Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. [8, с 36]
Изучение механизма административно-правового регулирования позволяет рассмотреть право в развитии, выявить закономерности его функционирования, повысить эффективность правового регулирования.и.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Механизм административно-правового  регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и  состояний, которые наступают в  волевых общественных отношениях в  области государственного управления в результате воздействия на них  административно-правовых норм. [8, с 36]

Изучение механизма административно-правового  регулирования позволяет рассмотреть  право в развитии, выявить закономерности его функционирования, повысить эффективность  правового регулирования.

Административно-правовое регулирование  отражает социальное значение, служебную  роль права как одного из важнейших  организующих факторов в системе  социального управления общественными  процессами.

С помощью административно-правового  регулирования общественных отношений  достигается установление и организация  процесса реализации прав и юридических  обязанностей различными субъектами общественных отношений. Данным способом правовое регулирование  придает общественным отношениям определенность и устойчивость. Так как, установленное правило, с одной стороны, указывает наиболее целесообразное поведение субъектов при сложившихся обстоятельствах, а с другой стороны, это правило гарантируется содействием, поддержкой и охраной государства с целью достижения преследуемого результата в урегулированных правом общественных отношениях.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных условиях происходит постоянное и динамичное развитие правоотношений в сфере государственного управления. С процессом демократизации общественных и государственных отношений возникает более острая необходимость усовершенствования прав и обязанностей участников административных правоотношений.  Изучение и разработка правовых норм, актов и категорий в области административного права, позволяет урегулировать общественные отношения в области государственного управления и исполнительной власти, более четко и конкретно определить права, обязанности и ответственность субъектов административного права.

Актуальность данной темы имеет особое значение и для современной России. С переходом к новой форме правления, к новому политическому режиму, с развитием демократических тенденций в России, вопросы взаимодействия государства и граждан,  органов власти и их должностных лиц, а также прочих субъектов в сфере управления, стали играть важную роль в развитии государства и общества в целом, в установлении правопорядка и законности их взаимодействия.

Появилась необходимость  совершенствования административно-правовых отношений, более глубокого изучения их механизма, разработки новых правовых норм и пересмотра прежних правил и принципов взаимодействия государства и других субъектов административных правоотношений.

Только глубокое и подробное  изучение современных особенностей развития административных правоотношений, тенденций их изменения, направлений  и перспектив развития, может сделать  процесс регулирования отношений в сфере государственного управления более эффективным.

Объект курсовой работы –  общественные отношения в сфере административно-правового регулирования.

Предметом курсовой работы является механизм административно-правового регулирования.

Цель курсовой работы –  изучение механизма административно-правового регулирования, его понятия и основных элементов.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Ознакомиться с понятием механизма административно-правового регулирования;
  2. Изучить его основные элементы и их взаимосвязь;
  3. Рассмотреть понятие, структуру и виды административно-правовых норм;
  4. Изучить процесс реализации административно-правовых норм;
  5. Ознакомиться с административно-правовыми отношениями и изучить их виды.

Данная  тема рассматривалась в трудах: А.А. Мишина, А.Б. Венгеров, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, А.Ю. Малышева, В.М. Корельского и других исследователей, изучающих различные формы государственного правления и различные факторы, влияющие на них и их определяющие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие механизма административно-правового регулирования и его элементов

 

Механизм административно-правового  регулирования - это система административно-правовых средств, которые, воздействуя на общественные отношения, организуют их в соответствии с задачами государства и общества.

Как и любой другой механизм административно-правового регулирования имеет свою структуру и систему основополагающих элементов. [8, с 41]

К данным элементам механизма  административно-правового регулирования относят (Рисунок 1):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок  1 – Элементы механизма административно-правового  регулирования

 

Элементы механизма административно-правового  регулирования, взаимодействуя между собой и выполняя определенные функции, также выступают в качестве юридических средств административно-правового регулирования, выполняя специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на данной основе общественных отношений. При этом административно-правовые средства включаются в процесс регулирования в определенной последовательности, что позволяет представить административно-правовое регулирование как процесс последовательного использования административно-правовых средств (элементов) для достижения целей по регулированию поведения участников общественных отношений.

Одними из важнейших элементов  механизма административно-правового  регулирования являются нормативные  и индивидуальные акты. Данные акты соответствуют двум уровням административно-правового  регулирования: общие правила поведения  людей и права и обязанности  конкретных участников правоотношений. [17, с 61]

Акты применения норм административного  права служат для воплощения норм административного права в жизнь и обеспечивают безусловное соответствие поведения субъектов административного права требованиям правовой нормы. Главной задачей применения административно-правовой нормы является воплощение ее предписаний относительно субъектов управленческих отношений. [17, с 65]

Акты толкования норм административного  права создаются для разъяснения  и уяснения смысла нормы,  таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права. [17, с 66]

Систему государственных (и муниципальных) органов как управляющих звеньев в административном праве составляют различные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление определенной деятельности и являющиеся участниками административных правоотношений. К ним могут быть отнесены Государственная Дума, Правительство РФ, различные Министерства и Ведомства и т.д.

Административно-правовые отношения  являются одним из основных элементов  механизма административно-правового  регулирования. Они представляют собой процесс взаимодействия прочих элементов механизма и являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения. [5, с 22]

Таким образом, механизм административно-правового  регулирования представляет собой  систему взаимосвязанных элементов, каждый из которых выполняет определенные функции, необходимые для регулирования  общественных отношений в сфере  административного права. При этом процесс регулирования протекает  в определенной последовательности применения тех или иных элементов  механизма, что позволяет планомерно и  в строгом соответствии осуществлять регулирование административных правоотношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Понятие, структура и  виды административно-правовых норм

 

Административно-правовые нормы  – это установленные и санкционированные  государством правила поведения, целью которых является регулирование общественных отношений, возникающих, реализующихся и изменяющихся в сфере функционирования механизма исполнительной власти и государственного управления. [5, 19]

Главным отличием административных норм от норм других отраслей права, является то, что предметом их регулирования  являются общественные отношения в  сфере управленческой и исполнительной деятельности государства. Также данные нормы регулируют отношения, возникающие в связи с решением органами представительной власти, суда, прокуратуры и самоуправления вопросов государственной и муниципальной службы, а также внутриорганизационных вопросов управления.

Нормы административного  права направлены на организацию, упорядочение и усовершенствование отношений, складывающихся в сфере управления. Посредствам  административно-правовых норм определяется правовое положение и компетенция  большинства органов исполнительной власти, органов управления, регламентируется их деятельность, ее формы и методы, порядок взаимоотношения с другими  субъектами права.

Нормы административного  права определяют также правовое положение физических и юридических  лиц в различных областях и  сферах государственного управления.

По средствам административно-правовых норм обеспечивается защита административных отношений от возможных нарушений. Нормы предписывают воздерживаться от совершения противоправных деяний, непосредственно регулируют отношения, возникающие в связи с дезорганизацией  или нарушением административно-правовой системы, отношения, связанные с  применением мер административного  принуждения.

Структура административно-правовой нормы – это внутренне строение нормы, способ и формы взаимосвязи  ее элементов. Как правило, элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция. Однако нормам административного  права присущ такой элемент, как  поощрение (Рисунок 2).

 


 

 

 

 

Рисунок 2 – Элементы нормы  административного права

 

 

Гипотеза содержит указания на фактические условия реализации нормы, т.е. на общественные отношения, на которые данная норма должна воздействовать. По существу, это юридические факты, порождающие административные правоотношения.

Диспозиция – это правило  поведения сторон, предписанное нормой. Она предполагает взаимосвязь и  взаимообусловленность прав и обязанностей участников административных правоотношений, указывая на то, как должны или могут  вести себя субъекты.

Санкция содержит указания на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. При этом санкция указывает лишь то административное воздействие, которое  предусмотрено нормой, в связи  с правонарушениям. [8, с 57]

Поощрение как элемент  административно-правовой нормы –  это публичное признание заслуг физического или юридического лица в выполнении правовых обязанностей или общественного долга, сформулированных в диспозиции нормы (Рисунок 3).

 



 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3 – Классификация  норм административного права

Административно-правовые нормы  могут быть классифицированы по различным  основаниям.

1) По содержанию:

- регламентирующие порядок  образования, функции, задачи, структуру  и компетенцию органов исполнительной  власти и государственного управления;

- закрепляющие основные  положения организации, функционирования  и правовое положение государственных  предприятий, учреждений и организаций;

- устанавливающие оптимальные  формы и методы реализации  деятельности органов исполнительной  власти и государственного управления;

- закрепляющие права,  обязанности и ответственности  граждан и общественных объединений  в сфере деятельности органов  исполнительной власти и государственного  управления;

- закрепляющие и регулирующие  основные положения, принципы  организации и деятельности института  государственной службы;

- регламентирующие способы  обеспечения законности и дисциплины  в сфере деятельности органов  исполнительной власти и государственного  управления;

- разрешающие вопросы  административной юрисдикции, касающиеся споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения;

- определяющие положения  и принципы регулирования отношений  между субъектами административных  правоотношений.

2) По предмету правового  регулирования:

- материальные, регулирующие  сущность управленческих отношений,  правила поведения субъектов  административного права в процессе  осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий.

- процессуальные, регламентирующие  порядок реализации управленческих  отношений или порядок рассмотрения  дел об административных правонарушениях,  порядок вынесения и обжалования  решений.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования