Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа
Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. [8, с 36]
Изучение механизма административно-правового регулирования позволяет рассмотреть право в развитии, выявить закономерности его функционирования, повысить эффективность правового регулирования.и.
3) По методу воздействия на поведения субъектов:
- обязывающие нормы содержат
юридическое предписание
- уполномочивающие (правонаделительные)
– наделяют правами субъектов
административного права
- запрещающие нормы запрещают
совершение определенных
- стимулирующие – создающие
условия должного поведения в
сфере управленческих
4) По форме предписания:
- императивные (категорические);
- рекомендательные;
- диспозитивные.
5) По действию в пространстве:
- федеральные;
- региональные;
- местные;
- локальные.
6) По действию во времени:
- срочные: кратковременные, длительные и чрезвычайные;
- бессрочные.
7) По субъектам регулирования:
- в сфере исполнительной
власти и государственного
- касающиеся физических и юридических лиц;
- государственных служащих;
- негосударственных учреждений.
Таким образом, норма административного
права представляет собой основной
элемент механизма, посредством
которого осуществляется контроль за
законностью в сфере
3 Реализация административно-
Реализация административно-
Реализация административно-
Выделяют несколько основных способов реализации норм административного права (Рисунок 4):
Рисунок 4 - Способы реализации норм административного права
При соблюдении субъекты административно-правовых отношений обязаны воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.
Здесь имеет место пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. [3, с 185]
Соблюдение регламентируется различными правовыми актами, к примеру, ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17.12.2009 г. содержит значительный перечень запретов, связанных с гражданской службой.
Исполнение административно-
Примером акта, регламентирующего исполнение административно-правовой нормы, может служить «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В соответствии с данным Кодексом, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ.
Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.
Использование представляет собой
добровольное совершение субъектами административно-правовых
отношений правомерных
Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм.
Применение подразумевает
Реализация административно-
Примером применения нормы административного права может служить ФЗ «О государственной охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 28.12.2010 г., подробно регламентирующий применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками федеральных органов государственной охраны.
Таким образом, реализация административно-правовых норм осуществляется путем правомерных действий субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.
4 Административно-правовые отношения и их виды
Административно-правовые отношения
– это регулируемые нормами административного
права общественные отношения, складывающиеся
в сфере управления, стороны которых
выступают в качестве носителей
взаимных прав и обязанностей, установленных
и гарантированных
Административно-правовые отношения обладают всеми общими признаками, которые присуще любым правовым отношениям, так как административное право является разновидностью права в целом. Однако данные отношения обладают и рядом особенных признаков. Одним из которых, является сфера распространения данных отношений, а именно управление в социальной, политической, хозяйственной и других областях деятельности.
Административно-правовые отношения имеют свою структуру, состоящую из взаимосвязанных элементов (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Элементы административно-правовых отношений
Таким образом, структура административно-правовых отношений – это совокупность взаимосвязанных, обязательных элементов: объекта, субъектов, содержания правоотношения и юридического факта.
Субъекты административно-
Объект административно-правовых отношений – это то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, то есть волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.
Однако на современном этапе развития административных правоотношений среди ученых нет единого мнения по поводу определения объекта данных отношений. Некоторые исследователи считают, что объект не является элементом правоотношений. Но в современной теории права преобладают две концепции. Одна из них – монистическая определяет объект как действия субъектов, так как именно их поведение регулируется правом. Другая – плюралистическая дает более широкое определение объекту правоотношений, включая в него помимо действий субъектов также блага, ценности, вещи и другие объекты имущественных отношений.
В содержании административных правоотношений выделяют две составляющие: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные права и юридические обязанности).
Таким образом, реальное поведение участников административных правоотношений составляет непосредственное содержание данного правоотношения.
Юридические факты – это
определенные жизненные обстоятельства
(ситуации, условия), с которыми нормы
права связывают возникновение,
изменение или прекращение
Наиболее распространенным
основанием для возникновения, изменения
или прекращения
Помимо наличия юридических
фактов и фактических составов основанием
для возникновения
Юридическая презумпция – обоснованное предположение, на основании которого возникает, изменяется или прекращается правоотношение и которое в процессе данного правоотношения либо доказывается, либо опровергается.
Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта.
В связи с многообразием сфер государственного управления административно-правовые отношения классифицируются по различным признакам (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Классификация административно-правовых отношений
К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права.
Процессуальные
При этом материальные правоотношения реализуются по средствам процессуальных правоотношений.
Вертикальные административно-
Горизонтальные
Информация о работе Механизм административно-правового регулирования