивного законотворчества, как никогда становится ясно, насколько важен сам процесс создания закона, выработки первоначальной концепции будущего акта, составление и обсуждение проекта, учет мнений и интересов различных социальных групп, соотношение с другими нормативными актами, способность будущего закона «вписаться» в уже существующую правовую систему, способность адаптироваться новому закону, экономические основы его существования и реального применения.

Процесс создания правовых норм начинается с возникновения объективных общественных закономерностей, требующих правового регулирования, проходит через институты общества и государства, реализуется законодательной, исполнительной и судебной властями в присущих им формах. Но процесс создания правовых норм не может быть произвольным, субъективным, он базируется на принятых и закрепленных конституционно и нормативно правилах, которые государство обязано соблюдать.

Потребность общества и государства в законодательстве, обеспечивающем реальное действие прав и свобод граждан и иных лиц и способствующем прогрессивному развитию общественных отношений, вынуждает государственные органы постоянно и весьма интенсивно заниматься совершенствованием действующих норм права, вносить в них необходимые коррективы. Деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права понимается как правотворчество.

Правотворчество представляет собой постоянно длящийся процесс совершенствования действующих норм права, в котором активно участвуют как органы государства, так и политические партии, общественные организации, граждане и другие члены гражданского общества.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества. При этом требуются учет закономерностей развития общества, благоприятных объективных и субъективных условий для принятия и применения закона, а также выбор оптимальной правовой формы государственного решения (закон, указ, постановление, билль, статут, регламент и пр.). Результатом этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества могут носить как положительный (новые правовые нормы), так и отрицательный характер (предписания об отмене правовых норм). К правотворческой деятельности, относятся также отмена и изменение устаревших нормативно-правовых предписаний. Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Организационно-управленческий аспект правотворчества составляют процедуры обсуждения проектов нормативных актов, согласования проектов с заинтересованными органами и лицами, проведение экспертизы, внесение изменений с учетом высказанных замечаний на проект и другие действия. В ходе такой деятельности могут приниматься и промежуточные решения типа «одобрить проект», «отклонить», «отправить на доработку», «образовать рабочую комиссию по доработке проекта», «направить проект на согласование». Деятельность по выработке решения принять нормативно-правовой акт нередко занимает более длительный период, нежели подготовка его проекта. Правотворческий процесс представляет собой «порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер».

В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:

- непосредственное правотворчество  народа в процессе проведения  референдума;

- правотворчество государственных  органов (например, Государственной  Думы, Правительства РФ);

- правотворчество отдельных должностных  лиц (например, Президента);

- правотворчество органов местного  самоуправления;

- локальное правотворчество (например, на предприятии);

- правотворчество общественных  организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество делится на:

- законотворчество - правотворчество  высших представительных органов (парламентов), в процессе которого  издаются нормативные акты высшей  юридической силы - законы, принимаемые  в соответствии с усложненной  процедурой;

- делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность  органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая  по поручению парламента;

- подзаконное правотворчество - здесь  нормы права принимаются и  вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным  органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, государственными  комитетами, местными органами государственного  управления, губернаторами, главами  администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций[4].

Основная причина существования делегированного правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень, как того требуют нормы, регулирующие компетенцию и прерогативы правотворческих органов.

Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть ряд ситуаций, когда достаточно уровня подзаконных актов, нормативных договоров и т. д. Кроме того, подзаконное правотворчество характеризуется большей оперативностью гибкостью, меньшей формальностью, большей компетентностью осуществления его конкретных субъектов. Вместе с тем подзаконное правотворчество связанное « непрозрачностью» процесса принятия нормативных актов, с их громоздкостью.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

- обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых  актов;

- устранение (отмена) устаревших юридических  норм;

- восполнение пробелов в праве.

Реализация этих функций позволяет решить задачу совершенствования российского законодательства.

Правотворчество, независимо от его вида, должно быть профессиональной деятельностью, добиться высокого качества нормативных актов позволяет соблюдение принципов правотворчества, которые представляют собой организационные начала, определяющие существо, характерные черты и общее направление правотворческой деятельности. Верховенство Конституции, законность, гласность, демократизм, профессионализм, гуманизм, научность, планомерность, оперативность и др., эти принципы являются базовыми и характерны не только для российской правовой системы.

- принцип демократизма предполагает  активное участие представителей  различных слоев общества и  всех ветвей власти в правотворческой  деятельности. Проявляется в обеспечении  и установлении подлинно демократического  порядка подготовки и утверждения  нормативных актов, прежде всего  законов. Такой порядок должен  обеспечивать полное и эффективное  участие депутатов, широкой общественности  в правотворчестве. Необходимо учитывать  общественное мнение и потребности  различных слоев населения. Распространена  практика всенародного обсуждения  законопроектов при помощи средств  массовой информации: печати, радио, телевидения. Поступившие при обсуждении  проекта замечания и предложения  анализируются правотворческим  органом, после чего в подготавливаемый  акт вносятся соответствующие  изменения.

- принцип законность и конституционность. Нормативные акты должны приниматься  строго в пределах компетенции  правотворческого органа, соответствовать законам и иным актам высшей юридической силы. Этот принцип означает также строгое соблюдение правотворческой процедуры и формы принимаемых актов.

- принцип гуманизма выражается  в направленности издаваемых  актов на защиту прав и свобод  граждан, на максимальное удовлетворение  их материальных и духовных  потребностей. Человек, его интересы  должны быть в центре законодательной  деятельности.

- научный характер правотворчества. Главные требования этого принципа  сводятся к тому, что законопроект  готовится не просто сам по  себе, произвольно, а при тщательном  анализе социально-экономической  ситуации в стране, политической  обстановки, потребностей правового  регулирования тех или иных  сторон общественной жизни, целесообразности  подобного регламентирования и  т.д. Для выявления этих параметров  используются различные социально-правовые  эксперименты, социологические опросы, анкетирование и т.д. Только с  учетом указанных факторов принятые  правовые предписания будут обоснованными  и эффективными.

- принцип профессионализма предполагает  обязательное участие квалифицированных, высокопрофессиональных специалистов  на всех стадиях правотворческого  процесса. Этот принцип прямо  и непосредственно связан с  качеством правотворчества, эффективность  механизма принятия государственных  решений. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты (юристы, социологи, политологи), которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

- принцип верховенства Конституции  и законов проявляется как  в сущности законодательного  процесса, так и в его содержании. Содержание законов как нормативных  актов, обладающих высшей юридической  силой, должно строго соответствовать  основным признакам правового  государства, отвечать идеям и  установкам гражданского общества  и нормам международного права.

- принцип оперативности предполагает  своевременность издания нормативных  актов.

Названные принципы имеют общепризнанный характер и следование им позволит поднять отечественное право на уровень мировых законодательных стандартов.

Формы правотворчества:

- принятие нормативно-правовых  актов компетентными государственными  органами;

- издание нормативно-правовых актов  отдельными должностными лицами;

- правотворчество избирательного  корпуса в ходе референдумов;

- формирование юридического прецедента;

- заключение нормативных договоров;

- правотворчество органов местного  самоуправления;

- правотворчество руководителей  предприятий, организаций;

- санкционирование государственными  органами правовых обычаев или  норм, принятых корпоративными организациями.

Принятие нормативных актов является наиболее распространенным видом правотворчества. Круг государственных органов, имеющих право на такой вид деятельности, исчерпывающим образом закреплен в законодательстве. В частности, это глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти всех уровней, некоторые исполнительные органы государственной власти (правительство, министерства и т.д.). Референдум - это всенародное голосование по вопросам, имеющим наиболее важное государственное значение. Принятые на референдуме решения обладают высшей юридической силой и не нуждаются в последующем утверждении каким бы то ни было государственным органом. Так, на референдуме в 1993 году была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

В юридической литературе пока не сложилось единого мнения по вопросу о том, какой смысл следует вкладывать в понятие «правотворчество».

Так, по мнению одних авторов, правотворчество - это форма государственного руководства обществом, «…выражающаяся в издании нормативных актов…», других - «…это в принципе и главным образом государственная деятельность, завершающая процесс формирования права, означающая возведение государственной воли в закон»; третьих - «по своей социальной сути правотворчество есть процесс возведения государственной воли в закон, ее оформление в различных нормативно-правовых актах, процесс придания содержащимся в них правилам поведения - государственным велениям общеобязательного характера»; четвертых - «правотворчество представляет собой деятельность правотворческих органов по подготовке и принятию нормативно-правовых актов либо решений об отмене или изменении действующих норм права» и т.д.

Правотворчество представляет собой деятельность компетентных субъектов. Субъектами правотворчества являются государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией (правом на издание нормативных актов), органы местного самоуправления, а также народ при принятии законов путем референдума.

Правотворческая деятельность осуществляется в соответствии с процедурой, установленной нормативными актами (конституцией, регламентом, уставом и т.д.). Задачей правотворчества является совершенствование правовой системы для достижения целей, которые ставит перед собой субъект правотворческого процесса. Результаты этой деятельности в общем виде выражаются во внесении новшеств в систему действующих правовых норм, в изменении нормативного материала. Причем такие новшества могут носить как положительный (новые правовые нормы), так и отрицательный характер (предписания об отмене правовых норм).

В идеале перед законодателем в процессе правотворчества всегда стоит задача максимально точного отражения в нормативных правовых предписаниях явлений общественной жизни и правильного реагирования на возникающие проблемные ситуации.

Следовательно, социальная характеристика качества законов и подзаконных актов неизбежно охватывает два момента.

Во-первых, степень адекватности отражения в нормативном правовом акте происходящих в обществе процессов.

Во-вторых, точность проецирования этих процессов на будущее, прогнозирования возможных путей развития общества и неразрывно связанного с этим выбора оптимальных путей их видоизменения в желательном направлении при помощи права.

Панкратова обратилась в суд для разрешения конфликта, возникшего в связи с наследованием квартиры ее умершего мужа Панкратова.

Квартира была приватизирована супругами Панкратовыми на двоих, однако муж завещал квартиру сестре, проживающей отдельно, и теперь та, считая себя полноправной собственницей квартиры, требует от Панкратовой освободить квартиру.

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"