Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 11:32, контрольная работа
Актуальность темы и научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Под лицензионно-разрешительным производством в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительное производство распространяется в широкой сфере общественных отношений.
Введение………………………………………………………………………..3
I. Понятие и задачи лицензионно-разрешительного производства………..5
1. Производство по выдаче лицензий……………………………………….11
2. Контрольное производство………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………19
Список нормативных актов и использованной литературы……………….21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Забайкальский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)
Контрольная работа
По дисциплине: «Административное право»
Тема: Лицензионно-разрешительное производство
Выполнил: студент гр.Юрз-09-3
Чита 2014
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Понятие и задачи лицензионно-разрешительного производства………..5
1. Производство по выдаче лицензий……………………………………….11
2. Контрольное производство………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список нормативных актов и использованной литературы……………….21
Введение
Актуальность темы и научная и практическая значимость исследуемой проблемы. Под лицензионно-разрешительным производством в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов лицензий (разрешений) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, объединениями либо отдельными гражданами. Лицензионно-разрешительное производство распространяется в широкой сфере общественных отношений. Так, в области государственной тайны лицензируется деятельность предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны, в области оборота специальных технических средств регулируется деятельность физических и юридических лиц, связанных с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи технических средств для негласного получения информации. Такой специфический характер данной деятельности и определяет актуальность выбранной мной темы. В теоретическом плане, рассмотрение данной проблемы необходимо для более глубокого изучения научных основ лицензионно-разрешительной системы. С практической же точки зрения, раскрываемая в моей работе тема позволит мне применить знания в данной области в ходе служебно-боевой деятельности по защите и охране Государственной границы Российской Федерации.
В основном рассматриваются
общие положения
Научная проблема моей работы состоит в рассмотрении сущности и особенностей разрешительного производства, а также участия в них лицензирующих органов.
Исходя из этого
можно выделить предмет - федеральные
органы исполнительной власти, участвующие
в осуществлении лицензионно-
Целью моей контрольной работы является более глубокое изучение проблемы участия федеральных органов исполнительной власти в осуществлении лицензионно-разрешительном производстве.
На основе данной цели я определил для себя основные задачи:
раскрыть содержание разрешительного производства;
изучить организацию работы органов внутренних дел по обеспечению правил разрешительной системы;
подробнее рассмотреть порядок выдачи разрешений на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.
Положения, выносимые на защиту. Таким образом, для защиты я полагаю вынести следующие утверждения:
разрешительное производство осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в семь стадий;
органы внутренних дел как структурное подразделение Министерства внутренних дел осуществляют лицензионно-разрешительную деятельность;
органы внутренних дел выдают разрешения на приобретение и хранение оружия и боеприпасов.
Исходя из всего указанного выше перейдем к рассмотрению первой главы моей контрольной работы – лицензионно-разрешительное производство в Российской Федерации.
I.Лицензионно-разрешительное производство
Лицензионно-разрешительное производство является самостоятельной формой процессуальной деятельности и обладает следующими чертами:
а) носит государственно-властный характер;
б) опосредовано
нормами административно-
в) имеет свои цели и задачи;
г) направлено на достижение юридического результата – решение вопроса о правовом статусе субъекта лицензионной деятельности.
Для лицензионно-разрешительного производства характерна своя специфика правоотношений.
Во-первых, рассматриваемые правоотношения является властеотношениями, т.е. их субъекты изначально неравноправны. Лицензионный орган занимает позицию не только контролирующей, т.е. вышестоящей инстанции, но и имеет право вмешательства в деятельность хозяйствующего субъекта в целях приведения его деятельности в соответствие с нормативно установленными лицензионными требованиями и условиями. Данный признак является общим для правоотношений, являющихся предметом регулирования всей отрасли административного права, а также специфической чертой финансовых правоотношений. Однако в лицензионном правоотношении данный признак выделяется особенно ярко. Это связано с тем, что вся система лицензионно-разрешительных правоотношений, существующая в рамках правового режима лицензирования, направлена на обеспечение реализации функции государства по управлению экономической сферой жизнедеятельности общества. При этом неизменно одним из субъектов лицензионно-разрешительного производства является уполномоченный орган государственной власти либо уполномоченная им организация. Лицензионных отношений между хозяйствующими субъектами не существует. При рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами, связанных с разбирательством претензий одного юридического (физического) лица к другому, в ходе которого стороны ссылаются на отсутствие лицензий, суд не принимает указанное обстоятельство в качестве доказательства в связи с тем, что лицензионные отношения лежат вне плоскости гражданского законодательства. Лицензирующий орган обладает всей полнотой прав в отношении хозяйственной деятельности лицензиата, указанной в лицензии. Лицензиар вправе не только непосредственно проводить проверки соблюдения лицензионных требований и условий, но и своим волевым решением приостановить или полностью прекратить осуществление лицензионного вида деятельности, т.е. имеет право непосредственного вмешательства в оперативную деятельность хозяйствующего субъекта.
Во-вторых, лицензионно-разрешительные правоотношения являются одной из существенных предпосылок и необходимым условием осуществления тех видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с действующим законодательством. Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, является исчерпывающим и исключает применение лицензионной процедуры в отношении других видов деятельности. Хозяйствующий субъект, желающий заниматься тем или иным лицензируемым видом деятельности, обязан вступить в лицензионно- разрешительные правоотношения для приобретения специальной правоспособности.
В-третьих, лицензионно-разрешительные
правоотношения отличаются процессуальным
характером. Лицензирование — это разрешительная
процедура, которая имеет свои обязательные
и факультативные стадии. Как и всякая
правовая процедура (включая гражданский
и уголовный процессы), лицензирование
четко регламентировано нормами лицензионного
законодательства, поскольку только детальная
регламентация обеспечивает законность
в ходе осуществления управленческой
деятельности.
В структуре административного процесса данный вид производства стали выделять сравнительно недавно, и именовать его «лицензионным», «разрешительно-лицензионным» производством. Лицензионно-разрешительное производство в рамках административного процесса относится к числу правонаделительных производств и обладает следующими особенностями:
1. Может быть
возбуждено только по
2. Является правовой формой государственной контрольной деятельности и соединяет два производства: правонаделительное (производство по выдаче лицензий) и контрольное в узком смысле слова – за соблюдением лицензиатом административно-обязывающих лицензионных требований и условий.
3. Его результатом всегда является конструктивный, правоформирующий акт управления.
4. На основании такого
акта предоставляется
5. Юридические последствия
такого акта распространяются
не только на обладателя
6. Это производство
Участников лицензионно-разрешительного производства в зависимости от выполняемых ими функций можно разделить на властные и невластные.
Органы исполнительной власти выступают основными субъектами в лицензионно-разрешительном производстве: решают дело по существу; выступают в качестве специалистов при исследовании и оценке доказательств.
Лицензирующий субъект лицензионно-разрешительного производства называется лицензиар. Законодательство именует такого субъекта уже как лицензирующий орган. Помимо этого властным субъектом лицензионного правоотношения могут быть правоохранительные органы в правоотношениях, возникающих в связи с грубым нарушением норм лицензионного законодательства. Кроме собственно лицензирующих органов, в качестве лицензиаров могут выступать соответствующие общественные организации.
Вторым субъектом лицензионно-разрешительного производства является либо юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в установленном порядке. Не может быть субъектом лицензионно-разрешительного производства физическое лицо, международная организация или иной субъект, не отвечающий требованиям соответствующего нормативного правового акта о лицензировании конкретного вида деятельности.
Иногда, для того чтобы стать субъектом лицензионно-разрешительного производства, юридическое лицо должно обладать специальной правоспособностью, например, иметь квалификационный аттестат и т.п. Подвластные субъекты заинтересованы в осуществлении лицензируемого вида деятельности и в связи с этим потенциально обязаны получить лицензию на ее осуществление. Как правило, такими субъектами выступают физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности сопряжено с получением лицензии. С момента ее получения юридическое лицо наделяется искомыми правами и обязанностями лицензиата, важнейшее среди которых соблюдение требований и условий лицензии. Таким образом, правоспособность юридического лица в полном объеме возникает после наделения его правомочиями лицензиата, изменение правоспособности чаще всего сопряжено с приостановлением лицензирующим органом действия лицензии и дополнительными обязанностями лицензиата по устранению обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.
В лицензионно-разрешительное производство субъекты могут вступать в двух основных качествах: в качестве соискателя лицензии на стадии подачи документов на получение лицензии, обжалования отказа в выдаче лицензии, а также в качестве лицензиата на всех последующих стадиях.
Для властных субъектов лицензионно-разрешительного производства является характерным то, что они либо являются органами государственной власти, либо наделены определенными властными полномочиями со стороны таких органов.
Полномочия различаются по своему характеру. Выделяют субъекты, обладающие нормотворческими полномочиями в сфере лицензирования.