Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 07:51, контрольная работа
Описание работы
Государственное управление рассматривается как объект административно-правового регулирования, сущность которого состоит в упорядочении управленческих отношений и определении правового статуса органов исполнительной власти. Содержание административно-правового регулирования заключается: — в принятии новых административно-правовых норм в соответствии с потребностями общества и государства;
1.Механизм
административно-правового регулирования:
понятие и его элементы
Государственное управление рассматривается
как объект административно-правового
регулирования, сущность которого
состоит в упорядочении управленческих
отношений и определении правового
статуса органов исполнительной
власти.
Содержание административно-правового
регулирования заключается:
— в принятии новых административно-правовых
норм в соответствии с потребностями
общества и государства;
— упорядочении и закреплении на основе
современных норм права наиболее целесообразных
общественных отношений в сфере государственного
управления (приватизация государственного
и муниципального имущества, регистрация
прав на имущество и т. д.);
— охране урегулированных правом
управленческих отношений (в том
числе через установление ответственности
за их нарушение);
— развитии новых общественных отношений,
соответствующих требованиям объективных
законов развития нашего общества (предпринимательство,
лицензирование и т. д.);
— вытеснении из сферы управления общественных
отношений, не отвечающих современным
условиям (административно-командных,
устаревших налоговых отношений). Система
административно-правовых средств, которые
воздействуют на общественные отношения,
организуя их в соответствии с задачами
государства и общества, именуется механизмом
административно-правового регулирования,
в структуру.
Которого могут входить следующие элементы:
— нормы административного права,
закрепленные в федеральных законах,
указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, законах субъектов
Федерации и в других нормативных
правовых актах;
— акты толкования норм административного
права (инструкции, правила, нормативы
и др.), издаваемые уполномоченными
на то органами;
— акты применения норм административного
права (поощрительные или в
отношении правонарушителей);
— административно-правовые отношения.
Важнейшими средствами механизма
административно-правового регулирования
являются нормативные и индивидуальные
правовые акты, которые принимаются
на федеральном и региональном
уровнях. Первый уровень составляют
общие правила поведения людей,
а второй уровень образуют
индивидуальные акты, определяющие
на основе административно-правовой
нормы права и обязанности
конкретных участников правоотношения.
Акт применения нормы административного
права включается в механизм
административно-правового регулирования
как средство закрепления индивидуальных
прав, обязанностей и мер юридической
ответственности.
В административно-правовом отношении
как элементе правового регулирования
индивидуализируются положения
той или иной нормы административного
права, определяется порядок реализации
обязанностей и прав участников
отношения.
2. Административно-правовые нормы:
понятие, структура, виды и
способы их реализации
Под административно-правовой нормой
понимают правила поведения, установленные
государством в целях закрепления
и развития общественных отношений
в сфере государственного управления,
за нарушение которых может
наступать административная ответственность.
В административно-правовых нормах
непосредственно выражается регулятивная
роль административного права,
которая проявляется в следующем:
— во-первых, они преследуют цель
обеспечения должной упорядоченности
организации и функционирования
как всей системы исполнительной власти
(государственного управления), так и ее
отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
— во-вторых, определяют тот или
иной вариант должного, т. е.
соответствующего интересам правового
государства, поведения всех лиц
и организаций, действующих непосредственно
в сфере государственного управления
и выполняющих тот или иной
объем его функций (губернатор
города, области), либо тем или
иным образом затрагивающих своими
действиями интересы этой сферы
(граждане, общественные объединения);
— в-третьих, предназначены для
исполнения, проведения в жизнь
требований законов Российской
Федерации и законов ее субъектов.
Тем самым они выражают сущность
исполнительной ветви единой
государственной власти;
— в-четвертых, служат интересам
установления и обеспечения прочного
режима законности и государственной
дисциплины в общественных отношениях,
возникающих в процессе управленческой
деятельности;
— в-пятых, в отличие от многих
других отраслей российского
права, имеют свои собственные
юридические средства защиты
от посягательств на них. Имеется
в виду административная ответственность,
как правило, наступающая в
административном порядке;
— в-шестых, могут выступать в
роли регулятора иных общественных
отношений, а не только их
защитника. Так, с их помощью
обеспечивается регулирование финансовых,
земельных, трудовых и иных
отношений; определяется порядок
взимания налогов, сборов; осуществляется
государственный контроль за соблюдением
налогового, природоохранного, трудового
законодательства; устанавливаются основные
организационные начала предпринимательской
деятельности и т. п.
Административно-правовые нормы
имеют следующие особенности:
1) они устанавливаются органами
исполнительной власти и всегда
вторичны по отношению к законодательным
актам, поскольку законы первичны
и обладают большей юридической
силой;
2) нормы федеральных законов не
всегда имеют характер прямого
действия, так как устанавливают
наиболее общие правила поведения,
поэтому для их реализации
принимаются правовые акты федеральными
органами исполнительной власти,
а также нормативные акты законодательных
и исполнительных органов субъектов
Федерации;
3) административно-правовые нормы
обязательны, прежде всего, для
органов исполнительной, а не
законодательной власти;
4) административно-правовые нормы
не регулируют отношения между
гражданами, для этого есть гражданско-правовые,
семейноправовые и другие нормы, не носящие
характер властности, присущий административно-правовым
нормам.
Административно-правовая норма,
так же как и нормы других
отраслей права, имеет свою
структуру, под которой понимается
внутреннее строение нормы, определенный
порядок взаимосвязи, взаимообусловленности
составных частей элементов нормы.
Согласно наиболее распространенному
мнению административно-правовая
норма состоит из гипотезы, диспозиции
и санкции. Гипотеза как часть
административно-правовой нормы
содержит указание на фактические
условия реализации нормы, т.
е. на те факты, которые порождают административно-правовые
отношения (достижение определенного
возраста, совершение правонарушения
и т. п.). Гипотеза выражается либо в форме
гипотетического суждения, либо не формулируется
вообще, но может быть выведена из содержания
нормы путем логического анализа последней.
Диспозиция — правило поведения,
предписываемое нормой. Она выражается
в виде предписаний (получить
лицензию), запретов (запрещена продажа
вино-водочных изделий без кассового аппарата)
и дозволений (посещение определенных
местностей иностранными гражданами только
с разрешения органов исполнительной
власти).
Санкция как элемент административно-правовой
нормы содержит указание на
меры воздействия, применяемые
к нарушителю. При этом важно
иметь в виду, что она указывает
не на любое административное
воздействие, а лишь на такое,
применение которого предусмотрено
самой нормой в связи с правонарушением.
Административно-правовые нормы
по различным основаниям классифицируются
на определенные виды. Наиболее
полно выявить характерные черты
норм административного права
и их юридические свойства
позволяет классификация по следующим
основаниям:
— по предмету регулирования
(содержанию);
— по методу воздействия на
поведение субъектов административного
права;
— по форме предписания;
— по пределу действия (в пространстве,
во времени, по субъектам).
По предмету регулирования (содержанию)
административно-правовые нормы
подразделяются на материальные и процессуальные.
Материальные нормы характеризуются
тем, что они юридически закрепляют
комплекс обязанностей и прав,
а также ответственность участников
регулируемых административным
правом управленческих отношений,
т. е. фактически их административно-правовой
статус.
Процессуальные нормы регулируют
порядок реализации, применения
права, т. е. направлены на
проведение в жизнь материальных
норм.
По методу воздействия на поведение
субъектов административного права
нормы подразделяются на обязывающие
(регистрация по месту пребывания
или жительства), уполномочивающие
(право на обжалование неправомерных
действий (бездействия) органов исполнительной
власти), запретительные (переход перекрестка
на красный сигнал светофора), поощрительные
(стимулирующие).
По форме предписания административно-правовые
нормы подразделяются на категорические
(императивные), рекомендательные и диспозитивные.
Категорические нормы содержат
правила строгого поведения участников
административных правоотношений (указы
Президента РФ о призыве на
военную службу и увольнении
с военной службы).
Рекомендательные нормы содержат
определенные советы о целесообразности
совершения субъектами административного
прав тех или иных действий.
Например, многие постановления
Правительства РФ обращены к
органам исполнительной власти
субъектов Федерации в виде
рекомендаций об исполнении федеральных
законов или указов Президента
РФ по тем или иным вопросам
государственного управления.
Диспозитивные нормы содержат
правило, которое предоставляет
возможность участникам административного
правоотношения в рамках нормы
самим определять права и обязанности.
И только в случае отсутствия
взаимного соглашения вступает
в силу правило нормы (определение
руководителем органа исполнительной
власти его структуры, должностных
обязанностей служащих).
По пределу действия (в пространстве,
во времени, по субъектам).
Административно-правовые нормы
действуют в пределах Российской
Федерации и за ее границами
(для органов, учреждений и
граждан России). Соответственно
территориальным масштабам различают
нормы:
— общероссийские;
— действующие в пределах территорий
субъектов Федерации;