Механизм административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Механизм административно-правового регулирования - это совокупность правовых средств, а также процессов и состояний, которые наступают в волевых общественных отношениях в области государственного управления в результате воздействия на них административно-правовых норм. [8, с 36]
Изучение механизма административно-правового регулирования позволяет рассмотреть право в развитии, выявить закономерности его функционирования, повысить эффективность правового регулирования.и.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.65 Кб (Скачать файл)

3) По методу воздействия  на поведения субъектов:

- обязывающие нормы содержат  юридическое предписание действовать  так, как предусмотрено нормой;

- уполномочивающие (правонаделительные) – наделяют правами субъектов  административного права совершать  определенные действия;

- запрещающие нормы запрещают  совершение определенных действий;

- стимулирующие – создающие  условия должного поведения в  сфере управленческих отношений  с помощью средств материального  или морального поощрения или  наличия обстоятельств, смягчающих  административную ответственность.

4) По форме предписания:

- императивные (категорические);

- рекомендательные;

- диспозитивные.

5) По действию в пространстве:

- федеральные;

- региональные;

- местные;

- локальные.

6) По действию во времени:

- срочные: кратковременные, длительные и чрезвычайные;

- бессрочные.

7) По субъектам регулирования:

- в сфере исполнительной  власти и государственного управления;

- касающиеся физических  и юридических лиц;

- государственных служащих;

- негосударственных учреждений.

Таким образом, норма административного  права представляет собой основной элемент механизма, посредством  которого осуществляется контроль за законностью в сфере государственного управления и исполнительной власти. Норма содержит основные предписания, принципы и методы взаимодействия субъектов  административного права, основные права и обязанности данных субъектов, а также правила формирования, функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти и  государственного управления. Нормы  административного права можно  классифицировать по различным основаниям и направлениям, что позволяет  более точно и четко определить области и сферы административных правоотношений, на которые распространяется их влияние и действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Реализация административно-правовых  норм

 

Реализация административно-правовых норм – это практическое использование, содержащихся в них принципов  и правил поведения в целях  регулирования общественных отношений  в сфере управления.

Реализация административно-правовых норм представляет собой правомерные  действия субъектов, которые согласуются  с требованиями, установленными нормами  административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей. [8, с 54]

Выделяют несколько основных способов реализации норм административного  права (Рисунок 4):

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 4 - Способы реализации норм административного права

 

При соблюдении субъекты административно-правовых отношений обязаны воздерживаться от совершения деяний, запрещенных данными нормами. Сущность данной формы состоит в воздержании субъекта от совершения действий, запрещенных нормами. Таким образом, соблюдением может осуществляться без вступления субъекта в конкретные административно-правовые отношения.

Здесь имеет место пассивное исполнение: субъект может не предпринимать активных действий, характерных для исполнения, однако обязан выполнять определенные условия, формулируемые через запреты, которые представляют собой негативную оценку тех или иных действий и явлений со стороны государства. Нарушение запрета влечет привлечение к юридической ответственности, вид которой зависит от характера запрета и серьезности нарушения. [3, с 185]

Соблюдение регламентируется различными правовыми актами, к примеру, ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», с изменениями и дополнениями от 17.12.2009 г. содержит значительный перечень запретов, связанных с гражданской службой. 

Исполнение административно-правовых норм - точное следование субъектами (участниками) административно-правовых отношений  предписаниям, указаниям, требованиям, определяемым нормами административного  права. Исполнение предполагает активные действия субъектов, на которых распространяются соответствующие нормы административного  права. Напротив, пассивное поведение, невыполнение предписаний могут  рассматриваться как противоправное поведение, влекущее юридическую ответственность. [3, с 190]

Примером акта, регламентирующего  исполнение административно-правовой нормы, может служить «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В соответствии с данным Кодексом, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, допускаемых КоАП РФ.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит  в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые  связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Использование представляет собой  добровольное совершение субъектами административно-правовых отношений правомерных действий, направленных на осуществление личных (субъективных) прав в сфере, регулируемой административным правом. Использование  может характеризоваться как  самостоятельное решение субъекта относительно возможностей, предоставляемых  этим правом, и носить как активный, так и пассивный характер.

Применение - наиболее характерный  для административного права  вид реализации административно-правовых норм.

Применение подразумевает издание  компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических  актов, основанных на материальных и  процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о  государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления  о привлечении лица к административной ответственности.

Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов  исполнительной власти и их должностных  лиц. [19, с 108]

Примером применения нормы административного  права может служить ФЗ «О государственной  охране» от 27.05.1996 г. № 57-ФЗ, с изменениями и дополнениями от 28.12.2010 г., подробно регламентирующий применение физической силы, специальных средств и оружия сотрудниками федеральных органов государственной охраны. 

Таким образом, реализация административно-правовых норм осуществляется путем правомерных действий субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

 

4 Административно-правовые отношения и их виды

 

Административно-правовые отношения  – это регулируемые нормами административного  права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых  выступают в качестве носителей  взаимных прав и обязанностей, установленных  и гарантированных административно-правовой нормой. [8, с 62]

Административно-правовые отношения  обладают всеми общими признаками, которые присуще любым правовым отношениям, так как административное право является разновидностью права  в целом. Однако данные отношения  обладают и рядом особенных признаков. Одним из которых, является сфера  распространения данных отношений, а именно управление в социальной, политической, хозяйственной и других областях деятельности.

Административно-правовые отношения  имеют свою структуру, состоящую  из взаимосвязанных элементов (Рисунок 5).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Элементы административно-правовых отношений

 

Таким образом, структура  административно-правовых отношений – это совокупность взаимосвязанных, обязательных элементов: объекта, субъектов, содержания правоотношения и юридического факта.

Субъекты административно-правовых отношений – это физические и юридические лица, которые по административному законодательству наделены возможностью или способностью быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности и вступать в конкретные административно правовые отношения. Субъектами административных правоотношений могут выступать правоспособные и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом. [8, с 70]

Объект  административно-правовых отношений – это то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, то есть волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Однако на современном  этапе развития административных правоотношений среди ученых нет единого мнения по поводу определения объекта данных отношений. Некоторые исследователи  считают, что объект не является элементом правоотношений. Но в современной теории права преобладают две концепции. Одна из них – монистическая определяет объект как действия субъектов, так как именно их поведение регулируется правом. Другая – плюралистическая дает более широкое определение объекту правоотношений, включая в него помимо действий субъектов также блага, ценности, вещи и другие объекты имущественных отношений.

В содержании административных правоотношений выделяют две составляющие: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные права  и юридические обязанности).

Таким образом, реальное поведение  участников административных правоотношений составляет непосредственное содержание данного правоотношения.

Юридические факты – это  определенные жизненные обстоятельства (ситуации, условия), с которыми нормы  права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Придание тем или иным фактам статуса  юридических зависит от воли законодателя и закрепляется в нормативных  правовых актах или иных источниках права. Юридические факты содержатся в гипотезах правовых норм. Наступление  того или иного юридического факта  влечет за собой предусмотренные  нормой права юридические последствия. По волевому признаку юридические факты  делятся на: события, действия и состояния. Как правило, в качестве юридических  фактов на практике выступают действия или события. [17, с 84]

Наиболее распространенным основанием для возникновения, изменения  или прекращения административных правоотношений являются правомерные  действия участников управленческой деятельности. Данные действия полностью соответствуют  требованиям административно-правовых норм. В качестве юридических фактов могут выступать правомерные  действия органов исполнительной власти, граждан и других участников административно-правовых отношений. В определенных случаях, для возникновения юридических  последствий требуется не один юридический  факт, а их совокупность – фактический  состав.

Помимо наличия юридических  фактов и фактических составов основанием для возникновения правоотношений является наличие обстоятельств, которые, не являясь общепринятыми фактами, признаются законодателем таковыми: юридическая презумпция и юридическая фикция.

Юридическая презумпция –  обоснованное предположение, на основании  которого возникает, изменяется или  прекращается правоотношение и которое  в процессе данного правоотношения либо доказывается, либо опровергается.

Юридическая фикция – заведомо ложное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта.

В связи с многообразием  сфер государственного управления административно-правовые отношения классифицируются по различным признакам (Рисунок 6).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Классификация  административно-правовых отношений

 

К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права.

Процессуальные административно-правовые отношения складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуальных, конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.

При этом материальные правоотношения реализуются по средствам процессуальных правоотношений.

Вертикальные административно-правовые отношения складываются в рамках подчинения одного субъекта другому. В таком случае один из субъектов правоотношений имеет властные полномочия по отношению к другому.

Горизонтальные административно-правовые отношения не связаны с подчинением. Они могут возникать между органами государственного управления, их должностными лицами и гражданами. Обычно такие правоотношения связаны с реализацией прав граждан в сфере управления.

Информация о работе Механизм административно-правового регулирования